Цели:
- Познакомить учащихся с классификацией швейных машин и их устройством. Обучить правилам работы на швейной машине с ножным приводом.
- Прививать навыки работы в коллективе, помочь почувствовать уверенность в себе и в своих силах.
Оборудование:
- Машины с ручным, ножным и электрическим приводом
- Наборы этикеток с названием деталей.
- Таблицы: «Строение швейной машины», «Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине».
- Текст с указанием местоположения и функций деталей.
- Инструкции:
- ТБ при работе на швейной машине.
- Подготовка машины к работе.
- Шитьё на машине без ниток.
1. Беседа.
Прежде, чем мы начнем разговор по теме сегодняшнего урока, мне бы хотелось спросить: какие машины вам известны и какое значение они имеют в вашей жизни других людей.
2. Вступительное слово учителя.
Без машины трудно представить сегодняшний день. Жизнь кажется без них невозможной: обувь, одежда, дома, мебель, посуда и т. д. – все это результат деятельности машин, созданных человеком себе в помощь.
Что же такое машина? (Машина – это устройство, которое оказывает человеку помощь в работе: заменяет его руки, ноги, помогает считать, писать, чертить и многое другое).
Швейная машина одна из немногих помогающих человеку. Раньше, лет двести тому назад, вся одежда шилась вручную. Это далеко не лёгкий труд. Вот и появилась необходимость облегчить его.
Первые машины появились в Англии в конце 18 века. Эти машины были несовершенными и малопроизводительными. Постепенно они совершенствовались и приобрели современную форму. До 20 века в России машины не производились. Существовали лишь небольшие мастерские, занимавшиеся сборкой машин из деталей, которые привозились главным образом из-за границы.
Первый завод по производству швейных машин в нашей стране был построен в 1923 году в городе Подольске Московской области. После ВОВ машины стали производиться в Белоруссии, в городе Орше.
Швейная машина значительно облегчила шитьё одежды. При помощи машины работа выполнялась в 50 раз быстрее, чем вручную.
Швейные машины бывают бытовые и промышленные. Промышленные предназначены для швейных фабрик, а бытовые для домашнего обихода.
Вот с устройством и принципами работы бытовых швейных машин нам и предстоит с вами познакомиться.
3. Демонстрация.
В зависимости от того, как приводится в движение швейный механизм, машины подразделяются на ручные, ножные и с электрическим приводом.
Машины состоят из различных деталей, название которых надо знать, чтобы понимать друг друга во время совместной работы. А не называть их «штучками» и прочими неподходящими словами.
4. Работа в группах.
Сейчас мы познакомимся с устройством машин.
Задание №1:
В пакете набор этикеток с названием деталей машины (деталь – изделие, изготовленное из какого-нибудь одного материала; её нельзя разделить на составные части) с ножным приводом. Всего их 20 (Приложение 1).
Предлагаю разбиться на группы по 3-4 человека и разложить этикетки с названиями на предполагаемые детали. (В данном случае полагаюсь на интуитивный опыт учащихся).
Задание № 2:
Получив письменные пояснения по местоположению деталей и выполняемым ими функциям (Приложение 2), попробуйте исправить свои ошибки. Этикетки с названиями ненайденных деталей отложите в сторону. (Как правило, не могут найти только главный вал, скрытый от глаз учеников корпусом машины).
Задание № 3.
Даются схемы строения машины, вывешивается таблица. И вот уже в третий раз слово группам: назовите детали.
Самоконтроль в группах
(этикетки делятся поровну между девочками и каждая, называя детали, получает предварительную оценку группы).
5. Контрольный ответ учителю на оценку.
6. Итог.
Я верила в вас, знала, что вы справитесь. Значит, и шитьё у нас пойдет хорошо. Но перед тем как вы сядете за машины, я сообщу еще вам некоторую информацию и научу приемам безопасной работы на машине.
7. Инструктаж по ТБ:
- Волосы под косынкой.
- Не наклоняться низко к движущимся деталям.
- Сидеть прямо (между машиной и животом – кулачок).
- Руки держать подальше от иглы.
- На платформе – никаких посторонних предметов.
8. Практическая работа на незаправленной швейной машине с ножным приводом.
Возьмите кусочек ткани, сложите её вдвое и подложите под лапку так, чтобы край ткани выступал с правой стороны лапки.
Проколите ткань иглой. Опустите лапку.
Поставьте ноги на педаль (когда не работаем, ноги с педали убирать).
Правой рукой приведите маховое колесо в движение и, почувствовав ногами, куда наклоняется педаль, нажимайте на неё в эту сторону до полного наклона; затем в противоположную, тоже до полного наклона.
Примечание:
Если педаль не довести до полного наклона в одну сторону и начать отклонять её в противоположную, то маховое колесо меняет направление вращения, а это приводит к обрыву верхней нити во время шитья или застреванию её в челночном устройстве.
При правильном нажатии на педаль ткань будет двигаться только в одном направлении (от себя). А если ткань движется то в одну, то в другую сторону, это значит, что качание педали неверное. Упражнение следует начать снова.
Во время работы надо придерживать и направлять полоски ткани, чтобы она не смещалась под лапкой влево или вправо. Это упражнение надо выполнять, пока не будут свободно сочетаться движения ног с работой рук.
9. Закрепление:
- На каких машинах мы сегодня работали?
- Что приводит в движение верхнюю часть машин?
- Мы познакомились с вами со множеством деталей в машинах. Совокупность деталей, собранных воедино, называется механизмом.
- Запишем сегодня названия механизмов и приспособлений, чтобы знать, с чем еще нам предстоит познакомиться, и что еще предстоит изучить более подробно и обстоятельно.
10. Запись в тетрадях:
Механизмы швейной машины.
- Механизм иглы.
- Нитепритягиватель.
- Челночное устройство.
- Механизм продвижения ткани.
Приспособления:
- Регулятор длины стежка.
- Нитенаправители.
- Регулятор натяжения верхней нити.
- Моталка.
11. Домашнее задание
: принести ткань, тетради.