Использование диагностики для оптимизации сотрудничества педагогов дошкольных учреждений с семьей

Разделы: Работа с родителями


Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками МДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета запросов семьи. Именно по этой причине одно из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является работа с родителями.

Семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Каждый институт воспитания – семья и детский сад – обладает своим особым содержанием, которого нет у другого.[1] Опыт, приобретаемый дошкольником в детском саду и семье разный: в семье ребенок – объект обожания, уступчивости и прощенья (или, наоборот), в детском саду – равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и понятность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И задача нашего педагогического коллектива - уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. В этой связи, я бы хотела выделить два главных направления нашего сотрудничества с родителями:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.

2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Практика деятельности, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур, скорее, она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семье. [10] Реализация такого подхода требует открытости детского сада для всех участников воспитательного процесса. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на основе психологии доверия. А сотрудничество педагога и родителя это, прежде всего коммуникативное взаимодействие, которое должно строиться на равноправной партнерской основе. Для того, чтобы воспитатель мог использовать в своей практике такой подход, строить своё общение с родителями конструктивным образом, надо чтобы каждый педагог понимал необходимость такого взаимодействия и умел перестроить свои принципы коммуникативных взаимоотношений с членами семьи. С целью изучения понимания и принятия педагогами этого стиля взаимодействия с родителями, в феврале 2007 г. мы провели тестовый опрос всех воспитателей и специалистов нашего МДОУ.

(Приложение 1.) [1]

В результате тестирования определялась степень принятия диалогичности общения с родителями, т.е. высокая, средняя, низкая. При анализе полученных данных использовался ключ. (Приложение 1.) Каждое совпадение ответа с ключом оценивалось в три балла. Несовпадения не оценивались. Максимальное количество баллов по тесту равно 30. Таким образом, высокая степень принятий диалогичности общения с родителями имеет в случае суммы баллов 24-30; средняя 18-23 баллов; низкая 15 и менее балов. Таким образом, мы получили следующие результаты.

  Высокая степень принятия диалогичности общения с родителями

(30-24 балла)

Средняя степень принятия диалогичности общения с родителями

(24-18 баллов)

Низкая степень принятия диалогичности общения с родителями

(15 и мене баллов)

Количество педагогов 10 11 9
%, по отношению к общему числу респондентов. 33,33% 36,67% 30 %

Результаты, которые мы получили, говорят о том, что уровень понимания и принятия нашими педагогами взаимодействия с родителями в рамках диалога равноправных партнеров недостаточно высок и нам предстоит еще много работать над этим.

И, конечно нас интересовало мнение наших родителей. С этой целью мы провели опрос для изучения их мнения о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе, а также о ценности для родителей общения с педагогами в целях обогащения своего родительского опыта.

(Приложение 2.) [1]

Предлагаемый опросник включает в себя 10 суждений. Суждения 1-6 касаются мнений родителей об открытости детского сада, стиле общения педагога с детьми и их семьями. Суждения 7-10 касаются точек зрения на необходимость сотрудничества педагога и родителя для обогащения опыта воспитания.(1) В данном перечне суждений родителям надо было обвести кружком соответствующий номер, если он согласен с предложенным суждением; зачеркнуть - если не согласен; поставить знак вопроса - если затрудняется ответить. При обработке данного тестового опроса используется простой подсчет количества положительных, отрицательных и неопределенных выборов. В опросе участвовали 87 родителей. После обработки данных, мы получили следующий результат.

Номер суждений Положительное мнение родителей Отрицательное мнение родителей Затрудняюсь дать однозначный ответ
Количество выборов % от общего числа Количество выборов % от общего числа Количество выборов % от общего числа
1 82 94,3 4 4,6 1 1,1
2 85 97,8 1 1,1 1 1,1
3 53 60,9 21 24,1 13 15,0
4 82 94,3 3 3,4 2 2,3
5 71 81,6 10 11,5 6 6,9
6 85 97,8 1 1,1 1 1,1
7 56 64,4 14 16,1 17 19,5
8 58 66,7 13 15,0 16 18,3
9 66 75,8 7 8,1 14 16,1
10 69 79,3 12 13,8 6 6,9

Рисунок 1.

