Ожидаемые результаты: в результате проведения занятия участники смогут:
- определять понятие прогресс, регресс;
- называть основные критерии общественного прогресса;
- познакомиться с методом “упрощенное судебное разбирательство”.
В ходе занятия участники смогут:
- рассмотреть проблему критериев общественного прогресса;
- познакомиться с различными точками зрения на общественный прогресс;
- принять участие в работе малых групп, ролевой игре.
Краткое описание идеи занятия: В данном занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: “шкала мнений”, работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: “Общество” в 10-м классе
Основные понятия: общественный прогресс, регресс, критерии общественного прогресса. (Приложение №1)
План занятия:
- Мотивация. 10 минут.
- Постановка проблемы 5 минут.
- Деление на группы. Формулирование задания группам. 10 минут.
- Работа в группах 10-12 минут.
- Игровой момент 20 минут.
- Контроль знаний. Рефлексия 10 минут.
Материалы: раздаточные материалы (Приложения 1-5), ватманы, фломастеры
Ход занятия:
I. Мотивация:
Афоризмы:
- Если в древности люди носили шкуру леопарда, то сейчас они носят сшитую из нее шубу, - прогресс, как говорится, налицо, но только не для леопарда. (Тойшибеков Бауржан)
- Если кричат: "Да здравствует прогресс!", всегда справляйся: "Прогресс чего?" (Станислав Ежи Лец)
- Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми. (Гюстав Флобер)
- Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности. (Джордж Бернард Шоу)
- какие мысли по поводу прогресса прослеживаются в данных афоризмах?
- прогресс всегда противоречивое явления?
- какие примеры противоречивости прогресса вы бы могли привести?
Определение понятия “общественный прогресс”.
Общественный прогресс – это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Начиная с XVII века, общественный прогресс понимался по-разному, разными были и критерии прогресса. (Приложение №1,словарь)
II. Постановка проблемы
Наша задача рассмотреть проявления общественного прогресса и регресса в современном мире, на основе критериев предложенных судьями, вынести приговор прогрессу.
III. Деление на группы, приложение №2. Формулирование задания группам.
IV. Работа в группах.
V. Проведение игры, с соблюдением правил ведения судебного разбирательства.
Каждая сторона получает по 5-7 минут для защиты своих интересов.
- Коллегия судей оглашает выработанные на основе различных точек зрения критерии прогресса.
- Выступает сторона обвинения, итоги подводит прокурор
- Вопросы со стороны защиты, судей, присяжных заседателей
- Выступление защиты, итоги подводит адвокат
- Вопросы со стороны обвинения, судей, присяжных заседателей
- Присяжные заседатели выносят вердикт, объясняя свою точку зрения
- Коллегия судей оглашает приговор.
Подведение итогов. Обсуждение вопроса:
- Возможно, ли в современном мире сократить негативные последствия прогресса?
- К чему приведет прогресс человечество? Возможно использование метода “Шкала мнений”
На доске:
Полностью за прогресс в любых проявлениях, в любых проявлениях
Скорее за
Скорее против
Против прогресса
VI.
Лист контроля знаний, самооценки и рефлексии (приложение №5)Список литературы:
- Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, 2005.
- Гутников А., Пронькин В. Живое право; книга для преподавателя; Санкт-Петербург;2001.
- Гражданское образование содержание и активные методы обучения; М.2005.
- Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”, под ред, Л.Н.Боголюбова; М.2001.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории; М. “ВЛАДОС”. 2001.