Цели:
- выделить этапы развития информационного общества;
- сформировать у учеников понятия «индустриальное общество»;
- «информационное общество», «информатизация»;
- способствовать развитию познавательных интересов.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики каждой информационной революции;
- характерные черты индустриального и информационного обществ;
- различать понятия «компьютеризация» и «информатизация».
Учащиеся должны уметь:сопоставлять уровни развития нескольких стран относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация в PowerPoint (приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
- Информационные революции и причины, обусловившие их происхождение.
- Характеристика индустриального общества.
- Характеристика информационного общества.
- Информатизация и компьютеризация общества.
III. Изложение нового материала
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ – этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе.
Далее можно вести объяснение нового материала об информационных революциях разными способами:
- заслушать рассказ учащихся, подготовивших его как домашнее задание
ИЛИ
- провести объяснение материала с помощью подготовленной презентации (приложение 1).
ВЫВОД: причинами информационных революций является появление новых, более совершенных средств и методов работы с информацией.
Определение понятия «информационные революции» и вывод учащиеся записывают в тетрадь.
2. Характеристика индустриального общества даётся учащимися самостоятельно за счет работы с Интернет по плану:
- дать определение понятия «ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»
- на смену какому обществу пришло индустриальное общество?
- как связаны между собой успехи естествознания конца XIX – начала XX века, вторая промышленная революция и индустриальное общество?
- что считается критерием оценки уровня развития индустриального общества?
Краткие ответы по пунктам плана учащиеся заносят в тетрадь в «левый» столбец, а в правый столбец, при необходимости, внесут корректирующие записи при просмотре соответствующей части презентации после того, как заслушают устные ответы учащихся по пунктам б,в,г плана работы с Интернет.
3. Характеристику информационного общества даёт учитель.
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формой – знаний.
В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет всё в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.
Дальнейший рассказ ведётся на основе презентации, с пояснениями некоторых характерных черт информационного общества.
4. Ознакомление с понятиями «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» и «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», а также сравнение этих понятий можно провести следующим образом:
- ознакомление – с помощью презентации (приложение 1), где определения этих понятий поставлены рядом;
- сравнение – осуществить в устной фронтальной беседе с учащимися.
ВЫВОДЫ:
- информатизация – более широкое понятие, чем компьютеризация;
- компьютеризация – базовая техническая составляющая информатизации;
- информатизация – служит основой создания информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.
IV. Закрепление
Закрепление предлагаю провести устно по вопросам, завершающим презентацию (приложение 1).
- Неизбежны ли информационные революции?
- Как вы представляете информационное общество?
- В чём отличие процессов компьютеризации и информатизации?
V. Итог урока
Домашнее задание
Учебник Н.В. Макаровой, Информатика и ИКТ, 11 класс. 2006г. – с. 7 – 16, ответить устно на задания №3 и №4 на с. 15, вопрос №8 с.16.
Оценки за урок могут получить (как минимум) 10-12 учащихся.