Цели:
- закрепление навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;
- развитие серийной организации артикуляторных движений;
- развитие способности охватывать целостные образы слов;
- развитие интонационной выразительности речи (логического ударения);
- развитие навыков быстрого, правильного чтения;
- развитие пространственных и временных представлений;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие произвольного внимания;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- карточка с серией гласных букв и их сочетаний;
- карточка “Помоги пчёлке собрать урожай”;
- карточка “Трансформация слова ПОЛКА”;
- карточка для выполнения задания на расширение поля чтения;
- карточка с записанной скороговоркой;
- набор карточек с частями слов;
- карточка с текстом;
- шипованный резиновый мячик.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назови времена года, начиная с осени.
- Какое время года перед летом?
- Какое время года следует за весной?
- Какое время года между осенью и весной?
2. Развитие серийной организации артикуляторных движений.
- А, О, У, Ы, И, Э – произнесение беззвучно с четкой артикуляцией.
- А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О – четкое произнесение пар звуков.
- АОУИЭ, АИУОЭ – четкое и быстрое произнесение серии гласных звуков.
3. Развитие прогнозирующего чтения.
Чтение с наращиванием.
Задание: Четко читай строчки. (Приложение 1)
4. Развитие внимания, пространственных представлений.
“Помоги пчелке собрать урожай”. (Приложение 2)
Задание:
Пчелка летает по буквенному полю и собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, у нее получится целое слово. Буквы, на которых пчела делает остановку записывать. Правильное выполнение – на карточке для следующего задания будет записано это слово. За полетом пчелы следить только глазами.
Пчелка сидела на букве П. Далее она полетела так: влево, остановка; вверх, вправо, остановка; влево, остановка; влево, вниз, остановка.
5. Развитие языкового анализа.
1) Преобразование слова
Задание: трансформация слова ПОЛКА. (Приложение 3)
2) Звуко-буквенный и слоговой анализ слова ПОЛКА .
Задание:
- Назвать по порядку гласные звуки при одновременном перекладывании из руки в руку и последующим сжатием шипованного резинового мяча.
- Назвать по порядку звуки, которые останутся, если убрать гласные.
- Разделить слово на слоги.
6. Физкультминутка.
Оборудование: шипованный мячик.
“Ёжик”.
Ёжик, спрячь свои иголки (мячик перекладывать из руки в руку на каждое слово),
Мы же дети, а не волки (мячик между ладонями и выполнять движение вперед-назад).
Мы хотим с тобой поладить (катать мячик между ладонями).
Мы хотим тебя погладить (круговые движения мячика по столу).
Ёж иголки отряхнул (стряхнуть руки),
Завернулся и заснул (руки в замок).
7. Развитие навыка чтения.
1) Воспроизведение последовательности слов в речи. (Приложение 4)
Задание:
- Прочитать скороговорку.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
- Прочитать скороговорку с выделением указанных слов (логическое ударение).
- Прочитать скороговорку про себя и постараться запомнить.
- Восстановить скороговорку из частей слов, написанных на отдельных карточках.
- Прочитать составленную скороговорку обычным способом и наоборот по словам.
- Назвать сколько слов в предложении.
2) Чтение текста с одновременным восстановлением “зашифрованных” слов.
Задание: прочитать текст, при этом верно восстановить зашифрованные слова путем перестановки в них слогов. (Приложение 5)
8. Итог занятия.