Цели:
- Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить анализировать художественный текст.
- Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление; продолжить работу по развитию мышц мелкой моторики кистей рук.
- Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.
Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.); пропись № 3 к “Русской азбуке”, предметные картинки с изображением окуня, карася, акулы; квадраты для составления звуковых схем слов 3-х цветов: красного, синего и зеленого, цветные карандаши; книга Волина В. В. Праздник Букваря (артикуляционная гимнастика).
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!
II. Артикуляционная гимнастика (активизировать кончик языка).
1. “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
2. “Вкусное варенье”. Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
3. “Индюк”. Водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро; добавить голос.
III. Дыхательная гимнастика.
Упражнение “В лифте”.
У. Представьте, что мы едем в лифте, объявляем этажи. Чем выше этаж, тем громче голос и наоборот.
IV. Повторение.
1. Игра “Буквы заблудились”.
На классном наборном полотне вперемешку расположены все изученные буквы. Надо отыскать среди гласных заблудившуюся согласную и среди согласных – гласную
А | О | У | Н | И | Ы |
П | Л | К | И | Н |
|
2. Игра “Звук заблудился”.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок!
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
Работа над скороговоркой.
Под плетень, в тень, топор в пень – дзень
Чтение в “наушниках” 3 раза с ускорением.
V. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
У. Прочитайте слова
СОЛЬ | ДЕНЬ | КОНЬ | ТЕНЬ |
У. Чем они похожи? (Что у них общего?)
Д. В конце всех этих слов пишется (стоит) мягкий знак.
У. Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся?
Д. С мягким знаком
У. Правильно.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – мягкий знак.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.
2. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)
1) Анализ схемы к слову “гуси”
Составление слова на доске из разрезной азбуки.
У. Из скольки слогов состоит это слово?
Д. Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си
У. Дайте характеристику звукам
Д. Звук
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[у] – гласный, ударный
[с'] – согласный, глухой, мягкий
[и] – гласный, безударный.
У. Как обозначается мягкость согласного [с']?
Д. При помощи гласной “и” второго ряда
2) Анализ схемы к слову “гусь”
У. Сколько слогов в слове “гусь”?
Д. Один.
У. Из скольки звуков состоит данное слово?
Д. Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного
У. При произнесении слова “гусь” какой звук мы слышим на конце?
Д. [с']
У. Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?
Д. Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь
У. Из скольки букв состоит слово “гусь”?
Д. Из 4-х
У. А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?
Д. 3
У. Почему?
Д. Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.
У. Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
3) Чтение слов с пометами.
4) Чтение пословиц, объяснение их смысла.
(Подчеркнуть Ь в пословицах)
VI. Физминутка для глаз. (По схеме зрительно-двигательной траектории В.Ф.Базарного.)
VII. Продолжение темы урока.
1. Работа в Прописи на стр. 30
1) Сравнение печатной и письменной буквы Ь.
2) Знакомство с написанием. (Показ учителем у доски)
3) Обвести узор по контуру.
4) Написание Ь в прописи по образцу.
5) Отгадывание загадок с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)В воде родится,
А воды боится. (Соль)
6) Анализ схемы к слову “лось”, “соль”
7) Запись слов по образцу.
2. Работа по “Азбуке” (с. 135)
1) Работа над связной речью. Чтение и разбор текста.
У. О каком животном идет речь в тексте?
Д. В тексте говориться о лосе.
У. Где живет лось?
Д. Лось живет в лесу.
У. Чем он питается?
Д. Лось питается зелеными листьями.
У. Что любит лось?
Д. Лось любит соль.
2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.
3) Поиск слов, в которых мягкость согласных звуков показана по-другому (для лося, листом)
VIII. Физминутка.
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
IX .Закрепление.
1. Работа со слоговой таблицей Квач В.В.
Расшифровать слова (по мере расшифровки на доске открываются рисунки).
О, 66, НЬ (окунь) | А, 66, ЛА (акула) |
6, 4, СЬ (карась) |
У. Рассмотрите рисунки и назовите одним словом всех, кто на них изображен.
Д. Рыбы.
У. Какое из этих слов вы считаете лишним?
Д. Акула
У. Почему?
Д. Акула живет в море, и в этом слове нет мягкого знака.
У. Составьте предложение с любым из этих слов.
2. Продолжение работы в “Прописи” на с. 30
1) Чтение предложений и запись их по образцу. Подчеркнуть в словах Ь.
2) Запись слов с комментированием конь, день, пень.
3) Дописывание слов: мель, хорь, моль.
3. Заучивание стихотворения.
…Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
X. Итог урока.
Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий Знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: ЕЛ превратил в ЕЛЬ, МЕЛ в МЕЛЬ. Расхвастался Мягкий Знак: “Я – самый волшебный”. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: “Мы и без тебя умеем фокусы показывать. Смотри: был ЛУК, стал ЛИК, был МАЛ, стал МЕЛ”.
У. Какие буквы поставили хвастунишку на место?
Д. Буквы Е и И.
У. Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?
Д. Потому что Ь звука не обозначает.
У. Для чего нужен Ь?
Д. Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.
На втором уроке продолжается работа по данной теме.