Цель: Уточнить представление о функциях глагола в речи.
Задачи:
- Совершенствовать навык распознавания глагола среди других частей речи;
- Развивать устную и письменную речь;
- Воспитывать любовь к родному языку с помощью через сказки А.С. Пушкина;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность на уроке.
Оборудование: модель парусника,
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня наш урок будет необычным, он будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начнётся с волшебства.
2. Повторение изученного материала.
- Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет …
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
(на доску прикрепляю модель парусника)
- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. А поскольку это сказка, то завести корабль можно только сказочным путём с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы повторите словарные слова и узнаете тему нашего урока.
- Я буду вам зачитывать отрывки из сказок А. С. Пушкина, пропуская слово. Это слово вы угадаете, и запишите в тетрадь. (Для проверки слова записываются в кроссворд на доске)
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И, дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
Пушки с пристани палят,
(кораблю) пристать велят…Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына..Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря)…Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далёк:
Восвояси на (восток)…”Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
- Прочитайте слово по вертикали. Правильно, это глагол. И сегодня мы будем наблюдать над тем, какую роль выполняют глаголы в нашей речи, а так же вспомним творчество А. С. Пушкина.
3. Изучение нового материала.
1) Введение в тему.
- А теперь отправимся в наше сказочное путешествие по волшебной стране “Русский язык”. Одна из областей этой страны называется “Глагол”. Слова, которые в ней живут,
очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные. Стоит их спросить: что делает? Что делают? Что будут делать? И имена существительные тут как тут. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словами “что делать?” иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова – глаголы.
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- С какой частью речи связаны?
2) Наблюдение над особенностями глагола как части речи.
- Наша первая остановка у пристани “Запоминай-ка”. На доске записан отрывок из сказки А.С. Пушкина:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
- С помощью каких слов автор показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
Спишите отрывок в тетрадь, подчеркните глаголы.
3) Работа с учебником.
(Учебник для 3 класса, автор Т. Г. Рамзаева)
Наша вторая остановка у пристани “Вспоминай-ка”.
- Откройте учебники на странице 194, упражнение 520 (устно).
- Прочитайте задание.
- Какие слова мы употребляли?
- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
- Прочитайте правило на странице 195.
4) Работа над выбором глагола среди других частей речи.
- Наша следующая остановка у пристани “Выбирай-ка”.
- На доске 2 столбика слов, выберите среди них глаголы и запишите их в тетрадь.
глоток балованный готовить место размечтаться подготовить заготовить помнить баловать уместный
- Какие слова выписали?
- Как определили, что это глаголы?
- А какой частью речи являются слова, которые вы не записали?
5) Физминутка.
6) Выяснение роли глагола в речи.
- Продолжаем путешествие. Наша следующая остановка у пристани “Проверяй-ка”.
На этой остановке случилось непредвиденное. Один из наших пассажиров потерял “проездной билет”, наверно, потому что в самостоятельной работе он допустил ошибки.
Мы тронемся в путь, если поможем ему выполнить упражнение 522, и ответить на его вопрос.
- Для чего нужны глаголы в речи?
4. Работа по развитию речи.
- Продолжаем путешествие.
- Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
- А в царстве Салтана:
…Петушок с высокой спицы
Стережёт его границы…
- А. С. Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. И некоторые из них вы уже знаете.
- Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
- Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! А теперь попробуйте своими словами описать весну. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче:
гулять любоваться оберегать одеть наступает сохраним
(слова записаны на доске)
Проверка работ учащихся (2-3 человека)
5. Итог урока.
- Вот и сказке конец, а кто слушал …
- Подошло к концу наше путешествие. Много было остановок на нашем пути. О чём вы узнали во время путешествия?
-Что такое глаголы?
- Что обозначают глаголы?
- На какие вопросы отвечают?
- Из каких сказок А. С. Пушкина были отрывки?
- Что особенно интересного было на уроке?
… Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…
- Не довольна нами рыбка. Мы забыли про наш бортовой дневник и не выставили оценки.
(выставление оценок)
Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.
Литература:
“Я иду на урок в начальную школу”: русский язык. Составитель М. А. Козлова.