Предполагаемый результат: формирование у детей понятия хищное и растительноядное животное; умение выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
Цели урока
1. Определить понятия хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Развивать любознательность, связную речь, умение работать в группах.
3. Воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию положительной самооценки и взаимооценки.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки, музейные экспонаты, учебник: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», сигнальный «светофорик».
Ход урока
1. Игра на внимание “Живая – неживая природа”
Правила игры. Учитель называет различные слова. Если называется предмет неживой природы – дети топают, живой – хлопают в ладоши. В игре возможны “ловушки” – названия предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: облако, кенгуру, камень, тигр, сова, песок, щука, вода, бабочка, лев, заяц.
На доске – изображения животных: лев, бабочка, рыбы, волк, заяц, тигр, орел, кенгуру.
У. – На доске расположены названия объектов живой природы, которые вы назвали во время игры. Что общего?Д. – Это животные.
На прошлом уроке сравнивали древних и современных животных. Какие животные на доске? (Современные.) Какие группы животных можете назвать? (Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы.) Распределите по группам.
2. Игра «Угадай-ка»
Я загадала одно из этих животных. Угадайте, кто это? (Дети задают вопрос, на который можно дать ответ «да» или «нет».)
- Это зверь?
- Живет в наших лесах?
- Питается растениями? и т.п.
Лев, кенгуру.
Чьи вопросы показались наиболее удачными? Сравните этих животных. (Общее - звери, место обитания, различие - по питанию: один – хищник, второй - питается растениями.)
3. Дополните группы другими животными, подходящими по способу питания (с доски)
- Как можно назвать первую группу? (Хищники: орел, лиса, тигр, волк, лев, щука.)
- Кого называют хищниками? (Животные, которые питаются другими животными.)
- Как назвать вторую группу? (Растительноядные: бабочка, кенгуру, заяц). Чем питаются эти животные? (Растениями.)
На доске – схема:
- Как думаете, можно ли, внимательно рассмотрев животное, определить, к какой группе по способу питания оно относится? (Можно, по зубам.)
Мы будем учиться определять, какие еще внешние признаки животных, кроме зубов указывают на их способ питания.
4. Физкультминутка
5. Проведем исследование в группах
Признаки хищников и признаки растительноядных.
Каждая группа получает изображения животных с заданием: определите, хищник это или растительноядное животное. Внимательно рассмотрите их внешность – зубы, лапы, клюв и т. д., определите особенности.
1 гр. – волк, кабан
2 гр. – орел, филин
3 гр. – щука, акула
4 гр. – заяц, бобр
5 гр. – клест, снегирь
Для справок: рисунки зубов, клювов, лап.
Выступление всех групп, оценивание с помощью сигнального «светофорика».
Вывод. У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение.
6. В группах работа с набором карточек
- Разделите на хищников и растительноядных; проверка: одна группа отвечает, остальные – дополняют.
7. Физкультминутка
8. Рассмотрите рисунок
Учебник с. 12-13 (верхний рисунок). Расскажите, что видите. Коза и обезьяна – что объединяет таких разных животных? (Пища – растения.)
Обезьяны: современные человекообразные и обезьяноподобные существа – чем питаются?
Вывод. Древние предки человека были растительноядными.
Какими стали предки человека позже, узнаем на следующем уроке.
9. Отгадайте загадку
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной …
(Медведь)
- Скажите, а к какой группе по способу питания отнесем этого зверя? Чтобы не спорить и не сомневаться, давайте послушаем, что скажет сам мишка.
Инсценировка: «3 медведя»
-Я медведица, а это мои медвежата. Мы – могучие и ловкие, хитрые и осторожные.
1 медв. Несмотря на то, что мы хищники, мы очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди. Ребята, а вы знаете, что мы еще едим? (Рыбу, мед, малину, орехи)
2 медв. Еще мы едим раков, улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.
Медведица. Больше всего мы любим мед.
1 медв. Ой, только не надо о пчелах. Когда поспевают овес и кукуруза, мы можем целую ночь быть в поле. Сядешь, пригнешь колосок и съешь его. Затем другой. Вот объедение!
Учитель. Пока много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если ее не хватает, то медведь вспоминает, что он хищник, и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков.
Медведица. Нам стыдно, но есть то хочется.
2 медв. Но на людей мы не нападаем, только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят. Но вы же друзья и не будете так поступать?
Медведица. Нам пора, до встречи.
- Что нового узнали о медведях?
- Скажите, а в наших лесах живут медведи? Какие еще хищники обитают в Удмуртии?
Рассматривание экспонатов краеведческого музея - челюстей и когтей медведя, клыков кабана, выявление особенностей.
9. Итоги урока
О каких группах животных вы расскажете сегодня родителям? Какие особенности каждой группы запомнили?
Рефлексия
Понравился урок? Понравились сами себе на уроке? Покажите свое настроение с помощью «светофорика».
Домашнее задание
Понаблюдайте за домашними животными, определите, к какой группе по способу питания они относятся, какие признаки об этом говорят.