Тип учебного занятия: урок новых знаний.
Форма проведения: урок – практикум.
Цель урока: Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе составления вопросов и ответов творческого характера.
Задачи урока:
- Образовательные: Сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания учащихся об истории освоения и хозяйственного использования акватории океана.
- Развивающие: Развитие коммуникативных качеств личности при работе в группах, формирование умения составлять вопросы творческого характера при работе с текстом учебника, развитие интереса к урокам географии.
- Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная,
- групповая.
Методы обучения:
- частично-поисковый,
- проблемного изложения.
Средства обучения:
- настенная контурная карта полушарий,
- карта океанов,
- карта атласа “Атлантический океан”,
Учебник - В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв “География материков и океанов” - М.: Дрофа, 2004.
Этапы урока, формы, методы. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1. Организационный момент. Метод - информационно- рецептивный; форма реализации - рассказ; способ усвоения - восприятие, осознание. |
Добрый день, ребята. Наше учебное
плавание будет продолжаться 40 минут, времени
мало, а путь нам предстоит неблизкий. Обратите внимание на наш маршрут! Посмотрите на настенную контурную карту. К исследованию, какого океана мы приближаемся сегодня? Есть два разряда путешествий Одно – пускайся с места вдаль, другой - сиди себе на месте и … географию читай… Нашим компасом, путеводной звездой, маяком в этом плавании станет учебник. Приготовились к отплытию… |
Здороваются, проверяют готовность
рабочего места, настраиваются на успех в учебной
деятельности. Обращают внимание на карту с передвигающимся магнитным корабликом Отвечают. К Атлантическому океану Раскрывают учебник на теме “Атлантический океан”, § |
2. Целеполагание и мотивация. Метод - информационно – рецептивный, форма реализации – рассказ, беседа; способ усвоения - восприятие, осознание. |
Мы живём с вами в мире слов, вопросов и
ответов. Но всегда ли мы понимаем друг друга?
Всегда ли бываем, довольны ответом? А почему так происходит? Может быть, все дело в том, что мы не умеем правильно задавать вопрос, его формулировать. Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Вопросу и Его Высочеству Ответу. Да! Пусть сегодня прозвучит гимн учебнику, который поможет нам составить вопросы и найти на них ответы. Итак, ваша цель - во время воображаемого плавания по Атлантическому океану научиться составлять вопросы и четко, быстро, грамотно на них отвечать. |
Отвечают. Не всегда, иногда бываем не
довольны, не понимаем о чём спрашивают. Отвечают. Не поняли вопрос, не знаем, что ответить. Обсуждают предположение учителя. Слушают учителя. Записывают цель урока. |
3. Актуализация знаний и умений Способ усвоения - решение проблемного вопроса. Метод УВП - частично – поисковый. Форма реализации методов УВП - самовыражение в ходе решения проблемного вопроса |
Выполните задание на стр. 88 – 89
учебника. Ответьте на вопрос. Почему из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества? Поделитесь своими идеями. |
Работа в паре. Вспоминают историю открытия океана, анализируют карту Атлантического океана, читают предложенный текст и записывают варианты ответов. Обмениваются информацией друг с другом. |
4. Восприятие и применение нового
материала. А. Подбери вопрос. Способ усвоения видов содержания- воспроизведение по образцу в знакомой ситуации. Метод УВП –инструктивно - репродуктивный. Форма реализации методов – упражнения и преобразующее воспроизведение. Метод обучения – словесный, работа с текстом Организационная форма- индивидуальная |
Задание 1.Подбери вопрос. Учитель записывает на доске вопросительные слова. Почему? Как? Докажи, что? Каковы причины? Что произойдет, если…? Каковы следствия? В чём отличия? Какой? Затем выбирает из текста два предложения и подбирает к ним вопросительное слово. 1. Докажи, что рельеф дна Атлантического океана не такой сложный, как у Тихого? Почему климат Атлантического океана очень разнообразен? Задание 2. Предлагает учащимся самостоятельно подготовить такое задание без помощи учителя. Работайте с теми вопросительными словами с которыми сможете. |
