В процессе работы с природным материалом, как в старшей, так и в подготовительной к школе группе у детей сформировались навыки анализа, планирования и изготовления игрушек. Ребята научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над игрушками способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, стекой, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала.
Какие задачи решает при этом воспитатель?
- Закрепление интеллектуальных навыков (анализ объекта, выделение его частей, деталей, характерных особенностей цвета, формы, величины; планирование последовательности изготовления отдельных персонажей и сценок в целом).
- Совершенствование практических умений работы с разнообразным природным материалом, навыков скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея.
- Формирование умения использовать природный и дополнительный материал в различных сочетаниях.
- Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.
- Развитие личности дошкольника в целом.
- Формирование нравственных представлений у дошкольников.
В процессе коллективного труда у детей формируются умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам. Они учатся преодолевать трудности на пути к общей цели, радоваться совместным успехам.
Занятие “Двойка” /старший возраст/
Цель:
- Совершенствовать навыки изготовления игрушек из природного и дополнительного материала в различных сочетаниях.
- Развитие у детей творческого воображения.
- Воспитание нравственных представлений у дошкольников.
Оборудование:
- шишки еловые,
- фисташки,
- чашечки желудя,
- пенопласт,
- пластилин,
- веточки,
- горох,
- бумага,
- краски,
- ножницы,
- шило,
- кисточка.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям сказку: “Двойка”.
“Жили на Севере пингвины: папа, мама и их сын – маленький пингвинёнок. Он учился в школе, получал всегда хорошие отметки. Но однажды заигрался и уроки не выучил, получил двойку. Мама стала ругать малыша, папа от огорчения постукивал клювом. Пингвинёнку стыдно. Он дает слово, что исправит отметку и будет прилежным учеником”.
Беседа о прочитанной сказке.
Спрашивает у детей, кто понял, почему папа и мама пингвинёнка огорчились, и почему пингвинёнку стало стыдно. Воспитатель говорит о значимости школьного обучения.
Затем воспитатель ведет с детьми беседу о пингвинах, из которой ребята узнают о характерных особенностях этих животных – где они живут, чем питаются, как растят своих детенышей. После этого воспитатель сообщает, что сегодня они будут выполнять задание – делать сценку, в основу содержания которой положен сюжет рассказанной здесь сказки. В качестве образца показывает рисунок на эту тему, рассказывает о последовательности создания сценки.
Для изготовления пингвина берут крупную еловую шишку и повертывают ее чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза – горошины, клюв – два треугольника из красной бумаги. Крылья пингвину можно сделать из кожуры фисташек (или крылаток ясеня, клена), укрепив их между чешуйками шишки с помощью пластилина.
Лапки можно сделать из чашечек желудя, для чего их набивают пластилином и укрепляют внизу шишки с помощью заостренной с двух концов маленькой веточки. В шишке и в чашечках шилом параллельно проделывают отверстия.
Для большего сходства с пингвинами шишку-туловище и кожуру фисташек (или крылаток) – крылья можно покрасить черной и белой гуашью.
Подобным образом изготавливают всех пингвинов из этой семьи. Соответственно каждому персонажу подбирают размер и форму шишки. Действующим лицам придают определенную позу. Льдину вырезают из кусочка пенопласта. Края у льдины неровные.
Итог занятия:
Игрушка готова. Играя с нею, дети продолжают развивать сюжет услышанной ими сказки, распределяют роли. Воспитатель незаметно для ребят руководит игрой, помогая им развивать действия, воспитывая дружественные отношения между сверстниками, вызывая положительные эмоции.