Цель:
- Познакомить учащихся с понятием “конфликт”, его составляющими;
- Познакомить со схемой Я-высказывания, как техники конструктивного выражения негативных эмоций;
- Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Ход занятия
1. Интеллектуальная разминка (решите задачи на нестандартное мышление)
Популярная книга.
Когда эта книга вышла в первый раз, ее читали лишь немногие очень богатые люди. Сейчас экземпляр этой книги есть, чуть ли не у всех, и очень многие люди часто заглядывают в нее. Однако купить ее в книжном магазине нельзя, как нельзя взять и в библиотеке. Что это за книга?
Церковные колокола I.
Один детектив в воскресенье утром лежал в постели и прислушивался к звону колоколов местной церкви. Вдруг он понял, что слушает фонограмму. Каким образом он догадался об этом?
2. Запись темы урока. Анатомия конфликта.
3. Упражнение “Ассоциации”.
Какие ассоциации возникают у вас при слове конфликт?
4.
Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.
? Какие конфликты чаще всего возникают в вашей жизни?
Почему часто конфликт не разрешается в самом начале и продолжает развиваться, приводя к печальным, возможно, результатам?
Всегда ли причина конфликта лежит на поверхности? Почему?
5. Формула конфликта.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия.
Инцидент – повод к конфликту.
Вспомним математику и попробуйте решить, рассуждая логически, что нужно сделать, чтобы разрешить конфликт?
А) исчерпать инцидент;
Б) устранить конфликтную ситуацию.
Но только в жизни не всё решается математически просто. Как вы думаете почему?
Конфликт = конфлитоген1 + конфликтоген2 +К3 +...
Конфликтоген – это слова, действия или бездействия, которые могут спровоцировать конфликт.
Часто человек, не умея выразить своих негативных чувств, накапливает отрицательные эмоции в себе: в результате обижается, переживает, горюет, растрачивает своё здоровье. (пример все болезни от нервов).
А ведь стоило лишь озвучить то, что вас обидело или огорчило и, возможно, проблема была бы решена.
И сегодня мы попытаемся научиться конструктивно выражать свои чувства, не обостряя отношения и не провоцируя развитие конфликта.
6. Знакомство с Я-высказыванием.
Конструктивное выражение негативных чувств. Конструктивному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Помните, мы говорили с вами о психологических защитах — вытеснении, проекции, замещении? Это — несовершенные формы управления “плохими чувствами”. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность “взрыва”, понижения самооценки, ухудшения здоровья, психологи говорят, что их нужно отреагировать — т. е. “выпустить пар”. Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим.
Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.
Анализ негативных эмоций
1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)?
2. Что я хочу изменить?
3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?
4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько “их” (“его”)?
5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, “Они меня не любят...”, “Они меня не уважают...”)?
Существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций, о которых мы немного говорили в прошлом году, касаясь принципов позитивного воспитания. “Я-высказывания” являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающим другого человека. “Я-высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но особенно если вы раздражены, рассержены, в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже если вы так разозлились, что готовы убить вашего незадачливого собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в пылу ссоры.
Схема “Я-высказывания” такова:
1. Событие. “Когда...” (описание нежелательной ситуации). Например: “Кричишь на меня, в компании делаешь мне замечания, говоришь о том-то и том-то...”
2. Ваша реакция. “Я чувствую...” (описание ваших чувств). Например: “Я очень злюсь, мне так обидно, что хочется плакать”, “Я готов ударить тебя...”.
3. Предпочитаемый исход. “Мне хотелось бы, чтобы...” (описание желательного варианта). Например: “Чтобы ты перестала меня упрекать...”, “Не говорила мне о том-то...”, “Не отпускал шуточек в мой адрес...”.
При описании своего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции.
7. Практическая работа.
- Построение я-высказываний по предложенным ситуациям.
Ваш младший брат изрисовал цветными карандашами тетрадь с сочинениями по литературе.
Мама отругала Вас за неубранную комнату в присутствии твоих друзей.
Ваш одноклассник взял у тебя тетрадь по истории, обещав вернуть вечером, а вернул утром в школе. В результате Вы не сделали домашнюю работу.
Ваш друг обещал сходить с Вами вечером в кинотеатр. Вы прождали его весь вечер, но так и не дождались.
Одноклассник подшучивает над вами при всех.
Когда вы говорите о чём-то серьёзном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
- Придумывание собственных ситуаций
Обмен ситуациями
Решение
Обсуждение.
? Какая часть формулируется труднее? Почему?
8. Домашнее задание.
Существует много различных способов выражения своих чувств, не нанося обид и оскорблений вашему окружению.
Шутливое письмо.
Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.
Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.
Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.
Анализ упражнения:
— Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
— Что было при этом труднее всего?
— Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
— Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
— Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?
— Когда полезно смеяться над конфликтом?
9. Рефлексия.
Закончите предложения:
Я хотел бы сказать.....
Сегодня на занятии понял(а), что...
Сегодня для меня полезным было...
Я не совсем поняла на занятии...
Самым трудным для меня было...
Мне не понравилось...
Мне хотелось бы...