Конспект урока "Мир русской деревни"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели урока

  1. Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.
  2. Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.
  3. Формирование навыков поведения в музее.

Место проведения урока: Краеведческий музей.

План урока

  1. «На всякое семя – свое время».
  2. Развитие ремесла.
  3. В крестьянской избе.
  4. Занятия крестьянки.
  5. Закрепление.

Вводное слово учителя

Сегодня мы проводим урок в музее. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии.

  • Музей – это тоже твое рабочее место.
  • Здесь ты должен слушать, запоминать, записывать.
  • Вокруг масса экспонатов. Хочется увидеть всё сразу. Не надо спешить. Всему своё время. Заставь себя не отвлекаться и ты увидишь много нового, тебе неведомого, интересного.

Тема нашего урока: «Мир русской деревни».
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт.
Почему мы пришли в музей? Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос:
«Определить, для выполнения каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?»
По ходу объяснения вы заполняете таблицу.

Орудия труда Их предназначение
     
     
     
     

Ход урока

1. Итак, мы начинаем наш урок. Первый вопрос нашего урока: «На всякое семя – свое время или крестьянский год».

Беседа с учащимися.

  1. Какие зоны были соединены в рамках нашего района?
  2. Назовите основные занятия жителей района?

Крестьянский год начинался весной. Зачитайте в учебнике свидетельство Селезнёва.
Впереди ждало поле, крестьянский труд. Пахать выходили, лишь только вдали прогремит первый гром. В нашем районе был обычай «нарекать запашника» - того, кому первому предстояло выйти в поле. По завершению святой недели крестьяне выходили в поле. Первым выходил запашник. Перед началом работы он съедал просвиру и хлеб, крошки высыпал на будущую пашню и брался за соху, которой пахали землю. А затем наступал черёд сеять. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Неторопливо шел пахарь и бросал пригоршни отборного зерна, взятого из лукошка. Горсть за горстью сеял молча, словно совершал священный обряд. Специально для сева выбирали безветренную сухую погоду, чтобы зерно сеялось равномерно.
На нашей земле сев начинался с крестьянского хлеба – овса, о котором говорили: «Сей хоть в грязь – будешь князь». Затем сеяли пшеницу, горох, гречиху. С 23 апреля выгоняли в поле скот. Затем начиналась работа в огороде. Особая пора подходила с сенокосом.
Поэтично об этой поре говорится в нашем учебнике.

Зачитывается документ «Воспоминания В.В. Селиванова о поре сенокоса». учебник стр. 86.
Косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой, если трава высокая. Для низкой – литовка – большая коса на длинном черенке.
Сушить траву выходила вся семья – переворачивали траву граблями, укладывали вилами. Сенокос длился от 20 дней до месяца.
Не успели разделаться с сеном, а уже зарницы напоминают о хлебе. Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь высокая и густая – серпом, не очень высокую и густую рожь косили косой. Косили утром – пока зерно сырое от росы. Жатва – тяжелый труд. Дальше хлеб отвозили на ток, где цепом били по снопам, чтобы отделить зерно от колосьев. Уборка затягивалась на много дней: за рожью идёт пшеница, затем ячмень, гречиха, лён. Далее – работы в огороде. По осени заканчивались работы в поле, но оставалась работа в крестьянском дворе.

Закрепление. Назовите орудия труда, которые были необходимы для работы в поле? Для чего они были нужны?

Ещё раз показываются экспонаты, которые есть в музее, или карточки с названиями орудий труда. Проверяется правильность заполнения таблицы.

2. Второй вопрос нашего плана: «Развитие ремесла».
На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Об одном из интересных изделий ремесла вы узнаете из сообщения.

Сообщение ученика об изготовлении лаптей (Приложение).

3. Третий вопрос нашего плана: «В крестьянской избе».
Разгадав загадки, вы узнаете, с какими предметами мы будем знакомиться.

Мать толста, дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушел.
(Печь).

Черный конь скачет в огонь.
(Кочерга).

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт, - сам в угол идёт.
(Ухват).

А сейчас прозвучат сообщения об этих орудиях труда.

Сообщение «Орудия труда крестьянки» (Приложение).

Обратите внимание на эти экспонаты. Наверное, не многие из вас знают их предназначение. Послушайте рассказ об этих предметах.

Сообщение «Стирка и глажение» (Приложение).

4. Четвёртый вопрос посвящен занятиям крестьянки.

Сообщение «Прядение» (Приложение).

5. Закрепление.
Итак, мы познакомились с некоторыми экспонатами нашего музея. А сейчас давайте проверим ваши знания предметов крестьянского быта.

Блестит, сверкает, по полю гуляет,
Всю траву срезает.
(Коса).

Кто берёт сено тремя зубами?
(Вилы).

Щука – вертуха хвостом вильнула:
Все леса пали, горами стали.
(Коса).

Месяц новец днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
(Серп).

В заключении проверяется заполнение таблицы, проводится беседа по проблемному вопросу.

Домашнее задание. Из рассказов родных, дополнительной литературы узнать, какие еще орудия труда применялись в крестьянском доме.

Источники, используемые при составлении плана-конспекта

1. А.А.Шаблин. Краеведение Луховицкого района. Коломна. 2003г.
2. Русское народное творчество и обрядовые праздники. Под ред. А.В.Орловой. Владимир.1995г.
3. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. «Русское слово». 1998г.