Цель: ознакомить учащихся с историко-культурными памятниками Хакасии.
Задачи
1) Привитие любви к истории родного края.
2) Воспитание уважения к обычаям и традициям хакасского народа.
Дидактическое оснащение: аудио магнитофон.
Оформление
1. Выставка «Моя Хакасия».
2. Фотовыставка «Салбыкский курган».
3.Выставка «Большая и малая Боярские писаницы».
4. Периодическая печать.
5. Плакаты.
Ход классного часа
Я видел множество могил,
Которому мой взор конца не находил,
Сии старинные курганы,
Рассеянные по полям,
У коих камни по углам,
Стоят как грозны великаны…
А.К. Кузьмин.Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин.
Звучит музыка (фонограмма).
Вступительное слово. Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги. Сегодня тема нашего классного часа «Историко-культурные памятники Хакасии». Для большинства из нас Хакассия – это Родина, то место где человек родился и вырос, для многих Хакассия стала второй Родиной, так как мы большую часть своей жизни живем на этой земле.
Хакассия земля древняя и о ней немало сложено легенд, песен и стихов. Вот один из них:
« Малая родина – наша Хакасия»
Милая Родина - наша Хакасия
Есть здесь река Абакан,
Степи широкие, степи прекрасные
И недалече виден курган.Малая Родина – наша Хакасия
Степи в чудесных цветах,
Малая Родина! Нет ароматнее
Яблок в Хакасских садах.
Малая Родина – наша Хакасия
Кони бегут в табуне
Милая родина, нету прекраснее
Света в домашнем окне.
А знать историю своей Родины, своего края каждый человек просто обязан. Еще А.С. Пушкин сказал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
И начнем мы с Салбыкского кургана, который мы посетили в октябре 2003 года. Выиграв конкурс «Группа года», нас поощрили поездкой в Салбыкскую долину (степь), которая находится в 60 км, к северо-западу от республиканского центра. Что же мы узнали о Салбыкском кургане?
В Салбыкской степи находится несколько больших курганов, среди них широко известный Большой Салбыкский курган. Он уже раскопан в 1954-1956 гг., а стены ограды, состоящие из каменных монументов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4).
Приведем некоторые цифровые данные, характеризующие величину этого памятника, претендующего на славу египетских пирамид.
Курган до раскопок имел вид холма высотой 11 метров, занимая площадь у основания 0,5 гектар. После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объем же насыпи составляет не менее 24000 м2. Вес угловых и боковых плит доходил от 20 до 50 тон. Ближайшие выходы девонских песчаниковых плит, откуда они были доставлены, находятся в 15 км, от Салбыка. Поражает большая изобретательность древних каменотесов, добывавших строительный материал на отвесных склонах скалы. Однако техника доставки таких крупных монолитов и сооружений их на месте остаются до сих пор загадкой.
Руководитель раскопок профессор С. В. Киселев считал, что земленная насыпь кургана первоначально имела высоту не менее 20 м. (30 м.) и представляла из себя четырехгранную пирамиду, но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.
Что же нашли археологи в этом кургане?
Прежде всего, очень важным является определение времени, когда и кому, то есть к какому классу принадлежащему человеку был сооружен этот грандиозный курган.
В 1955г. газета «Советская Хакасия» о ходе исследования этого кургана писала: «Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган был воздвигнут в III веке до н. э. В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные, бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребенные, по видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. Наряду с погребенными в склепе, в других местах кургана похоронены зависимые от них люди: двое при сооружении коридора (дромоса склепа). Причем мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен так же убитый в связанном виде под угловой плитой ограды, он убит вместе с другими жертвами, принесенными во время постройки».
Известный путешественник и ученый А. Кастрен в первой половине 19 в. записал в Хакасских улусах легенды и придания о курганах. Хакасы издавна почитали курганы как памятники далеких
Он же услышал в улусе Кайбалы о «последствиях» археологических раскопок академика Палласа, путешествовавшего в Хакасии в 70 годах 18 столетия. Местные жители с сожалением уверяли Кастрена в том, что после Палласа случился сильный падеж ската и это связывали с раскопками курганов.
В религиозных воззрениях древних хакасов существовало представление о богах, олицетворяющих силы природы – культ солнца, культ неба. Представление о небе сливалось с представлениями горы, высоты. Видимо, высокие курганы, являющиеся замечательными памятниками Тагарской культуры, были символами горы – неба. В хакасских степях они расположены группами.
