Объективное оценивание результатов работы педагогов, входящих в состав методических объединений, является неотъемлемой частью целостной системы работы с кадрами в образовательном учреждении. Рейтинговая оценка деятельности МО проводится в рамках внутришкольного конкурса на лучшее профессиональное объединение.
Необходимость повышать стремление учителя к саморазвитию на основе самоанализа, создание условий для планирования профессиональной деятельности лежат в основе целей проведения такого рода оценки.
Критерии рейтинговой оценки разрабатываются научно-методическим советом, выносятся на обсуждение коллектива и утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения. Приведем примерное их содержание:
№ | Критерии оценки | Количество баллов за одного человека |
Персонифицированные критерии | ||
1.1 | Проведение открытых уроков | |
Проведение открытых уроков на уровне области | 6 | |
Проведение открытых уроков на уровне города | 4 | |
Проведение открытых уроков на уровне лицея | 2 | |
Посещение уроков у коллег и участие в их анализе | 0,5 | |
1.2 | Выступления | |
Выступления на международной конференции, в региональном институте повышения квалификации, конференциях вузов |
5 | |
Выступления на городских методических конференциях, семинарах, заседаниях ГМО, ГТГ | 4 | |
Выступления на заседаниях ШМО, педсоветах, НМС | 2 | |
1.3 | Инновационная деятельность | |
Создание и работа по собственной авторской программе | 5 | |
Работа по новым методикам и технологиям | 3 | |
Работа по экспериментальным учебникам | 2 | |
1.4 | Участие в программах повышенного уровня | |
Участие в городских творческих группах | 4 | |
Участие в творческих группах лицея | 3 | |
1.5 | Личные олимпиадные первенства учащихся (1-3 места) | |
Российские, окружные олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции | 6 | |
Российские, окружные олимпиады (4, 5 места) | 4 | |
Областные олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции | 3 | |
Городские олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции | 2 | |
1.6 | Командные первенства в турнирах и соревнованиях (1 -3 места) | |
Российские турниры и соревнования | 4 | |
Областные турниры и соревнования | 3 | |
Городские турниры и соревнования | 2 | |
1.7 | Итоги ЕГЭ, аттестации 9 кл. в новой форме | |
Успеваемость 100 % | 5 (на каждого выпустившего учителя) | |
Успеваемость 80 - 100 % | 4 | |
Качество знаний 80 – 100 % | 5 | |
Качество знаний 60 – 80 % | 4 | |
Качество знаний 50 – 60 % | 3 | |
1.8 | Лицейские публикации | |
Исследовательская работа | 3 | |
Методическая разработка | 2 | |
Статья в лицейском издании | 1 | |
1.9 | Внешние публикации | |
Методическое пособие для педагогов, учебное пособие для учащихся, рабочая тетрадь для учащихся | 6 | |
Авторская программа | 5 | |
Статья в российском издании | 4 | |
Статья в сборниках вузов, регионального института повышения квалификации | 3 | |
1.10 | Состояние методической и материально – технической базы кабинетов (по итогам смотра кабинетов) | |
Оценка учебного кабинета соответствует наивысшим баллам по лицейскому алгоритму | 4 | |
1.11 | Повышение квалификации | |
План курсовой переподготовки на учебный год выполнен полностью | 2 (за каждого прошедшего курсы) | |
План аттестации педагогов на учебный год выполнен полностью | 3 (за каждого подтвердившего или повысившего квалификационную категорию) | |
Обобщение опыта работы на уровне лицея | 1 | |
Обобщенный опыт работы внесен в городской банк актуального педагогического опыта | 2 | |
Обобщенный опыт работы внесен в областной банк актуального педагогического опыта | 3 | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства городского уровня | 5 | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства регионального уровня | 10 | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства Всероссийского уровня | 15 | |
Участие в «Конкурсе лучших учителей Росси» | 15 | |
Победа в «Конкурсе лучших учителей Росси» | 30 | |
Обобщенные критерии | Количество баллов | |
2.1 | Оценка отчета о деятельности ШМО | |
Факты проанализированы, дано сравнение с предыдущими учебными годами | 3 | |
Факты только названы | 1 | |
2.2 | Папка ШМО | |
Содержание соответствует методическим рекомендациям и в полной мере отражает деятельность МО | 4 | |
Содержание частично соответствует методическим рекомендациям | 2 | |
Совмещенные критерии | ||
3.1 | Качество проведения предметного месячника | |
Проведение мероприятий для параллелей на высоком уровне | 4 (за каждое мероприятие) | |
Проведение мероприятий для параллелей на хорошем уровне | 3(за каждое мероприятие) | |
Проведение мероприятий для параллелей на удовлетворительном уровне | 2(за каждое мероприятие) | |
Степень актуальности и новизны оформления (стенгазеты, плакаты, выставки, рисунки) | 3 | |
Творческий подход к организации (открытие/закрытие, конкурсы, викторины) | 3 |
Работа по заполнению таблицы проводится в течение учебного года совместно курирующим завучем и руководителем методического объединения.
