Рейтинговая оценка деятельности методических объединений и ее роль в методической работе образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Объективное оценивание результатов работы педагогов, входящих в состав методических объединений, является неотъемлемой частью целостной системы работы с кадрами в образовательном учреждении. Рейтинговая оценка деятельности МО проводится в рамках внутришкольного конкурса на лучшее профессиональное объединение.

Необходимость повышать стремление учителя к саморазвитию на основе самоанализа, создание условий для планирования профессиональной деятельности лежат в основе целей проведения такого рода оценки.

Критерии рейтинговой оценки разрабатываются научно-методическим советом, выносятся на обсуждение коллектива и утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения. Приведем примерное их содержание:

Критерии оценки Количество баллов за одного человека
  Персонифицированные критерии  
1.1 Проведение открытых уроков  
  Проведение открытых уроков на уровне области 6
  Проведение открытых уроков на уровне города 4
  Проведение открытых уроков на уровне лицея 2
  Посещение уроков у коллег и участие в их анализе 0,5
1.2 Выступления  
 

Выступления на международной конференции, в региональном институте повышения квалификации, конференциях вузов

5
  Выступления на городских методических конференциях, семинарах, заседаниях ГМО, ГТГ 4
  Выступления на заседаниях ШМО, педсоветах, НМС 2
1.3 Инновационная деятельность  
  Создание и работа по собственной авторской программе 5
  Работа по новым методикам и технологиям 3
  Работа по экспериментальным учебникам 2
1.4 Участие в программах повышенного уровня  
  Участие в городских творческих группах 4
  Участие в творческих группах лицея 3
1.5 Личные олимпиадные первенства учащихся (1-3 места)  
  Российские, окружные олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции 6
  Российские, окружные олимпиады (4, 5 места) 4
  Областные олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции 3
  Городские олимпиады, учебные и творческие конкурсы, конференции 2
1.6 Командные первенства в турнирах и соревнованиях (1 -3 места)  
  Российские турниры и соревнования 4
  Областные турниры и соревнования 3
  Городские турниры и соревнования 2
1.7 Итоги ЕГЭ, аттестации 9 кл. в новой форме  
  Успеваемость 100 % 5 (на каждого выпустившего учителя)
  Успеваемость 80 - 100 % 4
  Качество знаний 80 – 100 % 5
  Качество знаний 60 – 80 % 4
  Качество знаний 50 – 60 % 3
1.8 Лицейские публикации  
  Исследовательская работа 3
  Методическая разработка 2
  Статья в лицейском издании 1
1.9 Внешние публикации  
  Методическое пособие для педагогов, учебное пособие для учащихся, рабочая тетрадь для учащихся 6
  Авторская программа 5
  Статья в российском издании 4
  Статья в сборниках вузов, регионального института повышения квалификации 3
1.10 Состояние методической и материально – технической базы кабинетов (по итогам смотра кабинетов)  
  Оценка учебного кабинета соответствует наивысшим баллам по лицейскому алгоритму 4
1.11 Повышение квалификации  
  План курсовой переподготовки на учебный год выполнен полностью 2 (за каждого прошедшего курсы)
  План аттестации педагогов на учебный год выполнен полностью 3 (за каждого подтвердившего или повысившего квалификационную категорию)
  Обобщение опыта работы на уровне лицея 1
  Обобщенный опыт работы внесен в городской банк актуального педагогического опыта 2
  Обобщенный опыт работы внесен в областной банк актуального педагогического опыта 3
  Участие в конкурсах профессионального мастерства городского уровня 5
  Участие в конкурсах профессионального мастерства регионального уровня 10
  Участие в конкурсах профессионального мастерства Всероссийского уровня 15
  Участие в «Конкурсе лучших учителей Росси» 15
  Победа в «Конкурсе лучших учителей Росси» 30
  Обобщенные критерии Количество баллов
2.1 Оценка отчета о деятельности ШМО  
  Факты проанализированы, дано сравнение с предыдущими учебными годами 3
  Факты только названы 1
2.2 Папка ШМО  
  Содержание соответствует методическим рекомендациям и в полной мере отражает деятельность МО 4
  Содержание частично соответствует методическим рекомендациям 2
  Совмещенные критерии  
3.1 Качество проведения предметного месячника  
Проведение мероприятий для параллелей на высоком уровне 4 (за каждое мероприятие)
  Проведение мероприятий для параллелей на хорошем уровне 3(за каждое мероприятие)
  Проведение мероприятий для параллелей на удовлетворительном уровне 2(за каждое мероприятие)
  Степень актуальности и новизны оформления (стенгазеты, плакаты, выставки, рисунки) 3
  Творческий подход к организации (открытие/закрытие, конкурсы, викторины) 3

Работа по заполнению таблицы проводится в течение учебного года совместно курирующим завучем и руководителем методического объединения.

