Методическая разработка занятия "Разнообразие плодов и семян. Способы их распространения"

Разделы: Начальная школа, Экология


ЦЕЛЬ: Формирование знаний о растительном мире.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить с разнообразием плодов и семян, способами их распространения
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать умения и навыки работы с природными материалами;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
  • развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
  • воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;
  • прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Коллекция плодов и семян, дидактический наглядный материал, дидактический материал с использованием ИКТ(информационно-компьютерных технологий), видеофильм “ Способы распространения семян”

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала

- Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе?

- как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили? (это плоды)

- А из чего они образуются? (из цветов)

- Скажите, а для чего растению плоды? (для размножения)

- Ребята, что находится внутри каждого плода? (семена)

- Молодцы! Итак, вы сами дали определение, что

ПЛОД – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.

- Посмотрите на плоды: яблоко и банан.

- Чем они отличаются? (формой, цветом)

- Теперь давайте, сравним виноградинку и земляной орех или маковую головку – Чем они отличаются?

Сочные плоды (яблоки, виноград, апельсин, вишня, лимон).

Сухие плоды (клен, подсолнух, мак, пшеница).

Сочные делятся еще на две группы, и чтобы узнать на какие, мы сравним эти плоды: Арбуз и вишенку

- Чем они отличаются?

Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы:

- Давайте рассмотрим стручки гороха и семена одуванчика.

- Чем они отличаются ?

- Тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена. А одуванчик просто состоит из множества невскрывающихся семян, также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются.

Итак, мы с вами узнали, что плоды очень разнообразны.

4. Игра “Ленивая белка” (лучше проводить на улице, можно и в кабинете).

Все участники – белки. Из них выбирают одного, он будет “Ленивой белкой”.

Всем, кроме “ленивой белки” ведущий раздает по 8 орехов (фасоли) и говорит:

- Чтобы белкам прожить холодную зиму надо спрятать свои запасы.

“ленивой белке” можно подсматривать, куда белки прячут свои запасы.

После этого все подходят к ведущему. Он говорит:

- Прошло время. Наступил декабрь. Белкам, чтобы прожить, надо найти по 2 ореха (фасолины) и “ленивой белке” тоже. Можно брать чужие запасы. Кто не принес- “умирает”(встает рядом с ведущим и больше не играет).

- Наступил январь, а затем и февраль. Принесите по 4 ореха.

- чтобы прожить март еще по 2 ореха.

Кто смог принести все орехи, тот выжил в суровое время в лесу.

Не найденные настоящими белками орехи весной прорастают. Так белки распространяют семена.

5. Распространение плодов и семян.

- Ребята, какие способы распространения семян и плодов вы знаете?

С помощью ветра: семена разлетаются на большие расстояния, особенно мелкие, легкие. У многих есть специальные приспособления.

-семена, снабженные крыльями (напр. Крылатки клёна)

-у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков

-у одуванчика есть парашютики.

Птицами: плоды и семена, даже не приятные людям или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц, но семена с твердой оболочкой не перевариваются у них в желудке и вместе с птичьим пометом оказываются на далеком расстоянии от своего созревания.

Животными: есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных или одежду людей, тем самым распространяются. (показать различные семена).

Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы, молочая) часть семян теряют в пути и они прорастают.

Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.

В Крыму и на Кавказе растет травянистое растение под названием “бешенный огурец”. Его колючие, зеленоватые плоды похожи на маленькие огурчики. Когда плоды созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешенного огурца! Даже при легком прикосновении от плодоножки отрывается плод и из образовавшегося отверстия выстреливается сильная струя клейкой слизи на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим отпадают и разносятся на большие расстояния.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, например, плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плавание вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.

- Назовите растение, у которого самые большие семена.

Самые - самые большие семена в мире у плодов веерной пальмы Лодоицеи, растущей на Сейшельских островах. Плод имеет одно семя весом до 18 кг.

А самые мелкие семена у эпифитных орхидей-1,25 млн.семян весят всего 1г.

6. Итог занятия.

Закрепление.

Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”

 

Загадки:

Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик.)

Кто ни прикасается –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей)

На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков … (Горох)

Золотое решето
Черных домиков полно,
Сколько черных домиков –
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Круглый да гладкий-
Он рос не на грядке.
На ветке висел,
На солнышке зрел
Белка нашла –
В дупло принесла. (Орех)

Презентация