Урок обществознания по теме "Избирательный процесс"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации;
  2. Содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества;
  3. Развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы.

Форма урока – ролевая игра

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, визитки.

Подготовительный этап.

За две недели до проведения урока учащимся даются задания по группам:

“Историкам” – подготовить сообщение на тему “Формирование системы выборов в историческом процессе России”.

“Юристам” – изучить Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и подготовить сообщение на тему “Демократические выборы”.

“Социологам” – разработать анкету и провести мини-опрос на тему “Моё отношение к выборам”, обработать данные и сделать выводы на уроке.

“Политикам” – изучить этапы избирательных кампаний.

“Избиратели” – подготовить тезисы по теме “Выборы. За и против”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учащиеся занимают места, соответствующие их местам:

1- трибуна; 2 – историки, юристы, социологи; 3 – политики; 4 – избиратели.

II. Актуализация знаний (Слайд 2)

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных  интересов: личной свободы и общего блага.

- Объясните смысл этих слов.

- Что такое право? (Слайд 3)

III. Вступительное слово учителя.

В жизни всегда приходится выбирать. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе целого государства. Участие в выборах – проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Сегодня мы поговорим о избирательном процессе демократического государства. (Слайд 4) Проблемное задание: Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

IV. Выступление “историка”.

V. Выступление “юриста”. (Слайды 5,6,7,8)

VI. Игра “Избирательная кампания”

(Слайд 9). В игре участвуют политики, остальные принимают активное участие в дискуссии

Политические партии служат основным механизмом, облегчающий процесс формирования воли народа.

1 тур “Личные качества политика”

Составьте список из 10 качеств, которыми на Ваш взгляд должен обладать кандидат в политики.

2 тур “Тема избирательной кампании”

Сформулируйте основную тему Вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы Вы положите в основу Вашей программы. Придумайте рекламную заставку и основной лозунг.

3 тур “Предвыборные поездки”

Разработайте план предвыборных поездок по России. Составьте список из 5 наиболее приоритетных регионов страны.

4 тур “Кризис, кризис, кризис…”

Политические конкуренты обвиняют Вас в том, что Вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим что Вы попытаетесь сделать? Какие изменения в тактику своей избирательной кампании Вы внесете после этого кризиса?

5 тур “Этические проблемы”

Вы получили сообщение о том, что лидер соперничающей с Вами партии:

А) страдает хроническими заболеваниями,

Б) имеет ранения мозга,

В) систематически употребляет психотропные препараты. Что по-вашему следует сделать? Поясните свой выбор.

VII. Подведение итогов игры.

Слово предоставляется юристам – В ходе игры были ли нарушены законы?

– Избиратели Ваши пожелания, предложения политикам.

– Социологам предлагается подвести итоги игры и анкетирования.

VIII. Закрепление

Ответы на проблемное задания. (Слайд 10)

Моё мнение это безразличие к будущему. Народ всегда во всём винит “власть” , которую сам же и выбирает.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль.

Не все естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако во время выборов мы играем роль избирателей.

Каждый гражданин участвует в выборах, потому что не равнодушен к судьбе страны , своего региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в этот день отсиживается дома, отдавая решение на откуп стихии. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.

Вы, ребята будущее своей страны.

Ваше будущее зависит от политических, гражданских и социальных прав. На сколько Вы их реализуете.

“Право существует для пользы человечества”.
Латинское изречение

IX. Итог урока

Оценивание за работу на уроке.

Домашнее задание – отобрать литературу для рефератов.

Приложение 1. Выборы

Приложение 2. Из истории выборов

Приложение 3. Избирательное право

Приложение 4. Презентация