Цели урока:
- Формирование общеучебных навыков работы с информацией.
- Ознакомление с основными этапами появления и развития вычислительной техники.
- Контроль уровня усвоения пройденного материала учениками.
Задачи урока:
1. Воспитательные:
- развитие познавательного интереса;
- воспитание информационной культуры.
2. Учебные:
- рассмотрение основных этапов появления и развития вычислительной техники;
- ознакомление с основными предпосылками появления вычислительных машин;
- ознакомление с учеными и их изобретениями.
3. Развивающие:
- развитие внимания, логического мышления;
- расширение кругозора.
Оборудование:
- Раздаточный материал с кратким конспектом урока.
- Электронная презентация.
- Портреты ученых и изобретателей.
- Одна ПЭВМ с ОС Windows-2000 или Windows-XP.
- Проектор и экран для проекции.
На доске записаны эпиграфы урока:
- «Лучший пророк для будущего – прошлое».
Байрон. - «Великие люди – это оглавление книги будущего человечества».
Ф. Геббель.
План урока:
- Организационный момент.
- Новый материал: история появления и развития ЭВМ. Этапы и характеристики этапов.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Итоги практической работы «Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметика в двоичной и восьмеричной системах отсчета».
2. Новый материал: история появления и развития ЭВМ. Этапы и характеристики этапов.
-Более 60 лет (2007-1946 = 61) прошло с тех пор, как появилась первая ЭВМ. За этот короткий для развития общества период сменилось несколько поколений ЭВМ, а первые ЭВМ – являются музейной редкостью. Чтобы показать стремительный рост в развитии вычислительной техники, мне хотелось бы привести такой пример:
«… Если бы самолетостроение развивалось такими же темпами, как и вычислительная техника в последние 35 лет, то Боинг-767 стоил бы 500$ и мог бы облететь вокруг земного шара за 20 минут, потратив на это всего около 19 л топлива.»
(Использование электронной презентации «От абака до ноутбука» - Приложение 1)
3. Закрепление изученного материала.
- Повторим основные устройства и приспособления для счета, даты и имена в развитии вычислительной техники.
I задание. Назовите представленные приспособления для счета ручного этапа развития вычислительной техники.
Ответ:
- Саламинская доска.
- Серобян.
- Суан – пан.
- Палочки Непера.
- Русские счеты.
II. Задание. Перед вами таблица. Соотнесите даты и устройства, а также назовите, кто являлся изобретателем данного устройства.
1. | 1624 г. | А. | «Ступенчатый вычислитель». |
2. | 1642 г. | Б. | Перфокарта. |
3. | 1673 г. | В. | Разностная машина. |
4. | 1804 г. | Г. | «Часы для счета». |
5. | 1820 г. | Д. | «Паскалина». |
6. | 1822 г. | Е. | Арифмометр. |
7. | 1880 г. | Ж. | Механический калькулятор |
Ответ:
- 1-Г: 1624 г. - «Часы для счета», Вильгельм Шиккард.
- 2-Д: 1642 г. - «Паскалина», Блез Паскаль.
- 3-А: 1673 г. - «Ступенчатый вычислитель», Готфрид Вильгельм Лейбниц.
- 4-Б: 1804 г. – Перфокарта, Мари Жозеф Жаккар.
- 5-Ж: 1820 г. - Механический калькулятор, Чарльз Ксавьер Томас.
- 6-В: 1822 г. - Разностная машина, Чарльз Бэббидж.
- 7-Е: 1880 г. – Арифмометр, Вильгодт Теофилович Однер.
4. Домашнее задание.
Подготовить буклет о каком-либо счетном устройстве или ученом-изобретателе счетных машин (Пример - Приложение 2)
Заполнить таблицу:
Год изобретения | Устройство | Изобретатель | Возможности устройства |
5. Подведение итогов урока.
Список литературы:
- Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. От абака до компьютера. Изд.2-е испр. и доп. М.: Знание,1981 г.
- Знакомьтесь: компьютер. Пер. с англ. М.: Мир, 1989 г.
- http://upm.ipschool.spb.ru/informat/uchebnik - электронный учебник информатики Соловьёвой Людмилы Фёдоровны, материалы к электронной презентации урока.