На графике видно, что родители достаточно высоко оценивают открытость детского сада и доступность информации о жизни детей в группах. И этот критерий открытости МДОУ для семьи является самым значимым для нас.

Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, да и не все к ней психологически готовы. Безусловно, что при организации взаимодействия с родителями имеются определенные сложности, связанные с различными стереотипами поведения, как родителей, так и воспитателей, с некоторыми родительскими установками. Реализуя диагностическую функцию управления, мы определили характер профессиональных затруднений при взаимодействии с родителями у педагогов нашего МДОУ при помощи опросника “Мои плюсы и минусы в общении с родителями”. (Приложение 3.) [1]

Эта методика предполагает самооценку педагога своих умений и коммуникативных навыков. Педагог сам определял свои “плюсы” и “минусы” в общении с родителями. Суждения распределяются по трем группам:

1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.

2. Гибкость стиля общения. Умения сопереживать родителям.

3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями.[1]

Подсчитав количество ответов “нет” в каждой группе суждений, из общего числа возможных ответов по каждой группе мы получили следующие результаты.

  1-я группа суждений. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей. 2-я группа суждений.

Гибкость стиля общения. Умение сопереживать родителям.

3-я группа суждений.

Умение использовать активные методы и формы общения с родителями.

Количество отрицательных ответов 40 17 46
%, по отношению к общему числу возможных ответов. 27,78 % 11,81 % 39,59 %

Данное исследование показывает, что наибольшее затруднение у воспитателей вызывают умения:

  • использовать активные методы и формы общения с родителями;
  • учитывать потребности семьи.

Анализ профессиональных затруднений выявляет недостаточное владение педагогами психотехникой общения, особенно в проблемных ситуациях межличностных отношений. И поэтому мы определили для себя следующие направления консультативной помощи воспитателям:

  1. совершенствование социально-психологической культуры общения с родителями;
  2. обогащение знаний о закономерностях развития дестко-родительских отношений;
  3. овладение активными формами сотрудничества с родителями.

К эффективным формам взаимодействия педагога и родителя можно отнести: активное слушание, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями детского поведения, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности. Подобное общение интересно и самим родителям, так как родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком не только на уровне слов, но и эмоциональных переживаний. Ведь наиболее эффективный способ изменения родительских установок это игра, в ходе которой создается проблемная ситуация, её “проживание” и обсуждение результата. Такие методы наши педагоги широко применяют на всех мероприятиях с родителями, в том числе на родительских собраниях и заседаниях Клуба для родителей, который функционирует в нашем дошкольном учреждении с 2004 года.

Вообще, если говорить о сотрудничестве педагогов дошкольного учреждения с семьей в целом, то эта проблема имеет многоаспектный характер, но ясно одно, что для получения результата, очень важно наладить общую систему работы, в которую вовлечены все участники педагогического процесса и, прежде всего родители. Использование педагогической диагностики, как нам кажется, помогает достаточно эффективно выявлять проблемы в системе отношений “педагог – родитель – ребенок” и пути их решения, в частности по оптимизации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. А установление открытого контакта, основанного на доверии и взаимопонимании, может создать наилучшие условия для развития ребенка и его успешной социализации.

Литература.

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного образовательного учреждения о сотруднические с семьей. – М., 2004.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Данилина Т.А. Bнтеграция работы ДОУ с семьей. .//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
  5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений \ Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мурсиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа с семьей: Диагностика , планирование, конспекты лекций , консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – С-Пб.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. взаимодействие ДОУ и семьи : типичные проблемы. //Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
  9. Рогалева Н.А. Новые формы психокоррекционной, профилактической и просветительской работы с родителями.//Дошкольная педагогика №1(28)январь-февраль 2006.
  10. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  11. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).