Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд

Разделы: Работа с дошкольниками


В процессе работы с природным материалом, как в старшей, так и в подготовительной к школе группе у детей сформировались навыки анализа, планирования и изготовления игрушек. Ребята научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над игрушками способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, стекой, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала.

Какие задачи решает при этом воспитатель?

  1. Закрепление интеллектуальных навыков (анализ объекта, выделение его частей, деталей, характерных особенностей цвета, формы, величины; планирование последовательности изготовления отдельных персонажей и сценок в целом).
  2. Совершенствование практических умений работы с разнообразным природным материалом, навыков скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея.
  3. Формирование умения использовать природный и дополнительный материал в различных сочетаниях.
  4. Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.
  5. Развитие личности дошкольника в целом.
  6. Формирование нравственных представлений у дошкольников.

В процессе коллективного труда у детей формируются умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам. Они учатся преодолевать трудности на пути к общей цели, радоваться совместным успехам.

Занятие “Двойка” /старший возраст/

Цель:

  1. Совершенствовать навыки изготовления игрушек из природного и дополнительного материала в различных сочетаниях.
  2. Развитие у детей творческого воображения.
  3. Воспитание нравственных представлений у дошкольников.

Оборудование:

  • шишки еловые,
  • фисташки,
  • чашечки желудя,
  • пенопласт,
  • пластилин,
  • веточки,
  • горох,
  • бумага,
  • краски,
  • ножницы,
  • шило,
  • кисточка.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку: “Двойка”.

“Жили на Севере пингвины: папа, мама и их сын – маленький пингвинёнок. Он учился в школе, получал всегда хорошие отметки. Но однажды заигрался и уроки не выучил, получил двойку. Мама стала ругать малыша, папа от огорчения постукивал клювом. Пингвинёнку стыдно. Он дает слово, что исправит отметку и будет прилежным учеником”.

Беседа о прочитанной сказке.

Спрашивает у детей, кто понял, почему папа и мама пингвинёнка огорчились, и почему пингвинёнку стало стыдно. Воспитатель говорит о значимости школьного обучения.

Затем воспитатель ведет с детьми беседу о пингвинах, из которой ребята узнают о характерных особенностях этих животных – где они живут, чем питаются, как растят своих детенышей. После этого воспитатель сообщает, что сегодня они будут выполнять задание – делать сценку, в основу содержания которой положен сюжет рассказанной здесь сказки. В качестве образца показывает рисунок на эту тему, рассказывает о последовательности создания сценки.

Для изготовления пингвина берут крупную еловую шишку и повертывают ее чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза – горошины, клюв – два треугольника из красной бумаги. Крылья пингвину можно сделать из кожуры фисташек (или крылаток ясеня, клена), укрепив их между чешуйками шишки с помощью пластилина.

Лапки можно сделать из чашечек желудя, для чего их набивают пластилином и укрепляют внизу шишки с помощью заостренной с двух концов маленькой веточки. В шишке и в чашечках шилом параллельно проделывают отверстия.

Для большего сходства с пингвинами шишку-туловище и кожуру фисташек (или крылаток) – крылья можно покрасить черной и белой гуашью.

Подобным образом изготавливают всех пингвинов из этой семьи. Соответственно каждому персонажу подбирают размер и форму шишки. Действующим лицам придают определенную позу. Льдину вырезают из кусочка пенопласта. Края у льдины неровные.

Итог занятия:

Игрушка готова. Играя с нею, дети продолжают развивать сюжет услышанной ими сказки, распределяют роли. Воспитатель незаметно для ребят руководит игрой, помогая им развивать действия, воспитывая дружественные отношения между сверстниками, вызывая положительные эмоции.