Историческая справка. Изучение курганов и другого рода памятников в нашей стране основывается на научно-разработанную методику. Раскопки древнейших памятников производится лицами, имеющими специальное археологическую подготовку, которые должны иметь специальное разрешение. Лица же, раскапывающие курганы без документов или сознательно портящие исторические памятники, привлекаются к уголовной ответственности.
Сколько курганов в Хакасии?
Их слишком много, насчитываются десятками тысяч.
Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога.
"…Я видел древних письмена
На диких скалах Енисея
Таинственная старина,
Потомков поздних не жалея,
проводит хитрые черты
для их гадательной мечты"
А.Кузьмин, 1828 г.
Далее наш разговор пойдет о «Большой Боярской писанице».
Древние художники оставили различные бытовые рисунки, которые помогают нам лучше узнать, как жили люди в нашем крае в далеком прошлом. Они отражают те стороны хозяйства, быта, мировоззрения древних людей, о которых в ряде случаев нельзя получить представление по другим источникам.
Это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе.
Для сибирских писаниц наиболее характерны изображения диких животных, сцены охоты, сражений шаманского культа (рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7).
Доброй славой пользуется в науке Боярские писаницы, которые находятся недалеко от с. Троицкое Боградского района. Об этих писаницах С.В. Киселев писал, что он в 1931 году осмотрел Боярскую писаницу: «На одной из скал имеется рисунок целого тагарского поселка. В ряд стоят четыре дома и одна юрта. Три дома бревенчатые, бревна переданы параллельными горизонтальными бороздами, покрывающими стены. Четвертый дом, по-видимому, глинобитный. Его стены покрыты не бороздами, а сплошной пунктирной выбивкой, которая хорошо передала глинобитную фактуру». Представляя картины жизни древних посёлков, они отличаются по сюжету от рисунков в других районах Сибири.
Название свое писаницы получили по горному хребту Бояры, на склонах которого выбили их древние художники. Боярский хребет протяженностью около 12 км, сложенный из пластов девонского песчаника, проходит вдоль среднего течения притока Енисея- речки Сухая Тесь, по правой её стороне. Берега быстрой речки с прозрачной студеной водой поросли обильными травами. Луга создавали благоприятные условия для пребывания здесь скотоводческих и земледельческих племён с глубокой древности.
О кипевшей когда-то в долине р. Сухая Тесь жизни свидетельствуют многочисленные памятники.
Малая писаница находится в 6 км от с. Троицкое , в верхнем логе хребта Бояры, справа от дороги, ведущей в дер.Копёны.
Большая писаница расположена приблизительно в 400 м от Малой, выше по седловине. Она высечена на отвесной грани скалы, опоясывающей вершину травянистой сопки, круто поднимающейся над седловиной. Обращенная на юг часть скального пояса представляет естественный фриз, который древние художники покрыли рисунками на пространстве длинной 9,8 м и шириной 1,5 м.
Боярские писаницы были открыты известным сибирским археологом А.В. Адриановым в 1904 г. Неутомимый исследователь А.В.Адрианов нашёл и описал множество наскальных рисунков, в том числе писаницы Боярского хребта, и снял с них копии.
Поверхность Большой Боярской писаницы испещрена шрамами, царапинами, выбоинами, прорезана глубокими трещинами, часть которых как видно, существовала ещё до того, как первобытные художники нанесли на скалу свои рисунки.
Время сгладило изображения, местами они густо поросли лишайником. Кроме того, Большая Боярская писаница невыгодно освещена. Обращенная на юг, она четко просматривается лишь вечером и особенно ясно ранним утром. Когда косые лучи восходящего солнца скользят по шероховатой выветренной поверхности скалы, изображения проясняются. Постепенно становясь все отчетливее, рисунки как бы оживают в сознании зачарованного зрителя, перед которым возникают посёлок древних жителей Среднего Енисея, их жилища, скот, домашняя утварь, оружие, а также и сами творцы наскальных изображений. Вот внизу три всадника на лошадях и один на олене гонят оленье стадо к бревенчатым домам, обращенным к зрителю фронтонной частью с входом. Около жилищ - котлы и животные: бараны с мощными круто закрученными рогами, козлы с бородками и длинными рогами, загнутыми назад. Слева на значительном расстоянии человек в своеобразном головном уборе гонит к домам длиннорогий крупный рогатый скот. Наверху опять- таки дома, а между ними котлы, бараны, лошади, одна из которых оседлана. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, видимо, нагайку. Поблизости человек в остроконечном головном уборе с натянутым луком в одной руке и посохом в другой, у его ног – собака. Около построек – люди в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками.