По окончании учебного года информация, полученная от методических объединений, анализируется, подводятся итоги, определяются и награждаются лучшие профессиональные объединения. Кроме того, зафиксированные данные используются при анализе годового цикла заместителями директора, отвечающими за методическую работу и работу с одаренными детьми. Подводя итоги сделанного за год, заместитель директора получает возможность привести факты, определить наиболее продуктивно работающие в том или ином направлении методические объединения, оценить уровень активности учителей внутри МО, проследить динамику, сформулировать проблемы и конкретно определить пути их решения.

Приведем некоторые фрагменты анализа методической работы за учебный год, составленные на основе рейтинговых таблиц МО.

«Многие преподаватели делились накопленными знаниями и опытом, распространяя информацию через публикации в российских изданиях (газеты «Начальная школа», «Досуг в школе», сборник «Сценарии школьных праздников», сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок»), региональных сборниках методических материалов («Учитель-учителю», «Рождение победителя», «Учитель года», сайт БелРИПКППС) и сборниках БелГУ:

Методическое объединение Кол-во учителей в МО Кол-во публикаций Кол-во участников % участия
     

Опираясь на данные результативности участия в публикациях, следует отметить, что наиболее активно распространяют свой опыт методические объединения русского языка и литературы, дисциплин естественно-обществоведческого цикла, прикладных дисциплин, начальных классов, физики и информатики; не приняло участия МО физкультуры. Сведения о проценте участия педагогов позволяют выявить проблему неравноценного вклада членов МО в общий результат.

В 200../200.. учебном году необходимо продолжить фронтальную и индивидуальную разъяснительную работу, оказание консультативной помощи педагогам по вопросу распространения своего опыта через публикации, продумать систему мер по активизации этой работы преподавателями физической культуры.

Активно и заинтересованно прошел в 200../200.. учебном году обмен опытом, интересными находками при проведении предметных месячников. На заседании научно-методического совета выступили все руководители МО, изложили информацию об организационных новшествах, интересных, нестандартных формах внеклассных мероприятий, высказали конструктивные предложения по координации общешкольного плана проведения предметных месячников. Одновременно с рассмотрением опыта была дана оценка каждого предметного месячника в баллах в соответствии с рейтинговой таблицей:

Методическое объединение

Количество баллов

Уровень проведения предметного месячника

Анализ приведенных в таблице данных позволяет отметить высокий уровень организации и проведения месячников военно-патриотического воспитания (МО естественно-обществоведческих дисциплин), физической культуры и спорта, русского языка и литературы, химии и биологии, предметных недель в начальных классах. На среднем уровне прошли мероприятия месячников иностранного языка, математики, физики и информатики. Уровень проведения месячника МО прикладных дисциплин следует отметить как низкий. В 200../200.. учебном году МО иностранного языка, математики, физики и информатики, прикладных дисциплин необходимо увеличить количество мероприятий, организуемых для всей параллели, качество проведения, обратить внимание на новизну и оригинальность.

Профессиональное совершенствование педагогов через прохождение курсовой переподготовки:

Наименование МО

Планировалось прохождение курсовой подготовки в 200..-200.. учебном году

Фактический результат

Прошли курсы вне плана

Согласно перспективному плану повышения квалификации, в 200..-200.. учебном году курсовую переподготовку должны были пройти 19 педагогов. Фактически на конец учебного года 16 учителей (84%) повысили свою квалификацию в БелРИПКППС. Это позволяет отметить, что в прошедшем учебном году курсовая переподготовка велась активнее, чем в предыдущем (76%), однако план курсовой переподготовки в лицее выполнен не полностью. Не смогли повысить свою квалификацию по объективным причинам (большая учебная нагрузка преподавателей, состояние здоровья) начальных классов (1 человек), физкультуры (1 человек), математики (1 человек). В 200../200.. учебном году необходимо обеспечить квалифицированную замену уроков за счет использования внутренних резервов и создать данным педагогам условия для прохождения курсов».

Преимущества такого подхода к построению анализа заключаются в наглядности, четкости, позволяют экономить время, затрачиваемое на заполнение сводной информации. Использование рейтинговых таблиц облегчает анализ количественных данных о проведенных за год открытых уроках, мастер-классах, семинарах, аттестации. Выявление лучших методических объединений позволяет дифференцировать методическую работу в образовательном учреждении, более эффективно использовать потенциал высокомотивированных педагогов, привлекая их к проведению занятий постоянно действующего практического семинара, участию в работе научно-методического и педагогического советов, школы молодого специалиста. Анализ проблем, выявленных в деятельности МО, создает условия для более предметного планирования работы на предстоящий учебный год с учетом коррекции отдельных направлений.