В настоящее время достаточно четко обозначенная общественная потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющих информационными технологиями для решения профессиональных и социальных проблем, ставит перед системой образования задачу освоения новой парадигмы, ориентированной на человека и связывающей с ним новые качества бытия и общественного интеллекта. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость информатизации образования, оптимизации методов обучения, “активного использования технологий открытого образования; углубления интеграционных и междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями”.
Обосновывая потенциал информационных технологий, необходимо рассмотреть блок педагогических задач, решение которых возможно с помощью компьютерных средств обучения, а также классификацию КСО в зависимости от решаемых задач. Практика работы в СПбГИЭУ позволяет сделать вывод о том, что компьютерные средства обучения обладают значительным дидактическим потенциалом и могут быть использованы для организации процесса обучения, ориентированного на понимание обучающимися учебного материала. Совокупность педагогических средств, основанная на использовании компьютера как системообразующего элемента учебного курса, как “третьего субъекта” в системе “преподаватель – компьютер – студент”, в том числе в условиях обучения в группе, обладает потенциалом активизации понимания через постановку цели, осуществления процесса и достижения результата обучения.
В ходе анализа рассматриваемой проблемы были также рассмотрены условия, средства и трудности достижения понимания обучающимися учебного материала. В связи с этим необходимо говорить о его наличии для активизации понимания. Однако потенциальное должно быть реализовано, и это требует обоснования педагогических условий, в которых потенциальное становится реальным, достижимым.
Следует детерминировать следующие педагогические условия, способствующие активизации понимания:
своевременная диагностика уровней понимания студентами учебного материала и проведение необходимой коррекции;
развитие положительной познавательной мотивации студентов на достижение понимания;
персонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучении;
создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучаемого из объекта обучения в субъект познавательной деятельности на основе понимания;
развитие рефлексивной культуры студентов путем соответствующей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
Дидактический процесс активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий обобщенно представлен в таблице 1, где также отражена обоснованная четырехуровневая шкала, включающая рецептивный, репродуктивный, продуктивный и эвристический уровни. Использование критериев и показателей оценки уровней понимания позволяют четко фиксировать достижения каждого студента по результатам контрольных срезов, а также выявить общую и индивидуальную положительную динамику развития понимания студентами учебного материала.
Таблица 1
Дидактический процесс активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий
Уровни понимания |
Показатели понимания |
Деятельность преподавателя по активизации понимания |
Возможность применения средств информационных технологий |
Рецептивный уровень |
- формулировка определений отдельных
объектов и явлений; - знание ключевых понятий; - правильное изложение основных лексических единиц. |
- предоставляет студентам возможность
устного изложения изученного материала; - предлагает студентам в качестве иллюстративного материала привести примеры из собственного жизненного опыта; - предлагает студентам для Case Studies. |
Проведение занятий с использованием
мультимедийных средств. Использование: – компьютерного тренажера для самостоятельной работы; – компьютерной обучающей системы для самоподготовки. |
Репродуктивный уровень |
- непротиворечивое изложение
теоретических основ изучаемого материала; - правильное выполнение типовых упражнений; - умение правильно интерпретировать полученные результаты. |
- предоставляет студентам возможность
письменного развернутого ответа на вопросы по
изученному теоретическому материалу; - преимущественно использует задания с профессиональноориентированным содержанием; - создает предпосылки для использования студентами дополнительных источников информации. |
Использование: – компьютерного тренажера для самостоятельной работы; – компьютерной обучающей системы для самоподготовки; – электронных справочников, библиотек; – средств компьютерных коммуникаций (Internet). |
Продуктивный уровень |
Умения: - применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях; - проводить исследование по уже существующим моделям, правильно анализировать полученные результаты; - самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой дополнительной информации. |
- формулирует проблемную ситуацию и
предлагает студентам самостоятельно ее
разрешить, отслеживает последовательность
выполнения алгоритма исследовательской
деятельности и проводит своевременную
коррекцию; - использует дидактические игры (в том числе и компьютерные) как средство применения изученного теоретического материала и алгоритмов деятельности к решению поставленных задач в условиях, близких к реальной действительности. |
Использование: – систем компьютерного моделирования; – средств компьютерных коммуникаций (Internet); – компьютерных обучающих игр; – компьютерного восстановительного курса. |
Эвристический уровень |
- умение самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, сформулировать гипотезу исследования, составить соответствующую модель, провести ее дальнейшее исследование и адекватно интерпретировать полученные результаты. | - определяет тему исследования и предлагает форму представления конечных результатов по ее изучению (например, реферрат, эссе и т.д.) | Студент самостоятельно использует средства ИТ для нахождения необходимой информации (например, электронные библиотеки, Internet); для обработки числовых данных – средства электронных таблиц (например, MS Excel); для оформления полученных результатов – текстовые редакторы (например, MS Word); для публичного выступления – средства электронных презентаций (например, MS PowerPoint). |