Урок с компьютерной поддержкой "Лоскутная техника"

Разделы: Технология


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обучающие: научить учащихся пользоваться готовыми шаблонами для раскроя элементов орнамента; научить технике соединения лоскутков между собой.
  • Развивающие: развивать понимание необходимости декоративной переработки изображаемых предметов и образов реального мира;
  • Воспитывающие: воспитывать вкус, аккуратность, внимательность, культуру труда в работе; прививать эстетический вкус, пробуждать фантазию.

Дидактическое обеспечение:

  • образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья, коллекция тканей для работы, эскиз готового изделия, готовые шаблоны;
  • буклет “ Лоскутная грамота”, журнал “Пэчворк”.

Оборудование: рабочая тетрадь, карандаш, линейка, картон, лоскутки ткани, ножницы, иглы, швейные нитки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Межпредметные связи: история, черчение, информационные технологии.

Методы ведения урока: беседа, рассказ объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ведущие термины: шаблон, лоскутная техника, “пэчворк”, декоративно-прикладное творчество.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Сообщение познавательных сведений.

Вопросы:

  • Что можно сделать с лоскутком ткани, оставшимся после раскроя швейного изделия?
  • Какие виды рукоделия вам знакомы?
  • Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством и каким?

Декоративно-прикладное творчество - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение; художественная обработка предметов быта (утвари, тканей, мебели)

Искусство шитья из лоскутков известно издавна. Технологию соединения разных тканей использовали еще в Древнем Риме. Она применялась для выполнения пошива постельного белья, принадлежностей быта, украшения дома, одежды. Как докладывают исторические хроники, это благодаря крестоносцам, которые использовали технику комбинирования тканей при изготовлении знамен, палаток и одежды уже в 19 веке распространилась лоскутная техника в Европе. Многие узоры и техника искусства шитья из лоскутков пришли к нам из Америки. Эту традицию завезли туда английские и голландские поселенцы в 18 веке. Чисто практические соображения повлияли на то, что даже самые маленькие кусочки разных тканей использовались для изготовления одеял, подушек, ковриков, одежды. Со временем искусство шитья из лоскутков стало народным прикладным творчеством, передаваемым из поколения в поколение.

Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине 19 века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые, яркие сатины, ситцы, бязи и другие.

Почти в каждом крестьянском доме можно было увидеть веселые, разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое.

Изделия из лоскута впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

“Пэчворк” - так, в переводе с английского, называется лоскутная техника.

Изделия изготавливают путем соединения лоскутков ткани разных расцветок. При этом лоскутки имеют форму геометрических фигур. Важным моментом в работе является: проект узора, подбор рисунка и цвета ткани. Особое внимание уделяется цветовой гамме изделия. Это очень интересный и захватывающий этап работы, потому что здесь нет каких-либо жестких правил, все зависит от вашей фантазии и вкуса.

Можно подсказать, что:

  • для получения четких линий узора следует подбирать контрастные цвета;
  • подбирать лоскутки с разным рисунком;
  • для некоторых классических рисунков достаточно соединить 2-3 цвета;
  • необходимо соблюдать точность при сборке каждого узла и фрагмента изделия;
  • успех работы заключается в терпении, аккуратности и внимательности.

3. Практическая работа.

(сопровождается демонстрацией трудовых приемов; необходимым требованием является соблюдение правил техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.)

Изготовить изделие из лоскутков по данному узору и готовым шаблонам.

Для этого используем два вида лоскутков ситцевой ткани контрастного цвета.

По готовым шаблонам заготовить 4 детали №1 темного цвета и 4 детали №2 светлого цвета.

Последовательность сборки деталей узора.

Соединить между собой детали №1 и №2 от среза и до среза ткани. Таким образом собрать 4 сложных треугольника. Швы разутюжить.

Стачать между собой по два треугольника. Швы разутюжить.

Стачать два получившихся больших треугольника одной машинной строчкой. Швы разутюжить.

Где можно использовать полученную мозаику?

Идея 1. Подшейте вашу ситцевую мозаику другой тканью, сделайте петельку и у вас готова прихватка.

Идея 2. Набейте в прихватку ваты и получите декоративную подушечку.

Приложение.

4. Анализ урока, оценка выполненной работы.

Анализируя урок, проводится беседа с учащимися:

  • Что нового узнали?
  • Что нового научились делать?
  • Оценить устные ответы учащихся.
  • Оценить практические работы учащихся.