Цели урока:
Образовательная:
- Провести письменный опрос по теме «Электромагнитные явления»
- Ознакомить учащихся со световыми явлениями
- Дать понятие источники сета: горячие и холодные
- Объяснить образование тени, солнечные и лунные затмения
- Развивать практические навыки.
Воспитательная:
- Формирование познавательного интереса к физике.
- Воспитание стремления к познанию
- Воспитание уважения к товарищу
Развивающая:
- Развитие политехнических знаний и умений,
- Развитие элементов творчества,
- Развитие умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
- Развитие речевых навыков
- Развитие теоретического мышления.
Оборудование: Теллурий, прожектор для теневой проекции, лампа накаливания, свеча, амперметр, вольтметр, плитка, электромагнит, слайды с видами солнечного и лунного затмений.
План урока
Этап |
Время |
Приемы и методы |
1. Организационный момент | 1 мин | Приветствие учеников, сообщение цели урока |
2. Проверка домашнего задания | 2 мин | Устный опрос, фронтальная проверка |
3. Кратковременная контрольная работа | 15 мин | Самостоятельная работа учащихся |
4. Подготовка к усвоению нового учебного материала | 3 мин | Отгадывание кроссворда |
5. Изучение нового материала | 13 мин | Рассказ-беседа, просмотр презентации, записи в тетради и на доске. |
6.Лабораторная работа | 4 мин | Фронтальный эксперимент |
7. Закрепление новых знаний | 4 мин | Устный опрос учащихся |
8. Домашнее задание | 2 мин | Сообщение и объяснение учителем домашнего задания |
9. Подведение итогов урока | 1 мин |
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверяется готовность учащихся к уроку, сообщается цель урока.
Сегодня на уроке мы проверим, как вы усвоили тему «Электромагнитные явления» и познакомимся со световыми явлениями.
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были нарисовать различные действия тока (нагревательное, магнитное, химическое) Приведите примеры.
III. Всесторонняя проверка знаний.
Мы рассмотрели с вами электрические явления, и сейчас вы возьмете карточки с небольшой контрольной работой, на обратной стороне напишите фамилию и приступайте к решению. На работу вам отводится 15 мин.
Контрольная работа по теме « Электрические явления»
IV. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Кроссворд. Приложение 2
Показываются приборы, изученные при прохождении этой темы (источник, плитка, амперметр, электромагнит, раствор медного купороса с электродами, вольтметр, обозначение на схеме звонка, электрическая цепь).
Отгадав кроссворд, мы получили название темы нашего урока: «Свет и тень».
Записывается тема урока.
V. Объяснение нового материала.
Свет в нашей жизни играет огромную роль. С помощью света человек видит и получает 90% сведений о мире.
1) Источники света делятся на горячие и холодные.
(Демонстрация лампы накаливания, свечи)
Горячие источники кроме света выделяют еще тепло.
Приведите примеры горячих и холодных источников.
Как распространяется свет от источников.
2) От источника свет распространяется по прямым линиям, которые называют световыми лучами.
(Демонстрация прямолинейного распространения света. Луч света вдоль экрана.)
Перечисли известные тебе факты, которые доказывают, что свет распространяется прямолинейно.
Свет очень быстро распространяется в пространстве, его скорость 300 000 км/с. Это самая большая скорость, которая известна человеку.
3) Свет легко проходит через воздух и через воздух, стекло
(Демонстрация)
Как называют такие вещества? (прозрачными). Например:___ (примеры учащихся)
Вещества, которые поглощают свет, т.е. не пропускают его совсем, называют непрозрачными или светонепроницаемыми. Например: _____ (примеры учащихся)
4) За непрозрачным телом может образоваться тень – область пространства куда не попадает свет.
(Демонстрация источник света, преграда, экран.)
Тень может быть темной, или густой. Такая тень называется полной.
Вид тени зависит от размера источника света и расстояния до него.
(Демонстрация)
Давайте перенесемся в страну теней. Рис силуэтов.
Что это?
5) Силуэты.
Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» - теневые изображения человеческой фигуры
В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить свой портрет. Но в 18 веке портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны немногим. Вот почему так распространены были силуэты. Они заменяли тогда фотографии. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием – тенью.
