Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила роль образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что:
«Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…»
«…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу вспоминаешь слова А.С. Макаренко:
«Я все свои шестнадцать лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий теме ответственности».
Если, Макаренко, такой выдающейся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднениями педагогов – современников, тем более педагогов нашей школы. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.
С чем это связано?
Школа удалена от сфер социального обслуживания. Состав учащихся представлен 15 национальностями, 47% учащихся из семей переселенцев ближнего зарубежья они плохо говорят по-русски, тяжело адаптируются к новым условиям обычаям, культуре, отношениям в коллективе. Особый отпечаток откладывает и вероисповедание семей (христиане, мусульмане, пятидесятники, малакане..). 30% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?
На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ.
Поэтому педагогический коллектив, как и многие ведущие педагоги страны, обратился к самой распространенной форме организации жизнедеятельности учащихся – самоуправлению.
Основная часть
Существуют несколько определений данного понятия
СЛАЙД №2 «Определение понятия самоуправления ведущими педагогами»
Мы сформулировали термин «самоуправление» следующим образом:
СЛАЙД №3 «Самоуправление в нашей школе»
Самоуправление - правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
И определили следующие задачи:
Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:
- Первый – классное ученическое самоуправление;
- Второй – школьное ученическое самоуправление;
- Третий – школьное соуправление
Взаимодействие всех участников педагогического процесса /учащихся, учителей и родителей/ по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.
СЛАЙД №4 «Первый уровень»
Структура первого уровня - т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности. Высшем органом данного уровня является классное собрание.
СЛАЙД №5 «Второй уровень»
Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет Президентов, который формирует министерства по направлениям. По необходимости создается Совет Дела для подготовки КТД. Высшем органом ученического самоуправления является конференция учащихся.
СЛАЙД №6 «Школьное соуправление»
Структура третьего уровня школьного соуправления – Совет школы. Этот орган соуправления состоит из председателей и представителей самоуправляемых коллективов.
При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых не должна перерасти бесконтрольную самостоятельность.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит деловая игра «Школьное государство»
СЛАЙД №7
Главная цель деловой игры «Школьное государство» - создание действующего самоуправления.
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях структуры и функционирования государства, анализ политических и исторических материалов.
Воспитательная цель: развитие умений и навыков самоорганизации, дисциплины, ответственности, осознанного участия в массовой работе.
й: развитие способностей самоопределения, самоанализа, самоконтроля, самореализации, самовоспитания и самообразования.
Участие в проекте принимают учащиеся 1-11 классов.
СЛАЙД №8
Игра состоит из двух направлений:
Игра «Я - гражданин 5 – 11 классы» и игра «Город малышат» 1 - 4 классы
Этапы игры «Я – гражданин» (5-11 класс)
- Изучение основ демократического государства.
- Предвыборная компания.
- Выборы Президента «Школьного государства»
- Инаугурация Президента.
- День самоуправления.
- Формирование и работа кабинета министров.
Этапы игры «Город малышат» (1-4 класс)
- Изучение основ демократического государства.
- Выборы Президента «Школьного государства»
- Ролевая игра «Если бы я был мэром города»
СЛАЙД №9 «КТД»
В ходе игры все дела школы организуются на основе технологии КТД. По окончании любого дела проводится коллективный анализ, основанный на опросе участников дела, подведение итогов и оглашение результатов на экране соревнований, практикуются публичные отчеты президента школы и министров.
Формирование единого школьного коллектива на основе КТД позволяет строить демократические взаимоотношения между детьми и взрослыми на принципах делового партнерства: доверие, уважение, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности.
Совместные КТД становятся основой зарождения школьных традиций /посвящение в первоклассники, старшеклассники, научно – практическая конференция «Старт в науку, предметные недели, дни самоуправления/
В работе с органами ученического самоуправления возможны и другие формы и методы:
- дискуссии;
- круглые столы;
- фестивали;
- мастер – классы;
- выездные сборы;
- научно – практические конференции
СЛАЙД №10 «Документы»
Нормативно – правовую базу функционирования ученического самоуправления представляют следующие документы:
- Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления
- Положение об Ученическом совете образовательного учреждения
- Положение о Совете Президента
- Положение о Министерствах
- Положение о Дне самоуправления
- Положение о конференции
СЛАЙД №11 «Результативность»
Что дает ученическое самоуправление?
Учащимся:
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
- ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
- выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
- защищает права ребенка;
- учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
- помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
- организует свободное время детей;
- ведет к улучшению учебной результативности детей;
- снижает конфликтность в семье;
- дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
- помогает организовать детей;
- сплотить детский коллектив;
- повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
- раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
- апробация инновационных технологий;
- обобщение опыта работы через средства печати;
- углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.
Используемая литература.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. проф. И.А. Зимней. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
- Научно – методический журнал «Методист», 1 – 2006 год
- Научно – методический журнал «Методист», 9 – 2007 год
- Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: Практическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина, Т.К. Меркулововй. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.