По окончании учебного года информация, полученная от методических объединений, анализируется, подводятся итоги, определяются и награждаются лучшие профессиональные объединения. Кроме того, зафиксированные данные используются при анализе годового цикла заместителями директора, отвечающими за методическую работу и работу с одаренными детьми. Подводя итоги сделанного за год, заместитель директора получает возможность привести факты, определить наиболее продуктивно работающие в том или ином направлении методические объединения, оценить уровень активности учителей внутри МО, проследить динамику, сформулировать проблемы и конкретно определить пути их решения.
Приведем некоторые фрагменты анализа методической работы за учебный год, составленные на основе рейтинговых таблиц МО.
«Многие преподаватели делились накопленными знаниями и опытом, распространяя информацию через публикации в российских изданиях (газеты «Начальная школа», «Досуг в школе», сборник «Сценарии школьных праздников», сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок»), региональных сборниках методических материалов («Учитель-учителю», «Рождение победителя», «Учитель года», сайт БелРИПКППС) и сборниках БелГУ:
Методическое объединение | Кол-во учителей в МО | Кол-во публикаций | Кол-во участников | % участия | ||
Опираясь на данные результативности участия в публикациях, следует отметить, что наиболее активно распространяют свой опыт методические объединения русского языка и литературы, дисциплин естественно-обществоведческого цикла, прикладных дисциплин, начальных классов, физики и информатики; не приняло участия МО физкультуры. Сведения о проценте участия педагогов позволяют выявить проблему неравноценного вклада членов МО в общий результат.
В 200../200.. учебном году необходимо продолжить фронтальную и индивидуальную разъяснительную работу, оказание консультативной помощи педагогам по вопросу распространения своего опыта через публикации, продумать систему мер по активизации этой работы преподавателями физической культуры.
Активно и заинтересованно прошел в 200../200.. учебном году обмен опытом, интересными находками при проведении предметных месячников. На заседании научно-методического совета выступили все руководители МО, изложили информацию об организационных новшествах, интересных, нестандартных формах внеклассных мероприятий, высказали конструктивные предложения по координации общешкольного плана проведения предметных месячников. Одновременно с рассмотрением опыта была дана оценка каждого предметного месячника в баллах в соответствии с рейтинговой таблицей:
Методическое объединение |
Количество баллов |
Уровень проведения предметного месячника |
Анализ приведенных в таблице данных позволяет отметить высокий уровень организации и проведения месячников военно-патриотического воспитания (МО естественно-обществоведческих дисциплин), физической культуры и спорта, русского языка и литературы, химии и биологии, предметных недель в начальных классах. На среднем уровне прошли мероприятия месячников иностранного языка, математики, физики и информатики. Уровень проведения месячника МО прикладных дисциплин следует отметить как низкий. В 200../200.. учебном году МО иностранного языка, математики, физики и информатики, прикладных дисциплин необходимо увеличить количество мероприятий, организуемых для всей параллели, качество проведения, обратить внимание на новизну и оригинальность.
Профессиональное совершенствование педагогов через прохождение курсовой переподготовки:
Наименование МО |
Планировалось прохождение курсовой подготовки в 200..-200.. учебном году |
Фактический результат |
Прошли курсы вне плана |
Согласно перспективному плану повышения квалификации, в 200..-200.. учебном году курсовую переподготовку должны были пройти 19 педагогов. Фактически на конец учебного года 16 учителей (84%) повысили свою квалификацию в БелРИПКППС. Это позволяет отметить, что в прошедшем учебном году курсовая переподготовка велась активнее, чем в предыдущем (76%), однако план курсовой переподготовки в лицее выполнен не полностью. Не смогли повысить свою квалификацию по объективным причинам (большая учебная нагрузка преподавателей, состояние здоровья) начальных классов (1 человек), физкультуры (1 человек), математики (1 человек). В 200../200.. учебном году необходимо обеспечить квалифицированную замену уроков за счет использования внутренних резервов и создать данным педагогам условия для прохождения курсов».
Преимущества такого подхода к построению анализа заключаются в наглядности, четкости, позволяют экономить время, затрачиваемое на заполнение сводной информации. Использование рейтинговых таблиц облегчает анализ количественных данных о проведенных за год открытых уроках, мастер-классах, семинарах, аттестации. Выявление лучших методических объединений позволяет дифференцировать методическую работу в образовательном учреждении, более эффективно использовать потенциал высокомотивированных педагогов, привлекая их к проведению занятий постоянно действующего практического семинара, участию в работе научно-методического и педагогического советов, школы молодого специалиста. Анализ проблем, выявленных в деятельности МО, создает условия для более предметного планирования работы на предстоящий учебный год с учетом коррекции отдельных направлений.