Интересно происхождение самого слова «силуэт»: оно заимствовано от фамилии французского министра финансов Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты. Дешевизна теневых портретов подавала повод шутникам называть их портретами «а ля силуэт» (по Силуэту)
Демонстрация. Давайте попробуем получить силуэт ученика.
6) Театр теней. Театр теней зародился в Китае, он был основан (придуман) примерно в двухсотом году до нашей эры. Из северного Китая, где зародился театр, он распространился по всей стране, затем он стал известен в центральной Азии благодаря Монгольской армии, а затем уже театр перешёл в Европу (Германия, Франция) становясь популярным по всей территории. Актерами могут быть куклы, вырезанные из бумаги (например, Химила), руки и сами люди. Наверное, каждый из вас может продемонстрировать несколько фигур.
Демонстрация теневые фигурки из рук силуэты Химилы, Физикона.
7) Тени в космосе: С прямолинейным распространением света и с тенью связаны такие грандиозные природные явления как солнечное и лунное затмения. Демонстрация теллурий. Там где на землю ложится полная тень от луны наблюдается полное солнечное затмение, где полутень - частное.
Слайды с видами солнечного и лунного затмений.
- Полное солнечное затмение даже у знающих людей оставляет впечатление на всю жизнь. Какой же страх испытывали люди, считавшие Солнце божеством, если среди бела дня оно исчезало. Если о затмении не знать заранее даже не заметишь, что оно началось. Сначала Солнце окажется я ущербом, небо потемнеет, становится как-то тревожно не по себе, солнце исчезает и вместо него на небе образуется темный круг с невиданной короной.
- Когда происходило солнечное затмение, среди людей начиналась паника. Им казалось, что с Солнцем начинал борьбу чудовищный дракон. Он стремился проглотить Солнце. Люди считали, что Солнцу надо помочь, криками прогнать злого дракона и освободить Солнце. Затмение кончалось, и люди думали, что помогли Солнцу спастись.
- В Древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» тоже есть описание солнечного затмения, во время похода князя против половцев, которое вызвало суеверный страх у дружинников, и поход действительно кончился неудачей для Игоря и как считал автор поэмы что « не послушал он знаменья Солнца».
- Полное затмение длится несколько мин, затем серпик Солнца выходит, продолжается частное затмение.
- При полном солнечном затмении наблюдается солнечная корона, но в одной местности оно встречается редко, примерно 1 раз в 300 – 400 лет
- Вот, например Москва. За всю ее историю жители наблюдали полное солнечное затмение всего 3 раза:1-е в 1140 г, 2-е 7 июня 1415 г, 3-е во времена Ивана 3, ближайшее полное затмение произойдет в 2126 г в 11 часов.
- Лунные затмения также вызывали ужас, страшная паника возникла в Стамбуле. Стража залезла на крышу дворца и пытается прогнать дракона, который напал на Луну.
- В ходе затмения красноватая пелена наступает на диск. Лунное затмение может длиться часа 2, затем оно идет на убыль. Луна попадает в земную тень, поэтому она надолго может погрузиться в темноту.
- Интересен случай с Колумбом, попав в затруднительное положение с пищей и водой, он призвал вождей и сказал, что если те откажутся ему помогать, то он похитил Луну. Вожди не поверили и ушли. Вечером взошла полная Луна, когда же она начала краснеть, их охватил ужас. Вожди принесли ему продукты и стали умолять вернуть им Луну. Колумб согласился и действительно, скоро Луна появилась.
С помощью тени можно изготовить «теневые» или солнечные часы.
Итак, мы теперь с вами знаем, что свет нам дают источники света, свет распространяется по прямым линиям, называемым световыми лучами, за непрозрачными телами образуется тень.
VI. Лабораторная работа «Свет и тень» Задание 1.
VII. Закрепление новых знаний.
1. Почему учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы окна были слева?
2. В какое время суток на Земле можно наблюдать солнечное (лунное) затмение.
3. Почему солнечное затмение можно одновременно наблюдать лишь на части поверхности Земли?
VIII. Домашнее задание.
С 105-108, л/р «Свет и тень» в качестве источника света можно взять свечку, задание 2,3, с 109 по желанию. Принести зеркальца для путешествия в страну «Зазеркалье».
IX. Подведение итогов урока.