Урок по теме "Атлантический океан"

Разделы: География


Тип учебного занятия: урок новых знаний.

Форма проведения: урок – практикум.

Цель урока: Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе составления вопросов и ответов творческого характера.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания учащихся об истории освоения и хозяйственного использования акватории океана.
  2. Развивающие: Развитие коммуникативных качеств личности при работе в группах, формирование умения составлять вопросы творческого характера при работе с текстом учебника, развитие интереса к урокам географии.
  3. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,
  • проблемного изложения.

Средства обучения:

  • настенная контурная карта полушарий,
  • карта океанов,
  • карта атласа “Атлантический океан”,

Учебник - В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв “География материков и океанов” - М.: Дрофа, 2004.

Этапы урока, формы, методы. Деятельность учителя Деятельность учащихся.
1. Организационный момент.

Метод - информационно- рецептивный;

форма реализации - рассказ; способ усвоения - восприятие, осознание.

Добрый день, ребята. Наше учебное плавание будет продолжаться 40 минут, времени мало, а путь нам предстоит неблизкий.

Обратите внимание на наш маршрут! Посмотрите на настенную контурную карту.

К исследованию, какого океана мы приближаемся сегодня?

Есть два разряда путешествий

Одно – пускайся с места вдаль, другой - сиди себе на месте и … географию читай…

Нашим компасом, путеводной звездой, маяком в этом плавании станет учебник. Приготовились к отплытию…

Здороваются, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успех в учебной деятельности.

Обращают внимание на карту с передвигающимся магнитным корабликом

Отвечают.

К Атлантическому океану

Раскрывают учебник на теме “Атлантический океан”, §

2. Целеполагание и мотивация.

Метод - информационно – рецептивный, форма реализации – рассказ, беседа; способ усвоения - восприятие, осознание.

Мы живём с вами в мире слов, вопросов и ответов. Но всегда ли мы понимаем друг друга? Всегда ли бываем, довольны ответом?

А почему так происходит?

Может быть, все дело в том, что мы не умеем правильно задавать вопрос, его формулировать.

Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству

Вопросу и Его Высочеству Ответу. Да! Пусть сегодня прозвучит гимн учебнику, который поможет нам составить вопросы и найти на них ответы.

Итак, ваша цель - во время воображаемого плавания по Атлантическому океану научиться составлять вопросы и четко, быстро, грамотно на них отвечать.

Отвечают. Не всегда, иногда бываем не довольны, не понимаем о чём спрашивают.

Отвечают. Не поняли вопрос, не знаем, что ответить.

Обсуждают предположение учителя.

Слушают учителя.

Записывают цель урока.

3. Актуализация знаний и умений

Способ усвоения - решение проблемного вопроса. Метод УВП - частично – поисковый. Форма реализации методов УВП - самовыражение в ходе решения проблемного вопроса

Выполните задание на стр. 88 – 89 учебника.

Ответьте на вопрос. Почему из всех океанов

Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества? Поделитесь своими идеями.

Работа в паре.

Вспоминают историю открытия океана, анализируют карту Атлантического океана, читают предложенный текст и записывают варианты ответов. Обмениваются информацией друг с другом.

4. Восприятие и применение нового материала.

А. Подбери вопрос.

Способ усвоения видов содержания- воспроизведение по образцу в знакомой ситуации. Метод УВП –инструктивно - репродуктивный. Форма реализации методов – упражнения и преобразующее воспроизведение. Метод обучения – словесный, работа с текстом Организационная форма- индивидуальная

Задание 1.Подбери вопрос.

Учитель записывает на доске вопросительные слова.

Почему? Как? Докажи, что? Каковы причины?

Что произойдет, если…?

Каковы следствия? В чём отличия? Какой?

Затем выбирает из текста два предложения и подбирает к ним вопросительное слово.

1. Докажи, что рельеф дна Атлантического океана не такой сложный, как у Тихого? Почему климат Атлантического океана очень разнообразен?

Задание 2.

Предлагает учащимся самостоятельно подготовить такое задание без помощи учителя.

Работайте с теми вопросительными словами с которыми сможете.