Читают фрагмент текста с. 90 – 91. Учащиеся работают вместе с учителем. Заслушивают вопросы и находят в тексте предложения – ответы к вопросам. Учащиеся работают самостоятельно (дифференцированно) Варианты заданий с помощью вопросительного слова. Как особенности климата отражаются на свойствах водных масс? Течения в Атлантическом океане направлены не по широте, а вдоль меридианов. Каковы причины? Какое удивительное море есть в Атлантическом океане? В чём отличие органического мира Атлантического и Тихого океанов? |
Понимание, осмысление запоминание Б. Найти опорное предложение Организационные формы: групповая работа |
1. Объясняет учащимся, что значит,
опорное предложение и предлагает обратиться к
учебнику. 2. А. Подготовьте опорные предложения в форме радиограмм, работайте в группах. 1 группа. Для подводных исследований на батискафе. 2 группа. Для круизного теплохода. 3 группа. Для военной флотилии, проводящей учения в районе 50?- 40?с.ш. Б) На контурную карту доски нанесите маршрут движения своего объекта. В) рассчитайте точные координаты его местонахождения (куда вы будете посылать радиограмму.) Прочитайте с. 90 – 91, абзац 3 -4. Найди и запиши как можно больше опорных предложений. |
Слушают учителя, читают с. 90 – 91 Учащиеся готовят сообщения радиограмм в виде опорных предложений. (Возможные примеры) 1.Внимание! Через весь Атлантический океан вдоль меридиана протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность. Исследуйте его восточный склон у острова Исландия. Внимание! В тропических и умеренных широтах Атлантики дуют пассаты и западные ветры. Будьте осторожны! Зимой в умеренных широтах часто развиваются штормы, а в Южном полушарии они бывают во все сезоны. Внимание! Особенности севера Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавающий лёд. Ваш район опасен для судоходства. Следите за информацией метеослужбы. Учащиеся работают с текстом индивидуально. Самостоятельно находят опорные предложения |
В) подготовка познавательных заданий Метод УВП – частично – поисковый, форма реализации метода – решение (составление) проблемных вопросов и заданий. Организационная форма – индивидуальная консультация. |
Объяснение: познавательное задание
состоит из двух частей – смысловой (опорное
предложение) и вопроса. задание Прочитай с. 92 – 94 учебника, рассмотри рис.47, рис. 26, учебный атлас – карта “Атлантический океан”; “Политическая карта”; подготовь познавательное задание, используя вопросительные слова на доске. |
Учащиеся составляют познавательные
задания. Возможные варианты. По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Какие? Почему из всех океанов ресурсы Атлантического океана самые используемые? Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями полезных ископаемых. Докажи! Каковы следствия роста городов и интенсивной хозяйственной деятельности на берегах океана? |
Г) Закрепление Обмен мнениями. |
Задание Выберите наиболее интересные и важные на Ваш взгляд опорные предложения, подготовьте познавательные задания, коротко запишите ваш вариант ответа. |
Учащиеся работают сначала
индивидуально, затем в парах, распределив
обязанности. Один читает, другой отвечает, затем
наоборот. Оцените ответы друг у друга. |
6. Рефлексия Выполнение заданий, требующих эмоционального отклика |
1. Что было для тебя наиболее сложным -
составлять вопросы и познавательные задания или
отвечать на них. 2. Какие наиболее яркие впечатления об Атлантическом океане ты унесёшь с урока? 3. Чьи вопросы и познавательные задания тебе понравились больше всего и почему? |
Ребята отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями об уроке. |
7. Домашнее задание Предполагает задания на выбор, способствующие развитию интересов и любознательности. |
Вас пригласили на конференцию,
посвящённую Атлантическому океану. В какой роли
каждый из Вас хотел бы выступить? 1. Журналисты подготовьте вопросы для специалистов. 2. Специалисты будьте готовы к ответу по выбранной теме. |
Выбирают вариант выполнения домашнего
задания, взяв карточку соответствующего цвета. Журналисты – красная. Экологи – черная Гидрологи – голубая Биологи – зелёная Экономисты – коричневая. Работайте с текстом § 19 |