Оптимизация детско-родительских отношений. Коррекционно-образовательный проект "Связующая нить"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цели и задачи проекта:

Оптимизация детско-родительских отношений:

- реконструкция детско-родительских взаимоотношений;
- гармонизация внутрисемейных отношений.

Профилактика социального сиротства:

- развитие коммуникативных форм поведения;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка;
- выработка навыков адекватного и равноправного общения.

Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Группа — лишь необходимая социальная площадка психотренинга, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее. Более того, курс занятий — лишь прелюдия, лишь первые шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения.

На занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции.

Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым, находясь на территории его интересов. Игры увлекательны и необычны, да и кто же откажется от такого «несерьезного» занятия.

Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю — сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Из практики известно, что родители часто, как это ни парадоксально, плохо знают свое дитя. Ответив, не задумываясь на вопрос о его физическом здоровье, они замолкают, не зная, что сказать о нем как о человеке.

Острота восприятия ребенка его родителями обратно пропорциональна его возрасту. Чем старше ребенок, тем меньше его понимают. Важнейший канал объективного представления о ребенке — взгляд на него со стороны. В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «Я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле.

Формирование группы происходит на добровольной основе. Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди). Количественный состав группы 5 – 6 пар (10 – 12 человек). Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятий

Процесс становления группы как психологической общности является объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе;
— ритуалы приветствия и прощания;
— разминочные упражнения;
— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества
, совместного поиска решений.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание занятия,
- рефлексию прошедшего занятия,
- ритуал прощания.
- домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Волшебный клубок», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.
Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности: упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения («Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал», «Игра-танец» и т.д.)

Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу).
II блок — упражнения, связанные с темой занятия.
III блок — подвижные игры.
IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).

1-я часть — упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем языке».
2-я часть — упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.

V блок — домашнее задание.

Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

— эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным;
— эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Используется упражнение «Колокол» [1]

Реализация проекта началась с того, что в сентябре с детьми подготовительной и логопедической групп была проведена диагностическая работа:

1. Игра «Почта» - модификация теста Антони Бине[] в индивидуальном порядке с каждым ребенком. Эта игра относится к проективным методикам и позволяет определить отношение ребенка к своему ближайшему окружению. При обработке данных учитывалось то, как распределились предпочтения ребенка с положительной и отрицательной направленностью между всеми выбранными адресатами. Каждый родитель индивидуально был познакомлен с результатами.

2. Исследование внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи»[]. Дети и родители отдельно рисовали свою семью. Все рисунки и комментарии к ним были проанализированы, проведены индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых они были познакомлены с результатами работы своих детей и могли сравнить реальную картину восприятия соей семьи ребенком и свое собственное восприятия.

В ходе такой диагностики сразу видно, кто из детей чувствует себя комфортно в семье, ощущает себя любимым и принятым, а также видно – у кого имеются проблемы в общении и взаимопонимании с близкими людьми.

На родительских собраниях в сентябре мамам и папам было предложено принять участие в проекте, о котором мы подробно рассказали и ответили на все интересующие их вопросы. В ноябре состоялось первое занятие. Присутствовали 6 пар родитель - ребенок, из них трое отцов, что очень отрадно. Далее каждую среду мы приглашали родителей на занятия индивидуально. Не только тех, кто был на первом занятии, но и родителей, которые были у нас на заметке (социально неблагополучные, чьи дети замкнуты, малообщительны или которым уделяется мало внимания дома). В общей сложности занятия посещали 11 пар родитель – ребенок. Кто-то посетил все 10 занятий, кто-то меньше.

В ходе занятий было проведено еще одно диагностическое исследование. Использовалась методика PARY «Измерение родительских установок и реакций». Эта методика представляет собой опросник, состоящий из 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов. Выявление связей между шкалами осуществлялось с помощью факторного анализа. [4]

Фактор 1. Гиперопека – отсутствие родительской опеки

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей. Дети должны во всем слушаться родителей, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, между родителем и ребенком большая межличностная дистанция.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком – демократичность

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с ребенком, и наоборот, противоположный полюс – о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании – отказ от авторитарности

Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

Вот такие результаты нами были получены. Конечно, говорить о том, что после наших занятий кто-то из авторитарных родителей превратился в лояльных и демократичных, бессмысленно. Естественно, каких-то кардинальных изменений в отношениях между родителями и детьми не произошло. Но я с уверенностью могу сказать, что каждый родитель увидел себя со стороны, посмотрел на ребенка другими глазами, задумался о том, как чувствует себя дочь или сын рядом с ним, все ли он делает правильно. Кроме того, в ходе индивидуальных консультаций выяснилось, что 5 семей решили изменить стиль воспитания своего ребенка. А это дорогого стоит.

Об эффективности и целесообразности данного проекта говорит и неподдельный интерес, и активное участие родителей и детей в занятиях. Дети ждали среды, как какого-то праздника, родители говорили слова благодарности. Одна мама на последнем занятии сказала: «Жаль, что не было таких занятий раньше, когда дети были еще в младшей группе. Для меня было полезным общение с другими родителями. Если бы таким тесным и дружным кругом мы взаимодействовали на протяжении 3 – 4 лет, то какими дружными и счастливыми были бы наши дети, да и мы родители».

Такая работа требует очень тесного контакта с семьей, и всегда испытываешь большое моральное удовлетворение, когда видишь улыбки на лицах детей и взрослых, понимаешь, что совместные усилия дают реальные результаты.

Приложение 1
Приложение 2

Литература:

  1. Н. Григори. Программа коррекции детско-родительских отношений/ Школьный психолог 2000, № 28
  2. Е. В. Карпова, Е. К. Лютова. Оптимизация детско-родительских отношений «Я и мой ребенок»/ Психолог в детском саду 2004, № 3
  3. В. В. Ткачева. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Издательство Гном и Д, 2000.
  4. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко Практикум по возрастной психологии. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1997.

  5. М. Буянов Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – ПРЕСС», 1998. Обруч 1999, № 5.