Читают фрагмент текста с. 90 – 91.

Учащиеся работают вместе с учителем. Заслушивают вопросы и находят в тексте предложения – ответы к вопросам.

Учащиеся работают

самостоятельно

(дифференцированно)

Варианты заданий с помощью вопросительного слова.

Как особенности климата отражаются на свойствах водных масс? Течения в Атлантическом океане направлены не по широте, а вдоль меридианов. Каковы причины? Какое удивительное море есть в Атлантическом океане?

В чём отличие органического мира Атлантического и Тихого океанов?

Понимание,

осмысление

запоминание

Б. Найти

опорное предложение

Организационные формы: групповая работа

1. Объясняет учащимся, что значит, опорное предложение и предлагает обратиться к учебнику.

2. А. Подготовьте опорные предложения в форме радиограмм, работайте в группах.

1 группа. Для подводных исследований на батискафе.

2 группа. Для круизного теплохода.

3 группа. Для военной флотилии, проводящей учения в районе 50?- 40?с.ш.

Б) На контурную карту доски нанесите маршрут движения своего объекта.

В) рассчитайте точные координаты его местонахождения (куда вы будете посылать радиограмму.)

Прочитайте с. 90 – 91, абзац 3 -4. Найди и запиши как можно больше опорных предложений.

Слушают учителя, читают с. 90 – 91

Учащиеся готовят сообщения радиограмм в виде опорных предложений.

(Возможные примеры)

1.Внимание! Через весь Атлантический океан вдоль меридиана протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность. Исследуйте его восточный склон у острова Исландия.

Внимание! В тропических и умеренных широтах Атлантики дуют пассаты и западные ветры. Будьте осторожны! Зимой в умеренных широтах часто развиваются штормы, а в Южном полушарии они бывают во все сезоны.

Внимание! Особенности севера Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавающий лёд. Ваш район опасен для судоходства. Следите за информацией метеослужбы.

Учащиеся работают с текстом индивидуально. Самостоятельно находят опорные предложения

В) подготовка познавательных заданий

Метод УВП – частично – поисковый, форма реализации метода – решение (составление) проблемных вопросов и заданий.

Организационная форма – индивидуальная консультация.

Объяснение: познавательное задание состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса.

задание

Прочитай с. 92 – 94 учебника, рассмотри рис.47, рис. 26, учебный атлас – карта “Атлантический океан”; “Политическая карта”; подготовь познавательное задание, используя вопросительные слова на доске.

Учащиеся составляют познавательные задания.

Возможные варианты.

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Какие?

Почему из всех океанов ресурсы Атлантического океана самые используемые?

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями полезных ископаемых. Докажи!

Каковы следствия роста городов и интенсивной хозяйственной деятельности на берегах океана?

Г) Закрепление

Обмен мнениями.

Задание

Выберите наиболее интересные и важные на Ваш взгляд опорные предложения, подготовьте познавательные задания, коротко запишите ваш вариант ответа.

Учащиеся работают сначала индивидуально, затем в парах, распределив обязанности. Один читает, другой отвечает, затем наоборот.

Оцените ответы друг у друга.

6. Рефлексия

Выполнение заданий, требующих эмоционального отклика

1. Что было для тебя наиболее сложным - составлять вопросы и познавательные задания или отвечать на них.

2. Какие наиболее яркие впечатления об Атлантическом океане ты унесёшь с урока?

3. Чьи вопросы и познавательные задания тебе понравились больше всего и почему?

Ребята отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями об уроке.
7. Домашнее задание

Предполагает задания на выбор, способствующие развитию интересов и любознательности.

Вас пригласили на конференцию, посвящённую Атлантическому океану. В какой роли каждый из Вас хотел бы выступить?

1. Журналисты подготовьте вопросы для специалистов.

2. Специалисты будьте готовы к ответу по выбранной теме.

Выбирают вариант выполнения домашнего задания, взяв карточку соответствующего цвета.

Журналисты – красная.

Экологи – черная

Гидрологи – голубая

Биологи – зелёная

Экономисты – коричневая.

Работайте с текстом § 19