Формирование понятийного аппарата на уроках географии

Разделы: География


В условиях обновления системы образования особенно важное внимание уделяется к личности в процессе обучения. Поэтому основная задача учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности.

Давая характеристику умственному развитию и уровню обучаемости отдельного ученика или группы обучающихся, учитель часто ограничивается критерием: “Умеют (чаще не умеют) говорить”.

Катастрофическое падение речевой культуры становится серьезной проблемой нашего времени, а решение ее во многом возлагается на школу, которая не может решить ее в одиночку.

Развитие речи учащихся является неотъемлемой частью развивающего обучения.

Бытует устойчивое мнение, что развитие речи обучающихся – это не только обязанность, но и прерогатива учителей-словесников, а у предметника задачи иные, поскольку специального времени для такого обучения нет. В то же время, всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий и т.д., а, следовательно, и расширение словарного запаса обучающегося, включения новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает не только его предметное содержание, но и усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык.

В настоящее время учащихся на уроках географии обучают по разным программам и направлениям: расширенное, разноуровневое, интегрированное и прочее, но любое направление предусматривает обязательное знание в рамках Государственного образовательного стандарта. Это тот минимум знаний, который обучающиеся обязаны иметь, иначе ни углубления, ни расширения не получится. Известно, что свободный хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления географических знаний и словарного запаса. В связи с этим, большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата.

Понятия предусматривают один из важнейших компонентов системы научных знаний, базисную единицу что является “ядром”, вокруг которого формируются научные знания.

Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов и явлений, поэтому овладение любой научной дисциплиной осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата. Каждое понятие не изолировано, а находится в известной вязи с остальными.

Главным условием формирования мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение предается овладению понятийным аппаратом в курсе начальной физической географии.

Для полноценного усвоение учащимися учебного материала необходимо, чтобы система понятий образовала структурный скелет знаний по тем или иным темам, а так же по учебной дисциплине в целом.

Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании.

Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:

  1. Усвоение информации – ответ на вопрос “Что такое?”
  2. Применение понятий в знакомой ситуации.
  3. Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.

Пожалуй, это главное, к чему мы должны стремиться. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.

Приемы формирования понятийного аппарата по географии или некоторые рекомендации по формированию функциональной грамотности

Обычный порядок введения терминов таков:

  1. Термин вводится в процессе объяснения материала по новой теме.
  2. Значение термина раскрывается до рассказа учителя или в процессе рассказа.
  3. Учащиеся записывают новый термин на данном уроке и закрепляют его значение на последующих уроках. Новое слово учитель четко пишет на доске, выделяя трудные орфограммы цветным мелом и голосом, заранее предупреждает возможные ошибки: “Мис-су-ри – буква С повторяется два раза”.

Закрепить новую лексику и отработать можно с помощью нескольких приемов:

  1. Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов).
  2. Работа со справочной, хрестоматийной литературой.
  3. Оформление в кабинете словаря терминов, накопление дидактического материала по терминам.
  4. Запись на доске плана урока.
  5. Семинарские занятия.
  6. Уроки-конференции.
  7. Введение тетрадей-словарей, микрословариков.

Контроль

  1. Сочинения с применением терминов.
  2. Рефераты.
  3. Практическая работа.
  4. Составление чайнвордов, кроссвордов, ребусов.

Дидактический материал

Виды словарно-терминологической работы на уроках географии

1. “Почта”.

Учащимся раздаются кармашки (“почтовые ящики”) с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, а также раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по кармашкам и не ошибиться адресом.

Например: исток положить в конверт “Воды суши”.

2. “Третий лишний”, “Четвертый лишний” или “Белая ворона”.

Учащимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.

Например:

река, остров, залив, море

карстовые, ледниковые, межпластовые

Ангара, Енисей, Анхель, Амазонка

3 “Я шагаю”

На каждый шаг учащиеся называют термины, относящиеся к теме. Выигрывает тот, кто назовет, больше терминов не останавливаясь.

4. “Географическая цепочка”.

Может проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.

Учащиеся по очереди и не вставая, называют термины от первой парты до последней, либо задают вопрос на знание терминов. Ответив, ученик, задает следующий вопрос другому ученику. Возможна взаимопроверка, работа в парах.

5. Работа по карточкам.

Подчеркивание терминов, относящихся к определенной теме. Объяснение их значения.

Например: подчеркни слова, относящиеся к теме “Воды суши”: гидросфера, полуостров, пролив, подземные воды, море, водоупорный слой, источник, исток.

6. Работа по карточкам с заданием: “Вставь пропущенные буквы и слова. Объясни их значение”.

Например: “Бархан это … из песка, отложенного ветром” (холм, повышение)

7. Работа по карточкам с заданием: “Почему ниже приведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их. Покажи по карте”.

Например: Байкал, Атлантический, Ниагарский, Анхель, Ангара, Амазонка, Онежское.

8. Работа по карточкам с заданием: “Составьте предложения со следующим набором терминов. Слова побираются по изученной теме. Удачно это задание давать в конце урока, в качестве вывода к уроку”.

9. Виды словарных диктантов, используемых при контроле знания терминов:

  • Комментированный диктант. Учитель называет географический объект. Ученик - комментатор дает определение объекта и показывает его на стенной карте. Учащиеся вслед за комментатором отыскивают название на картах, а потом записывают его вместе с определением или необходимыми пояснениями в тетрадь.
  • Объяснительный диктант с последующей записью в тетрадях. Учитель диктует термин, например, тропики. Учащиеся записывают его и самостоятельно записывают определение.
  • Графические диктанты. Учащимся зачитываются утверждения, где надо отвечать “да” или “нет”, а ответы записывать в виде
  • Словарный диктант. Учащиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.

10. Использование игровых форм при контроле знаний терминов, например игры

  • “Поле чудес”,
  • “Ручеек знаний” - Обучающимся, отвечающим у доски, дополнительно задают вопросы на знание терминов или географических объектов.
  • “Кто больше”. На доске вывешивается большой лист с буквами. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов.
  • “Пирамида” Ученик садится лицом к классу, учитель показывает термин остальным ученикам, которые должны объяснить значение показанного термина, не называя его. А ученик сидящий лицом к классу, должен определить этот термин.

11. “Найти соответствие”На пример: Указать стрелкой соответствие стран и их столиц.

Россия Токио
США Москва
Япония Вашингтон

12. “Словарные пятиминутки”. Из газет и журналов учащиеся узнают много новых знаний. На словарной пятиминутки они спрашивают учителя о расположении нового для них географического объекта, о происхождении его названия, иногда по заданию учителя сами разыскивают по картам новые объекты, раскрывают их смысл, а потом рассказывают об этом

13. “Вопросник”.

При завершении больших тем можно предложить учащимся составить вопросники по изученному материалу. На уроке к доске вызываются по два ученика. Один – задает вопросы, другой – отвечает. Задания могут быть различные: показать на карте объект, сравнить его с другими, угадать объект по ряду признаков, придумать предложение с термином, дать определение термина и т.д.

Повторение терминологии в разнообразных географических играх дает положительные результаты. (Приложение1)