Цели:
- Обобщить изученный грамматический материал по теме: “Имя прилагательное”; закрепить навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
- Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся.
- Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробудить интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок обобщения и повторения
Вид урока: заседание редакционного совета (деловая игра)
Перед проведением данного урока дети посетили экскурсию в типографию местной газеты и познакомились с работой редакционного совета. После этого урока ребята подготовили газету “Её Величество – Имя Прилагательное”, куда вошли материалы с данного урока.
I. Организационные моменты (упражнения для активизации мыслительной деятельности) зарядка для пальчиков
II. Сообщение темы
Урок русского языка проведем в форме деловой игры. Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Имя прилагательное”, Прошу приступить к работе.
Я думаю, сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
(веселым, занимательным, познавательным, интересным, увлекательным)
- Слова какой части речи использовали в ответах?
- Весь урок мы будем говорить об имени прилагательном. Рассмотрим несколько рубрик:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения бывает?
III. Минутка чистописания
Нам придется много потрудиться, чтобы удивить своих читателей. А какой звук произносится, когда удивляешься? ([О])
- Дайте характеристику (гласный, бывает ударным и безударным, обозначается буквой О)
- В минутке чистописания выполним упражнения с буквой О и повторим соединения.
IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста.
- Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1,
На имя отдела пришло письмо, в котором читатели с удовольствием вспоминают о лете. Но некоторые прилагательные написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.
Какое ___________________ утро! _______________ роса блестит на траве. ______________ ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле__________________травка. Утром воздух ________________ и ______________________,
Зачитывается 2-3 текста. Микровывод:
- Слова какой части речи вставили?
- Что такое имя прилагательное? Вопросы?
- Для чего нужно в речи?
V. Работа с фразеологическими оборотами.
- Объясните читателям, что они обозначают?
- Что такое фразеологические обороты? (устойчивые сочетания в нашей речи)
- Отгадайте, что за фразеологизм зашифрован? (по картинкам). Объясните значение.
Золотые руки
Бесструнная балалайка
Ежовые рукавицы
Дать березовой каши
Молочные реки
- Подберите синоним к каждому фразеологизму.
Золотые руки – человек, который умеет что-либо делать очень хорошо, искусен во всяком деле
(мастер на все руки)
Бесструнная балалайка – очень болтливый, неделовой человек, пустомеля.
(длинный язык, язык без костей)
В ежовых рукавицах - очень строго и сурово, ограничивая свободу действий.
(держать в узде, держать в железных тисках, на коротком поводке)
Дать березовой каши – высечь розгами, всыпать горячих, сильно избить, жестоко обойтись с кем-либо.
(всыпать горячих, спустить шкуру, задать жару, задать трепку, высечь как сидорову козу)
Молочные реки (да кисельные берега) – большие обещания.
(золотые горы, обещать с три короба)
Разберите прилагательные по составу: золотые, бесструнная, в ежовых, молочные, березовый,
VI. Работа над третьей рубрикой.
- Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)
Отдел информации. Ваш отдел рассказывает о мальчике Боре.
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывет лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут веселая друзья,
И везут они с собой забавная игра.
Что же это за игра?
Вам я не скажу
Лучше дальше вам слова еще я напишу
В небе звезды яркая светят и горят,
А друзья с вопросами к вам уже спешат
Мальчик Боря отошел,
Еще раз он все прочел,
Но ошибок не нашел.
Он решил запутать вас.
Кто исправит весь рассказ?
- Что не знал Боря? (что такое согласование)
- Что такое согласование? (связь между словами в роде, числе, падеже; связь между сущ. и прилаг. в роде, числе, падеже)
Вывод: не знал окончаний имен прилагательных.
VII. Работа с экранами. (дети пишут ответы на экранах)
- Вспомним окончания имен прилагательных муж. и ср. рода в ед. числе:
Р.п. – ого, -его
Т. п. – ым, им
П.п – ом, ем
- Жен. рода ед. ч. вопросы косвенных падежей мн.ч.:
И.п., В.п. – ые, -ие
Д.п. – ым, -им
Т.п. – ыми, -ими
П.п. – ых, их
- Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки, укажите род, число, падеж.
Взаимопроверка с доски
- Почему не везде определили род?
Вывод по третьей рубрике:
Им. прилаг. изменяется по родам, числам, падежам. Стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя сущ., от которого оно зависит; во мн. числе род не определяется.
VIII. Самостоятельная работа (по уровням). Определи род, число, падеж.
1 уровень
Перед дальн ___ дорогой
На узеньк ____ диване
К чист____ пруду
2 уровень
Для осинов___ полена
В жарк_____ дни
В последн____ электричке
3 уровень
На блестящ____ траве
В зимн____ каникулы
Давн_____ истории
Проверка на слайде
IX. Работа над четвертой рубрикой. Разбор предложения.
- Вернемся к выписанным словосочетаниям. Составьте предложение.
По водной глади тихо плыла большая лодка.(повест., невоскл, распр)
Разберите по членам предложения.
Вывод: имя прилагательное чаще всего в предложении является определением.
Х. Вывод об имени прилагательном.
- Отдел информации, готовя статьи, добивается, чтобы читатели сами делали выводы, анализировали, обобщали. Сделайте вывод об имени прилагательном.
XI. Творческая работа. Мини-сочинение по картине. (на картине изображен зимний лес)
- Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. Вашим отделам предстоит подготовить мини- сочинение по картине.
- Что будем описывать? (солнечный, зимний день; зимний лес)
- Давайте послушаем, как описывают зимнюю природу поэты.
(Дети зачитываю стихи А. Пушкина “Зимнее утро”, И. Сурикова “Зима”, С. Есенина “Поет зима, аукает”)
- Устно подберем прилагательные, которые будем использовать в тексте:
День – морозный, чудесный, дивный
Снег – белый, пушистый, серебристый, глубокий, легкий
Ветки ели – развесистые, пушистые, лохматые
Небо – лазурное, чистое, ярко-голубое
Вид – великолепный, восхитительный, живописный, прекрасный, божественный, пленительный
Солнце – ясное, яркое, лучистое
Самостоятельная работа учащихся, чтение нескольких сочинений.
XII. Подведение итогов
- Кому адресована наша газета? (ученикам, которые хотят познакомиться с частью речи имя прилагательное)
- О чем можно узнать, прочитав нашу газету? (что такое имя прил., познакомиться с новыми фразеологическими оборотами, прочитать самое лучшее сочинение о зимнем лесе)
Оценки за работу на уроке.
XIII. Домашняя работа