Понимание студентами учебного материала по дисциплине "Иностранный язык" средствами информационных технологий

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время достаточно четко обозначенная общественная потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющих информационными технологиями для решения профессиональных и социальных проблем, ставит перед системой образования задачу освоения новой парадигмы, ориентированной на человека и связывающей с ним новые качества бытия и общественного интеллекта. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость информатизации образования, оптимизации методов обучения, “активного использования технологий открытого образования; углубления интеграционных и междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями”.

Обосновывая потенциал информационных технологий, необходимо рассмотреть блок педагогических задач, решение которых возможно с помощью компьютерных средств обучения, а также классификацию КСО в зависимости от решаемых задач. Практика работы в СПбГИЭУ позволяет сделать вывод о том, что компьютерные средства обучения обладают значительным дидактическим потенциалом и могут быть использованы для организации процесса обучения, ориентированного на понимание обучающимися учебного материала. Совокупность педагогических средств, основанная на использовании компьютера как системообразующего элемента учебного курса, как “третьего субъекта” в системе “преподаватель – компьютер – студент”, в том числе в условиях обучения в группе, обладает потенциалом активизации понимания через постановку цели, осуществления процесса и достижения результата обучения.

В ходе анализа рассматриваемой проблемы были также рассмотрены условия, средства и трудности достижения понимания обучающимися учебного материала. В связи с этим необходимо говорить о его наличии для активизации понимания. Однако потенциальное должно быть реализовано, и это требует обоснования педагогических условий, в которых потенциальное становится реальным, достижимым.

Следует детерминировать следующие педагогические условия, способствующие активизации понимания:

  • своевременная диагностика уровней понимания студентами учебного материала и проведение необходимой коррекции;

  • развитие положительной познавательной мотивации студентов на достижение понимания;

  • персонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучении;

  • создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучаемого из объекта обучения в субъект познавательной деятельности на основе понимания;

  • развитие рефлексивной культуры студентов путем соответствующей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.

Дидактический процесс активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий обобщенно представлен в таблице 1, где также отражена обоснованная четырехуровневая шкала, включающая рецептивный, репродуктивный, продуктивный и эвристический уровни. Использование критериев и показателей оценки уровней понимания позволяют четко фиксировать достижения каждого студента по результатам контрольных срезов, а также выявить общую и индивидуальную положительную динамику развития понимания студентами учебного материала.

Таблица 1

Дидактический процесс активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий

Уровни понимания

Показатели понимания

Деятельность преподавателя по активизации понимания

Возможность применения средств информационных технологий

Рецептивный уровень

- формулировка определений отдельных объектов и явлений;

- знание ключевых понятий;

- правильное изложение основных лексических единиц.

- предоставляет студентам возможность устного изложения изученного материала;

- предлагает студентам в качестве иллюстративного материала привести примеры из собственного жизненного опыта;

- предлагает студентам для Case Studies.

Проведение занятий с использованием мультимедийных средств.

Использование:

– компьютерного тренажера для самостоятельной работы;

– компьютерной обучающей системы для самоподготовки.

Репродуктивный уровень

- непротиворечивое изложение теоретических основ изучаемого материала;

- правильное выполнение типовых упражнений;

- умение правильно интерпретировать полученные результаты.

- предоставляет студентам возможность письменного развернутого ответа на вопросы по изученному теоретическому материалу;

- преимущественно использует задания с профессиональноориентированным содержанием;

- создает предпосылки для использования студентами дополнительных источников информации.

Использование:

– компьютерного тренажера для самостоятельной работы;

– компьютерной обучающей системы для самоподготовки;

– электронных справочников, библиотек;

– средств компьютерных коммуникаций (Internet).

Продуктивный уровень

Умения:

- применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях;

- проводить исследование по уже существующим моделям, правильно анализировать полученные результаты;

- самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой дополнительной информации.

- формулирует проблемную ситуацию и предлагает студентам самостоятельно ее разрешить, отслеживает последовательность выполнения алгоритма исследовательской деятельности и проводит своевременную коррекцию;

- использует дидактические игры (в том числе и компьютерные) как средство применения изученного теоретического материала и алгоритмов деятельности к решению поставленных задач в условиях, близких к реальной действительности.

Использование:

– систем компьютерного моделирования;

– средств компьютерных коммуникаций (Internet);

– компьютерных обучающих игр;

– компьютерного восстановительного курса.

Эвристический уровень

- умение самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, сформулировать гипотезу исследования, составить соответствующую модель, провести ее дальнейшее исследование и адекватно интерпретировать полученные результаты. - определяет тему исследования и предлагает форму представления конечных результатов по ее изучению (например, реферрат, эссе и т.д.) Студент самостоятельно использует средства ИТ для нахождения необходимой информации (например, электронные библиотеки, Internet); для обработки числовых данных – средства электронных таблиц (например, MS Excel); для оформления  полученных результатов – текстовые редакторы (например, MS Word); для публичного выступления – средства электронных презентаций (например, MS PowerPoint).