Лишь, каких – нибудь 20–30 минут изображения видны отчётливо. Солнце поднимается выше, рисунки тускнеют и постепенно исчезают. В древности изображения были видны значительно лучше, они ещё не потемнели от времени и отчетливо выделялись светлыми пятнами на красно – буром фоне скалы.
Изображения как Большой, так и Малой писаниц были высечены по единому замыслу приблизительно одновременно, в одну и ту же историческую эпоху, в определённый непродолжительный отрезок времени: они чрезвычайно близки по технике, стилистическим особенностям, сюжету, композиции, хотя сюжетно – смысловая сторона богаче представлена на Большой, чем на Малой.
Встает вопрос о последовательности создания писаниц. Очевидно, что создание Малой писаницы предшествовало созданию Большой, хотя хронологический разрыв между ними не был велик. Малая писаница выбита на великолепном гладком, естественно образованном фризе. Для большой писаницы подобного гладкого фриза в этой местности не нашлось.
Наиболее вероятное время создания Большой Боярской писаницы – 2 й век до н.э. Согласно исследованиям ученых, Боярские писаницы были созданы с культовыми целями. На связь с культом указывает рисунок фантастического животного, выбитый тонкой контурной линией в нижнем правом углу писаницы. Это верхняя часть туловища какого-то странного горбатого чудовища с передней лапой, загнутым крючком хвостиком, маленькими ушами или рогами и полуоткрытой беззубой пастью.
Изображения писаницы отражают предметы и явления реальной жизни и проливают свет на вопросы хозяйства, идеологии и культуры древних обитателей Среднего Енисея.
Малая и Большая Боярские писаницы не единственные в Хакасии, их насчитывается большое количество, им отведено большое место в истории Хакасии. Об этом изданы отдельные книги. Одна из них: «Народные рисунки хакасов». Это как бы письма послания предков будущим поколениям.
И конечно вы знаете, что отличительной чертой Хакасии являются каменные изваяния, памятники с которыми связано не мало различных легенд. Современные хакасы их не сооружали и получили могильные стелы, которые называют «козее» или «обаа», в наследие от своих предков. Согласно мифологии, памятники «козее» представляют застывших в камне богатырей Хонгорая, души которых стали или звездами на небе, или горными духами на земле. Поэтому их именовали «алып козее» – богатырские обелиски. Кроме того, стелы, изображающие фигуры людей, носили названия: «иней тас» – бабий- камень, «апсах тас» –старик –камень, «хуртуях тас» – старушечий камень, т.е. каменная баба. О ней пойдет наш дальнейший разговор (рисунок 8).
По отношению к памятникам «козее», согласно законам Белой веры, общинники должны проявлять особую дань почтения. Проезжая мимо них, хонгорцы должны были остановиться, окропить изваяние вином, намазать маслом или другой снедью рот и глаза, а затем троекратно обойти по солнцу с поклонами. Миновать древние обелиски без подобного почтения считалось крайне предосудительным, ибо духи- хозяева истуканов рассердятся и отомстят. У тех, кто не почитал обычай, переворачивались телеги, распрягались кони, вслед им летели камни. Память предков надо было чтить, а потому, находясь рядом с каменными идолами, запрещалось громко разговаривать и смеяться, тем более нельзя было наносить им какой либо вред и, боже упаси, выкапывать из земли. Благочестивым людям, следовавшим заветам предков, древние герои, застывшие в камне за свои подвиги, изредка представали в живом облике и дарили счастье.
