Урок русского языка в 3-м классе по теме "Понятие о глаголе как части речи"

Разделы: Начальная школа


Цель: Уточнить представление о функциях глагола в речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык распознавания глагола среди других частей речи;
  2. Развивать устную и письменную речь;
  3. Воспитывать любовь к родному языку с помощью через сказки А.С. Пушкина;
  4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность на уроке.

Оборудование: модель парусника,

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня наш урок будет необычным, он будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начнётся с волшебства.

2. Повторение изученного материала.

- Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет …

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

(на доску прикрепляю модель парусника)

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. А поскольку это сказка, то завести корабль можно только сказочным путём с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы повторите словарные слова и узнаете тему нашего урока.

- Я буду вам зачитывать отрывки из сказок А. С. Пушкина, пропуская слово. Это слово вы угадаете, и запишите в тетрадь. (Для проверки слова записываются в кроссворд на доске)

Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И, дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
Пушки с пристани палят,
(кораблю) пристать велят…

Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына..

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря)…

Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далёк:
Восвояси на (восток)…”

Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…

- Прочитайте слово по вертикали. Правильно, это глагол. И сегодня мы будем наблюдать над тем, какую роль выполняют глаголы в нашей речи, а так же вспомним творчество А. С. Пушкина.

3. Изучение нового материала.

1) Введение в тему.

- А теперь отправимся в наше сказочное путешествие по волшебной стране “Русский язык”. Одна из областей этой страны называется “Глагол”. Слова, которые в ней живут,

очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные. Стоит их спросить: что делает? Что делают? Что будут делать? И имена существительные тут как тут. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словами “что делать?” иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова – глаголы.

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- С какой частью речи связаны?

2) Наблюдение над особенностями глагола как части речи.

- Наша первая остановка у пристани “Запоминай-ка”. На доске записан отрывок из сказки А.С. Пушкина:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

- С помощью каких слов автор показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).

- Какой частью речи являются эти слова?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

Спишите отрывок в тетрадь, подчеркните глаголы.

3) Работа с учебником.

(Учебник для 3 класса, автор Т. Г. Рамзаева)

Наша вторая остановка у пристани “Вспоминай-ка”.

- Откройте учебники на странице 194, упражнение 520 (устно).

- Прочитайте задание.

- Какие слова мы употребляли?

- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

- Прочитайте правило на странице 195.

4) Работа над выбором глагола среди других частей речи.

- Наша следующая остановка у пристани “Выбирай-ка”.

- На доске 2 столбика слов, выберите среди них глаголы и запишите их в тетрадь.

глоток балованный
готовить место
размечтаться подготовить
заготовить помнить
баловать уместный

- Какие слова выписали?

- Как определили, что это глаголы?

- А какой частью речи являются слова, которые вы не записали?

5) Физминутка.

6) Выяснение роли глагола в речи.

- Продолжаем путешествие. Наша следующая остановка у пристани “Проверяй-ка”.

На этой остановке случилось непредвиденное. Один из наших пассажиров потерял “проездной билет”, наверно, потому что в самостоятельной работе он допустил ошибки.

Мы тронемся в путь, если поможем ему выполнить упражнение 522, и ответить на его вопрос.

- Для чего нужны глаголы в речи?

4. Работа по развитию речи.

- Продолжаем путешествие.

- Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
- А в царстве Салтана:
…Петушок с высокой спицы
Стережёт его границы…

- А. С. Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. И некоторые из них вы уже знаете.

- Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

- Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! А теперь попробуйте своими словами описать весну. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче:

гулять любоваться оберегать
одеть наступает сохраним

(слова записаны на доске)

Проверка работ учащихся (2-3 человека)

5. Итог урока.

- Вот и сказке конец, а кто слушал …

- Подошло к концу наше путешествие. Много было остановок на нашем пути. О чём вы узнали во время путешествия?

-Что такое глаголы?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

- Из каких сказок А. С. Пушкина были отрывки?

- Что особенно интересного было на уроке?

… Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют…

- Не довольна нами рыбка. Мы забыли про наш бортовой дневник и не выставили оценки.

(выставление оценок)

Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Литература:

“Я иду на урок в начальную школу”: русский язык. Составитель М. А. Козлова.