Методическая разработка занятия "Зимние фантазии" (вышивание новогодних открыток)

Разделы: Внеклассная работа


Цель. Формирование художественно-эстетического вкуса посредством вышивания и оформления тематической новогодней открытки.

Задачи

1. Рассмотреть наиболее важные символы и персонажи новогодних и рождественских открыток.
2. Вышить и изготовить новогоднюю открытку.
3. Развивать творческие способности детей, фантазию.
4. Воспитать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.
5. Научить придавать изделию законченный вид.

Оборудование: иголки, ножницы, пяльцы, мулине, канва, картон, клеящая бумага, краски, клей, выставка рекомендуемой литературы, образцы рамок, новогодних открыток.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Изложение нового материала (беседа по теме)

Новый год – один из самых любимых праздников. Нарядная елка, запах хвои, огоньки гирлянд и радостное ожидание чуда – все это составляет новогодний праздник. А в праздники, как известно, принято дарить подарки. А то, что подарок сделан собственными руками, придаст ему еще большую ценность. Именно этим мы займемся на сегодняшнем занятии, вышьем и оформим новогоднюю открытку своим родным и близким людям.

Но прежде, давайте вспомним, какие наиболее важные символы и персонажи новогодних и рождественских открыток вы знаете?

Рождество и новый год в странах Европы и Северной Америки встречают в самый разгар зимы, поэтому снег, снежинки, морозные узоры, лыжи, санки стали атрибутами этих праздников.

Как в России, так и за рубежом со снегом связано много народных примет. Изобилие снега предвещает хороший урожай: «От снега все богатство», «Снега надует – хлеба прибудет», «Много снегу зимой – урожай большой». (Приложение 1, слайд 3, 4)

На старинных, да и на советских поздравительных открытках часто изображены звезды. Их присутствие в сюжетах можно объяснить самым простым образом, потому что основное действо рождественских и новогодних праздников происходит ночью, а звезды и луна являются ее непременными атрибутами. Возможно также, что появление звезд на открытках в какой-то мере обусловлено народными приметами: если в ночь на Новый год будет ясное звездное небо, то в наступающем году следует ожидать изобилие ягод и грибов. (Приложение 1, слайд 5, 6)

Необходимой принадлежностью Рождества и Нового года во всем мире стала наряженная елка. Ее изображение можно увидеть практически на всех новогодних и рождественских поздравительных открытках. (Приложение 1, слайд 7)

Ель и сосна – одни из немногих вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы, они с древнейших времен служили символами вечной и не умирающей жизни и особенно широко использовались во время празднования земного солнцестояния – начала возрождения природы после зимней спячки. Издавна полагали, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой нечисти.

Очень часто на открытках можно увидеть изображение свечи. Огонь, пламя свечи символизирует тепло и любовь, олицетворяют свет во тьме жизни и озарение. (Приложение 1, слайд 8)

Персонажами новогодних открыток являются люди, животные, птицы. Иногда оживают и становятся в ряд действующих лиц неодушевленные предметы и снеговики. (Приложение 1, слайд 9, 10)

И, конечно, главным персонажем новогодних открыток является Дед Мороз. Доброго старика в разных странах называют по-разному. В Румынии его зовут Мош Джарилэ, в Нидерландах – Синтерклас, в США и Великобритании – Санта-Клаус, во Франции – Пер Ноэль.

Многообразие имен объединяет единый облик: большая седая борода, шуба, посох и много подарков в руках, в корзине или мешке за спиной. (Приложение 1, слайд 11, 12)

Образ добродушного Деда Мороза, приносящего детям подарки, складывался очень долго, вплоть до конца XIX века. У этого персонажа фольклорные корни, а вот прообраз Санта-Клауса – святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец, особо почитаемый как в католической, так и в православной церкви.

Согласно преданию, святитель Николай родился в начале IV века в городе Патары в богатой семье. Его родители умерли довольно рано, и Николай решил распорядиться огромным состоянием в пользу обездоленных и беззащитных, посвятив себя служению церкви. С давних пор он считался покровителем рыбаков, мореходов и купцов, так как люди верили, что он умел усмирять морскую стихию.

Другая история рассказывает о том, как отец многочисленного семейства, доведенный до отчаяния нищетой, решил продать в рабство трех своих дочерей, чтобы хоть как-нибудь прокормить жену и остальных детей.

Девочки горячо молились святому об облегчении своей участи, и святой Николай спас их семью от голода. Он бросил ночью три кошелька с золотом в окно их бедного жилища. Кошельки упали прямо в детские чулки и башмаки, сушившиеся у очага.

Так родился обычай развешивать сапожки и чулочки возле камина в канун Рождества, чтобы утром найти их полными подарков и сладостей. За святителем Николаем окончательно и прочно закрепилась репутация великого защитника детей.

III. Практическое выполнение задания

Повторение ТБ при работе с иглой и ножницами.

Затем дети приступают к работе: запяливают ткань, занимаются подбором цветов ниток. Если подбор цвета вызывает затруднение, преподаватель помогает.

Приступают к выполнению вышивки по заранее выбранной схеме для своей открытки. (Приложение 1, слайд 13-16)

Практическая работа сопровождается минуткой отдыха – гимнастикой для глаз. (Приложение 2)

IV. Заключительный инструктаж

В конце занятия подводится итог. Преподаватель отмечает качество, чистоту и четкость выполнения вышивки в работах, обращая внимание и на изнаночную сторону вышивки, говорит о причинах недостатков, дает оценку выполненным работам.

Учащиеся принимают активное обсуждение в оформлении своих открыток, их форме и виде.
(Приложение 1, слайд 17–23)