Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить изученный грамматический материал по теме: “Имя прилагательное”; закрепить навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
  2. Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся.
  3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробудить интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок обобщения и повторения

Вид урока: заседание редакционного совета (деловая игра)

Перед проведением данного урока дети посетили экскурсию в типографию местной газеты и познакомились с работой редакционного совета. После этого урока ребята подготовили газету “Её Величество – Имя Прилагательное”, куда вошли материалы с данного урока.

I. Организационные моменты (упражнения для активизации мыслительной деятельности) зарядка для пальчиков

II. Сообщение темы

Урок русского языка проведем в форме деловой игры. Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Имя прилагательное”, Прошу приступить к работе.

Я думаю, сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

(веселым, занимательным, познавательным, интересным, увлекательным)

- Слова какой части речи использовали в ответах?

- Весь урок мы будем говорить об имени прилагательном. Рассмотрим несколько рубрик:

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Каким членом предложения бывает?

III. Минутка чистописания

Нам придется много потрудиться, чтобы удивить своих читателей. А какой звук произносится, когда удивляешься? ([О])

- Дайте характеристику (гласный, бывает ударным и безударным, обозначается буквой О)

- В минутке чистописания выполним упражнения с буквой О и повторим соединения.

IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста.

- Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1,

На имя отдела пришло письмо, в котором читатели с удовольствием вспоминают о лете. Но некоторые прилагательные написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.

Какое ___________________ утро! _______________ роса блестит на траве. ______________ ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле__________________травка. Утром воздух ________________ и ______________________,

Зачитывается 2-3 текста. Микровывод:

- Слова какой части речи вставили?

- Что такое имя прилагательное? Вопросы?

- Для чего нужно в речи?

V. Работа с фразеологическими оборотами.

- Объясните читателям, что они обозначают?

- Что такое фразеологические обороты? (устойчивые сочетания в нашей речи)

- Отгадайте, что за фразеологизм зашифрован? (по картинкам). Объясните значение.

Золотые руки

Бесструнная балалайка

Ежовые рукавицы

Дать березовой каши

Молочные реки

- Подберите синоним к каждому фразеологизму.

Золотые руки – человек, который умеет что-либо делать очень хорошо, искусен во всяком деле

(мастер на все руки)

Бесструнная балалайка – очень болтливый, неделовой человек, пустомеля.

(длинный язык, язык без костей)

В ежовых рукавицах - очень строго и сурово, ограничивая свободу действий.

(держать в узде, держать в железных тисках, на коротком поводке)

Дать березовой каши – высечь розгами, всыпать горячих, сильно избить, жестоко обойтись с кем-либо.

(всыпать горячих, спустить шкуру, задать жару, задать трепку, высечь как сидорову козу)

Молочные реки (да кисельные берега) – большие обещания.

(золотые горы, обещать с три короба)

Разберите прилагательные по составу: золотые, бесструнная, в ежовых, молочные, березовый,

VI. Работа над третьей рубрикой.

- Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)

Отдел информации. Ваш отдел рассказывает о мальчике Боре.

Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывет лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут веселая друзья,
И везут они с собой забавная игра.
Что же это за игра?
Вам я не скажу
Лучше дальше вам слова еще я напишу
В небе звезды яркая светят и горят,
А друзья с вопросами к вам уже спешат
Мальчик Боря отошел,
Еще раз он все прочел,
Но ошибок не нашел.
Он решил запутать вас.
Кто исправит весь рассказ?

- Что не знал Боря? (что такое согласование)

- Что такое согласование? (связь между словами в роде, числе, падеже; связь между сущ. и прилаг. в роде, числе, падеже)

Вывод: не знал окончаний имен прилагательных.

VII. Работа с экранами. (дети пишут ответы на экранах)

- Вспомним окончания имен прилагательных муж. и ср. рода в ед. числе:

Р.п. – ого, -его

Т. п. – ым, им

П.п – ом, ем

- Жен. рода ед. ч. вопросы косвенных падежей мн.ч.:

И.п., В.п. – ые, -ие

Д.п. – ым, -им

Т.п. – ыми, -ими

П.п. – ых, их

- Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки, укажите род, число, падеж.

Взаимопроверка с доски

- Почему не везде определили род?

Вывод по третьей рубрике:

Им. прилаг. изменяется по родам, числам, падежам. Стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя сущ., от которого оно зависит; во мн. числе род не определяется.

VIII. Самостоятельная работа (по уровням). Определи род, число, падеж.

1 уровень

Перед дальн ___ дорогой

На узеньк ____ диване

К чист____ пруду

2 уровень

Для осинов___ полена

В жарк_____ дни

В последн____ электричке

3 уровень

На блестящ____ траве

В зимн____ каникулы

Давн_____ истории

Проверка на слайде

IX. Работа над четвертой рубрикой. Разбор предложения.

- Вернемся к выписанным словосочетаниям. Составьте предложение.

По водной глади тихо плыла большая лодка.(повест., невоскл, распр)

Разберите по членам предложения.

Вывод: имя прилагательное чаще всего в предложении является определением.

Х. Вывод об имени прилагательном.

- Отдел информации, готовя статьи, добивается, чтобы читатели сами делали выводы, анализировали, обобщали. Сделайте вывод об имени прилагательном.

XI. Творческая работа. Мини-сочинение по картине. (на картине изображен зимний лес)

- Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. Вашим отделам предстоит подготовить мини- сочинение по картине.

- Что будем описывать? (солнечный, зимний день; зимний лес)

- Давайте послушаем, как описывают зимнюю природу поэты.

(Дети зачитываю стихи А. Пушкина “Зимнее утро”, И. Сурикова “Зима”, С. Есенина “Поет зима, аукает”)

- Устно подберем прилагательные, которые будем использовать в тексте:

День – морозный, чудесный, дивный

Снег – белый, пушистый, серебристый, глубокий, легкий

Ветки ели – развесистые, пушистые, лохматые

Небо – лазурное, чистое, ярко-голубое

Вид – великолепный, восхитительный, живописный, прекрасный, божественный, пленительный

Солнце – ясное, яркое, лучистое

Самостоятельная работа учащихся, чтение нескольких сочинений.

XII. Подведение итогов

- Кому адресована наша газета? (ученикам, которые хотят познакомиться с частью речи имя прилагательное)

- О чем можно узнать, прочитав нашу газету? (что такое имя прил., познакомиться с новыми фразеологическими оборотами, прочитать самое лучшее сочинение о зимнем лесе)

Оценки за работу на уроке.

XIII. Домашняя работа