Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
- Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики;
- Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты;
- Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему;
- Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим;
- Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности;
- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося.
Построенная таким образом учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов:
- постановка проблемной ситуации и формирование группы;
- сбор и обработка материала;
- презентация проекта;
- обсуждение результатов.
Учащиеся делятся на несколько групп в составе 4-5 человек, в каждую из них входят школьники, разные по уровню обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного урока до нескольких месяцев. Группы получают конкретные задания. Каждый ученик должен, используя различные источники, подготовить информацию-ответ на свой вопрос. Представители группы готовят презентацию, чтобы наглядно, эмоционально представить свое задание на уроке, подключая выдумку и фантазию.
Безусловно, проект от создания и до своего логического конца создается под руководством педагога, который при необходимости помогает ученикам начать работу в группах, наблюдает за тем, как идет сотрудничество между детьми, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оценивает работу учеников и сотрудничество в группах. Это может быть одна "награда" на всех в виде балльных оценок, сертификата, значка отличия. Что же дает самим учащимся обучение в сотрудничестве?
- Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы.
- Осознание творческой взаимозависимости членов группы.
- Умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.
- Интенсивное творческое общение между учащимися.
Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность. Защита проектов может быть как в форме презентаций, так и в форме стенгазеты, иллюстраций, схем, таблиц, сценария.
Презентация проекта может быть приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. После презентации следует обязательное обсуждение работы с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.
Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, как книга или карандаш.
Мы постарались обобщить наш опыт по созданию презентаций и представляем его в виде десяти советов, затрагивающих как организационно-техническую, так и содержательную стороны:
- Все презентации должны быть объединены одной коммуникативной ситуацией;
- Должен учитываться принцип одной трудности;
- Нужно равномерно распределить словесные и иллюстративные;
- Следует выбирать единый «спокойный» фон для всех презентаций;
- Все персонажи и объекты должны быть выполнены в одном стиле;
- Во всех презентациях должны быть использованы однотипные эффекты анимации;
- Каждая презентация должна иметь простую навигацию и быть легкой в использовании;
- Во всех презентациях смена слайдов должна происходить по щелчку мыши;
- В презентациях, направленных на отработку материала, смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок;
- Каждая грамматическая презентация должна состоять не более чем из 12 слайдов.
Как видим, информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения - в нашем случае это отсутствующий на уроке ученик, находящийся на домашнем обучении. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
С успехом используем технологию проектов в пропаганде здорового образа жизни. «Реализуй своё право на здоровье» - такова главная мысль презентаций, созданных учащимися разных классов. Часть проекта из серии «Академия здоровья» (см. Приложение 1, Приложение 2), выполненную шестиклассниками применяют не только учителями-словесниками на уроках русского языка, но и другие учителя-предметники. Презентация учащегося 11 класса «Всё в наших руках» (см. Приложение 3) была подготовлена для проведения акции «Мы за здоровый образ жизни», отправлена на II краевой конкурс образовательных проектов и на III Всероссийский фестиваль научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».