Изваяния «иней тас» или «хуртуях тас» - т.е. каменные бабы содержали, якобы, в себе жизненную силу людей (хут), являясь покровителями детей и семейного счастья. Поэтому женщины, желавшие родить ребенка, обращались к ним с соответствующей просьбой, а общинники ежегодно совершали жертвоприношения, дабы не прервался род человеческий. В долине Абакана, в местности Хамхазы, стояла почитаемая каменная особа - «Улуг хуртуях тас» - великая каменная старуха. В верхней части изваяния было высечено женское лицо, над которым возвышалась остроконечная шапка, напоминающая головной убор хакасской свахи, а на груди красовался нагрудник «пого». Взор ее был обращен на восток. Около нее была сделана небольшая изгородь, внутри которой находились каменные валуны, имевшие грубую форму животных. Они представляли скот старухи «хуртуях тас». Если вокруг нее появлялось много валунов, то, значит, у хакасов будет много крупного рогатого скота. Согласно хонгорским мифам, «хуртуях тас» появилась вместе с детьми со стороны верховьев Енисея ( по другой версии – с верховьев Абакана). Каменные гряды крепостных стен, недалеко от ее местонахождения, получили названия « хуртуях чолы», т.е. дорога каменной старухи, по которой она пришла. В результате великой семейной ссоры ее муж «Хара тас», ее дочь хыс козее» и она сама окаменели. «Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, - писал в 19 веке Н.А. Костров, - жители Хонгороя подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком, а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаной и салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя. Изваянию «хуртуях тас» ежегодно совершали моления обитатели аскизских степей, ибо оно охраняло жизненную силу сагайского племени.
В 1954 году археолог А.Н. Липский выкопал « хуртуях тас» и установил ее в стелларии Хакасского краеведческого музея. Ее возраст около 5 тысяч лет. Статуя из песчаника, высотой 3 метра, с грубыми чертами лица и большим животом, на котором изображен некий космический знак. Жители Аскизского района тяжело переживали «исход» каменной бабы: ездили в музей, приносили подношения, молили о возвращении. В советские времена судьба статуи решалась однозначно: это памятник культуры, ему место в музее, все разговоры о божествах – от темноты. Но с 1996 года имя Хуртуях звучало на всех съездах хакасского народа. Жители Аскизского района умоляли вернуть Хуртуях, а археологи и искусствоведы возражали: нельзя поставить изваяние, сравнимое по исторической ценности с Венерой Милосской, посреди степи. Дожди, ветра и туристы «убьют» бабу. За последние сто лет она и так не похорошела, сыплется с боков, отломан нос. Древние художники, прежде чем нанести рисунок на камень, специально обрабатывали его поверхность, вощили. А теперь, когда защитный слой поврежден, камень разрушается быстрей. Под открытым небом этот процесс ускорится. Совет старейшин стоял на своем: Хуртуях была установлена в энергетически активной точке земной поверхности – ее целительная сила действует только там. Возвращение «старухи» поможет возродить обычаи предков и укрепить самосознание хакасов. Противостояние науки и народа закончилось переселением бабы в степь. В Аскизском районе открылся музей одного экспоната на участке земли 50 на 70 метров. У бабы будет навес, освещение и охрана. Если Хуртуях станет хуже, ее вернут в музей. Местные жители ликуют. Говорят, что чувствуют энергетическую волну от статуи за несколько метров. Местные женщины сшили для Хуртуях огромное платье и платок.
Если вместе с национальным божеством к людям вернулась вера и надежда в светлое завтра, то все хлопоты по переносу Хуртуях тас не напрасны. Подробности о возвращении статуи описываются в статье «В святое место, в степь – туда, где жизнь…» от 15 сентября 2003 года в газете «Хакасия».
Хакасия – земля древняя, о ней сложено немало легенд и сказаний. Свое отношение к ней местные поэты выражают в стихах:
«Хакасия»
Хакасия. Земля моя родная!
Поселки, деревеньки, города.
Полей совхозных нива золотая,
Саянская железная руда.
Распадки голубые от тумана.
Цветущий вереск на изломах скал
И бирюзовый гребень Абакана…
Хакасия, сквозь дни и километры
В какой бы ни застряла я глуши,
В четыре голубых крылатых ветра
Всегда к тебе любовь моя спешит.
Твой труд, твое упорство и уменье
Живут в душе, и навсегда со мной
Внезапное тахпанов вдохновенье,
Народных тоев разудальный зной.
Хакасия, родная сторона,
Ты счастлива в семье многоязычной,
Ты равноправна, как батыр сильна!
Литература
1. Я. И. Сунчугашев, Г.А. Янгулова: Памятники истории и культуры Хакасии - Абакан,1974.
2. А.Д. Чебодаев: Большая и Малая Боярские писаницы - Абакан, 1972.
3. Газета «Хакасия», № 165 от 3.09.2003.
4. Газета «Хакасия», № 119 от 28.06.2003.
5. Газета «Абакан», № 121 от 29.10.2003.