Интегрированный урок обучения грамоте и письму по теме "Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Знакомство с начертаниями буквы "Ь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить анализировать художественный текст.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление; продолжить работу по развитию мышц мелкой моторики кистей рук.
  3. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.

Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.); пропись № 3 к “Русской азбуке”, предметные картинки с изображением окуня, карася, акулы; квадраты для составления звуковых схем слов 3-х цветов: красного, синего и зеленого, цветные карандаши; книга Волина В. В. Праздник Букваря (артикуляционная гимнастика).

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!

II. Артикуляционная гимнастика (активизировать кончик языка).

1. “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.

2. “Вкусное варенье”. Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.

3. “Индюк”. Водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро; добавить голос.

III. Дыхательная гимнастика.

Упражнение “В лифте”.

У. Представьте, что мы едем в лифте, объявляем этажи. Чем выше этаж, тем громче голос и наоборот.

IV. Повторение.

1. Игра “Буквы заблудились”.

На классном наборном полотне вперемешку расположены все изученные буквы. Надо отыскать среди гласных заблудившуюся согласную и среди согласных – гласную

А О У Н И Ы
П Л К И Н  

 

2. Игра “Звук заблудился”.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок!
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.

Работа над скороговоркой.

Под плетень, в тень, топор в пень – дзень

Чтение в “наушниках” 3 раза с ускорением.

V. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

У. Прочитайте слова

СОЛЬ ДЕНЬ КОНЬ ТЕНЬ

У. Чем они похожи? (Что у них общего?)

Д. В конце всех этих слов пишется (стоит) мягкий знак.

У. Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся?

Д. С мягким знаком

У. Правильно.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква – мягкий знак.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.

2. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)

1) Анализ схемы к слову “гуси”

Составление слова на доске из разрезной азбуки.

У. Из скольки слогов состоит это слово?

Д. Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си

У. Дайте характеристику звукам

Д. Звук

[г] – согласный, звонкий, твердый.

[у] – гласный, ударный

[с'] – согласный, глухой, мягкий

[и] – гласный, безударный.

У. Как обозначается мягкость согласного [с']?

Д. При помощи гласной “и” второго ряда

2) Анализ схемы к слову “гусь”

У. Сколько слогов в слове “гусь”?

Д. Один.

У. Из скольки звуков состоит данное слово?

Д. Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного

У. При произнесении слова “гусь” какой звук мы слышим на конце?

Д. [с']

У. Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?

Д. Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь

У. Из скольки букв состоит слово “гусь”?

Д. Из 4-х

У. А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?

Д. 3

У. Почему?

Д. Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.

У. Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

3) Чтение слов с пометами.

4) Чтение пословиц, объяснение их смысла.

(Подчеркнуть Ь в пословицах)

VI. Физминутка для глаз. (По схеме зрительно-двигательной траектории В.Ф.Базарного.)

VII. Продолжение темы урока.

1. Работа в Прописи на стр. 30

1) Сравнение печатной и письменной буквы Ь.

2) Знакомство с написанием. (Показ учителем у доски)

3) Обвести узор по контуру.

4) Написание Ь в прописи по образцу.

5) Отгадывание загадок с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

В воде родится,
А воды боится. (Соль)

6) Анализ схемы к слову “лось”, “соль”

7) Запись слов по образцу.

2. Работа по “Азбуке” (с. 135)

1) Работа над связной речью. Чтение и разбор текста.

У. О каком животном идет речь в тексте?

Д. В тексте говориться о лосе.

У. Где живет лось?

Д. Лось живет в лесу.

У. Чем он питается?

Д. Лось питается зелеными листьями.

У. Что любит лось?

Д. Лось любит соль.

2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.

3) Поиск слов, в которых мягкость согласных звуков показана по-другому (для лося, листом)

VIII. Физминутка.

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

IX .Закрепление.

1. Работа со слоговой таблицей Квач В.В.

Расшифровать слова (по мере расшифровки на доске открываются рисунки).

О, 66, НЬ (окунь) А, 66, ЛА (акула)
6, 4, СЬ (карась)

У. Рассмотрите рисунки и назовите одним словом всех, кто на них изображен.

Д. Рыбы.

У. Какое из этих слов вы считаете лишним?

Д. Акула

У. Почему?

Д. Акула живет в море, и в этом слове нет мягкого знака.

У. Составьте предложение с любым из этих слов.

2. Продолжение работы в “Прописи” на с. 30

1) Чтение предложений и запись их по образцу. Подчеркнуть в словах Ь.

2) Запись слов с комментированием конь, день, пень.

3) Дописывание слов: мель, хорь, моль.

3. Заучивание стихотворения.

…Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.

X. Итог урока.

Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий Знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: ЕЛ превратил в ЕЛЬ, МЕЛ в МЕЛЬ. Расхвастался Мягкий Знак: “Я – самый волшебный”. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: “Мы и без тебя умеем фокусы показывать. Смотри: был ЛУК, стал ЛИК, был МАЛ, стал МЕЛ”.

У. Какие буквы поставили хвастунишку на место?

Д. Буквы Е и И.

У. Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?

Д. Потому что Ь звука не обозначает.

У. Для чего нужен Ь?

Д. Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.

На втором уроке продолжается работа по данной теме.