ЦЕЛЬ: Формирование знаний о растительном мире.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с разнообразием плодов и семян, способами их распространения
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- формировать умения и навыки работы с природными материалами;
- развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
- развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;
- прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Коллекция плодов и семян, дидактический наглядный материал, дидактический материал с использованием ИКТ(информационно-компьютерных технологий), видеофильм “ Способы распространения семян”
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала
- Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе?
- как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили? (это плоды)
- А из чего они образуются? (из цветов)
- Скажите, а для чего растению плоды? (для размножения)
- Ребята, что находится внутри каждого плода? (семена)
- Молодцы! Итак, вы сами дали определение, что
ПЛОД – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.
- Посмотрите на плоды: яблоко и банан.
- Чем они отличаются? (формой, цветом)
- Теперь давайте, сравним виноградинку и земляной орех или маковую головку – Чем они отличаются?
Сочные плоды (яблоки, виноград, апельсин, вишня, лимон).
Сухие плоды (клен, подсолнух, мак, пшеница).
Сочные делятся еще на две группы, и чтобы узнать на какие, мы сравним эти плоды: Арбуз и вишенку
- Чем они отличаются?
Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы:
- Давайте рассмотрим стручки гороха и семена одуванчика.
- Чем они отличаются ?
- Тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена. А одуванчик просто состоит из множества невскрывающихся семян, также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются.
Итак, мы с вами узнали, что плоды очень разнообразны.
4. Игра “Ленивая белка” (
лучше проводить на улице, можно и в кабинете).Все участники – белки. Из них выбирают одного, он будет “Ленивой белкой”.
Всем, кроме “ленивой белки” ведущий раздает по 8 орехов (фасоли) и говорит:
- Чтобы белкам прожить холодную зиму надо спрятать свои запасы.
“ленивой белке” можно подсматривать, куда белки прячут свои запасы.
После этого все подходят к ведущему. Он говорит:
- Прошло время. Наступил декабрь. Белкам, чтобы прожить, надо найти по 2 ореха (фасолины) и “ленивой белке” тоже. Можно брать чужие запасы. Кто не принес- “умирает”(встает рядом с ведущим и больше не играет).
- Наступил январь, а затем и февраль. Принесите по 4 ореха.
- чтобы прожить март еще по 2 ореха.
Кто смог принести все орехи, тот выжил в суровое время в лесу.
Не найденные настоящими белками орехи весной прорастают. Так белки распространяют семена.
5. Распространение плодов и семян.
- Ребята, какие способы распространения семян и плодов вы знаете?
С помощью ветра: семена разлетаются на большие расстояния, особенно мелкие, легкие. У многих есть специальные приспособления.
-семена, снабженные крыльями (напр. Крылатки клёна)
-у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков
-у одуванчика есть парашютики.
Птицами: плоды и семена, даже не приятные людям или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц, но семена с твердой оболочкой не перевариваются у них в желудке и вместе с птичьим пометом оказываются на далеком расстоянии от своего созревания.
Животными: есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных или одежду людей, тем самым распространяются. (показать различные семена).
Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы, молочая) часть семян теряют в пути и они прорастают.
Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.
В Крыму и на Кавказе растет травянистое растение под названием “бешенный огурец”. Его колючие, зеленоватые плоды похожи на маленькие огурчики. Когда плоды созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешенного огурца! Даже при легком прикосновении от плодоножки отрывается плод и из образовавшегося отверстия выстреливается сильная струя клейкой слизи на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим отпадают и разносятся на большие расстояния.
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, например, плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плавание вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.
- Назовите растение, у которого самые большие семена.
Самые - самые большие семена в мире у плодов веерной пальмы Лодоицеи, растущей на Сейшельских островах. Плод имеет одно семя весом до 18 кг.
А самые мелкие семена у эпифитных орхидей-1,25 млн.семян весят всего 1г.
6. Итог занятия.
Закрепление.
Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”
Загадки:
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик.)Кто ни прикасается –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей)На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков … (Горох)Золотое решето
Черных домиков полно,
Сколько черных домиков –
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)Круглый да гладкий-
Он рос не на грядке.
На ветке висел,
На солнышке зрел
Белка нашла –
В дупло принесла. (Орех)