Урок математики в 5-м классе "Достоверные, невозможные, случайные события"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятиями события, достоверные, невозможные, случайные события.
  • Развивающие: развитие умения анализировать, навыков самоконтроля.
  • Воспитательные: воспитание математической культуры

Ход урока

1.Постановка учебной задачи.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Раздаёт учащимся тест. (см.Приложение 1)

До того как мы откроем ключ и проверим правильность выполнения теста, давайте предположим, правильно ли вы выполнили вычисления. Высказывайте свои предположения. Например, я предполагаю, что, вероятнее всего, большинство учащихся с работой справились. Во многих наших предложениях прозвучали слова: “вероятно, наверно, может быть”. Мы попробовали предугадать результат выполнения теста. Но всё-таки проверим.

Итак, мы имели возможность установить достоверность наших предположений. Чей прогноз оказался верным?

Устно выполняют задания, выписывают ответы в таблицу.

Высказывают предположения.

  • я решил(а) правильно (неправильно)
  • наверно, сделал(а) ошибку
  • может быть, я решил(а) без ошибок.

Проверяют правильность выполнения задания по ключу, который написан на демонстрационной доске, отмечают на полях тетради количество верных ответов.

2.Решение поставленной задачи.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
В обычной жизни мы часто говорим: “Вероятно, сегодня будет дождь. Вероятнее всего, за контрольную работу получу 3. и т. п.”. В математике вероятность измеряется числом. Каким образом это можно сделать изучает такой раздел математики. Как теория вероятностей. Сегодня мы должны познакомиться с первоначальными понятиями этого раздела науки.

На ваших столах лежат игральные кубики, подбросьте их, назовите выпавший результат.

Полученный результат будем называть событием.

Интересно угадать наступление того или иного события. Сделаем предсказания:

  • выпадет 1,2,3,4,5 или 6.
  • выпадет 7.
  • выпадет 1.

Произойдут эти события или нет?

Давайте попробуем определить:

  • Событие называется достоверным, если…
  • Событие называется невозможным, если…
  • Событие называется случайным, если…

(Делает необходимые уточнения.)

А к какому виду событий вы отнесёте предсказания, сделанные нами после выполнения теста?

Читают записанные на доске термины, с которыми необходимо познакомиться во время урока.

Подбрасывают кубики, по очереди называют результаты.

Отвечают:

  • наступит обязательно
  • никогда не наступит
  • может наступить, а может не наступить
  • оно обязательно наступит в результате опыта
  • в результате опыта наступить не может
  • в данном опыте может наступить, а может не наступить
  • высказывают предположения

3.Первичное закрепление изученного.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Охарактеризуйте события, о которых идёт речь в приведённых заданиях, как достоверные, невозможные, случайные.

Организует совместную работу.

Организует совместную работу класса с задачей №962.

Работают с учебником № 959(см. Приложение 2-спрашивайте у автора статьи).

Высказывают свои мнения, обосновывают их.

Работают с №961, каждый готовит свой ответ на поставленный вопрос с последующей самопроверкой (выставляют количество правильных ответов).

Сильные учащиеся пробуют решить поставленную задачу самостоятельно.

4.Проверка усвоения изученного.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Сообщает условные обозначения для выполнения теста.

+ -достоверное событие

- -невозможное событие

\ -случайное событие

-после августа наступит март

-после марта наступит апрель

-бутерброд упадёт маслом вниз

-учебный год закончится

-мальчик празднует свой день рождения 30февраля.

Отмечают в тетради .

Проверяют по ключу, выставляют количество верных.

Ключ - + \ + -.

5.Подведение итогов.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Сообщает ученикам шкалу оценивания.

“5” -14 -15 “+”

“4”- 10 – 13 “+”

“3”- 8 – 9 “+”.

Задаёт вопросы по изученному материалу.

Подсчитывают количество “+”, вынесенных на полях, оценивают свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы.

6.Постановка домашнего задания.с.249, №960,965.