Организация ученического самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила роль образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что:

«Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…»

«…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении  для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу вспоминаешь слова  А.С. Макаренко:

«Я все свои шестнадцать лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий теме ответственности».

Если, Макаренко, такой выдающейся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднениями педагогов – современников, тем более педагогов нашей школы. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. Состав учащихся представлен 15 национальностями, 47% учащихся из семей переселенцев ближнего зарубежья они плохо говорят по-русски,  тяжело адаптируются к новым условиям обычаям, культуре, отношениям в коллективе. Особый  отпечаток откладывает и вероисповедание семей (христиане, мусульмане, пятидесятники, малакане..). 30% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые,  коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ.

Поэтому педагогический коллектив, как и многие ведущие педагоги страны, обратился к  самой распространенной форме организации жизнедеятельности учащихся – самоуправлению.

 

Основная часть

Существуют несколько определений данного понятия

СЛАЙД  №2 «Определение понятия самоуправления ведущими педагогами»

Мы сформулировали  термин «самоуправление» следующим образом:

СЛАЙД №3 «Самоуправление в нашей школе»

Самоуправление  - правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся. 

И определили следующие задачи:

Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:

  1. Первый – классное ученическое самоуправление;
  2. Второй – школьное ученическое самоуправление;
  3. Третий – школьное соуправление

Взаимодействие всех участников педагогического процесса /учащихся, учителей и родителей/ по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.

СЛАЙД №4 «Первый уровень»

Структура первого уровня  - т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности.  Высшем органом данного уровня является классное собрание.

СЛАЙД №5 «Второй уровень»

Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет Президентов, который формирует министерства по направлениям. По необходимости создается Совет Дела для подготовки КТД. Высшем органом ученического самоуправления является конференция учащихся.

СЛАЙД №6 «Школьное соуправление»

Структура третьего уровня школьного соуправления – Совет школы. Этот орган соуправления состоит из председателей и представителей самоуправляемых коллективов.
При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых не должна перерасти бесконтрольную самостоятельность.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит деловая игра «Школьное государство»

СЛАЙД №7

Главная цель деловой игры «Школьное государство» - создание действующего самоуправления. 

Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях  структуры и функционирования государства,  анализ политических и исторических материалов.

Воспитательная  цель: развитие умений и навыков самоорганизации, дисциплины, ответственности, осознанного участия в массовой работе.

й: развитие способностей самоопределения, самоанализа,  самоконтроля, самореализации, самовоспитания и самообразования.
Участие в проекте принимают учащиеся 1-11 классов. 

СЛАЙД №8

Игра состоит из двух направлений:

Игра «Я  - гражданин 5 – 11 классы» и игра «Город малышат» 1 - 4 классы

Этапы игры «Я – гражданин» (5-11 класс)

  1. Изучение основ демократического государства.
  2. Предвыборная  компания.
  3. Выборы Президента «Школьного государства»
  4. Инаугурация Президента.
  5. День самоуправления.
  6. Формирование и работа кабинета министров.

Этапы  игры  «Город малышат»  (1-4 класс)

  1. Изучение основ демократического государства.
  2. Выборы Президента «Школьного государства»
  3. Ролевая игра «Если бы я был мэром города»

СЛАЙД №9 «КТД»

В ходе игры все дела школы организуются на основе технологии КТД. По окончании любого дела проводится коллективный анализ, основанный на опросе участников дела, подведение итогов и оглашение результатов на экране соревнований, практикуются публичные отчеты президента школы и министров.
Формирование единого школьного коллектива на основе КТД позволяет строить демократические взаимоотношения между детьми и взрослыми на принципах делового партнерства: доверие, уважение, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности.
Совместные КТД становятся основой зарождения школьных традиций /посвящение в первоклассники, старшеклассники, научно – практическая конференция «Старт в науку, предметные недели, дни самоуправления/
В работе с органами ученического самоуправления возможны и другие формы и методы:    

  1. дискуссии;
  2. круглые столы;
  3. фестивали;
  4. мастер – классы;
  5. выездные сборы;
  6. научно – практические конференции

СЛАЙД №10 «Документы»

Нормативно – правовую базу функционирования ученического самоуправления представляют следующие документы:

  1. Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления
  2. Положение об Ученическом совете образовательного учреждения
  3. Положение о Совете Президента
  4. Положение о Министерствах
  5. Положение о Дне самоуправления
  6. Положение о конференции

СЛАЙД №11 «Результативность»

Что дает ученическое самоуправление?

Учащимся:

  1. развитие навыков работы в группе, в команде;
  2. ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
  3. ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
  4. выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
  5. защищает права ребенка;
  6. учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
  7. помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  1. организует свободное время детей;
  2. ведет к улучшению учебной результативности детей;
  3. снижает конфликтность в семье;
  4. дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  1.  помогает организовать детей;
  2. сплотить детский коллектив;
  3.  повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
  4. раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
  5. апробация инновационных технологий;
  6. обобщение опыта работы через средства печати;
  7. углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.

Презентация

 

Используемая литература.

  1. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. проф. И.А. Зимней. – 2 – е изд., доп. и  перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
  2. Научно – методический журнал «Методист», 1 – 2006 год
  3.  Научно – методический журнал «Методист», 9 – 2007 год
  4. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: Практическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина, Т.К. Меркулововй. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.