Конспект внеклассного занятия по теме "Виды отношений между понятиями"

Разделы: Начальная школа


Цель:
  1. Создать условия для уточнения представления детей о понятиях, выявления видов отношений между понятиями.
  2. Формировать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование: задания на листах для групп, маркеры, таблички с названиями видов отношений между понятиями, демонстрационные таблицы с заданиями, веры цифр у учащихся.

Ход урока

1 этап. Актуализация знаний, настрой на работу.

- Учитель приветствует класс, предлагает сесть (на английском языке).

- Почему не выполнили задание?

-Что значит, не поняли? (Не понятен смысл)

- Если буду говорить на русском языке, то смысл будет понятен?

Игра «Понятно - непонятно»

- На доске записаны понятия. О каком из них идёт речь? (Дети показывают веером цифр номер выбранного понятия. Подсчитывают после проверки количество правильных ответов). На доске:

  1. Анестезия
  2. Понятия
  3. Геральдика
  4. Рифма
  5. Полемика
  6. Сфинкс
  7. Эсперанто
  8. Отношение
  9. Мнемозина
  10. Корюшка

Вопросы учителя:

  • Наука о гербах (геральдика).
  • В греческих и египетских мифах фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс).
  • Обезболивание (анестезия).
  • Небольшая морская рыба (корюшка).
  • Созвучие концов стихотворных строк (рифма).
  • Искусственный язык (эсперанто).
  • Богиня памяти в греческой мифологии (Мнемозина).
  • Взаимная связь разных величин, предметов, действий (отношения).
  • Спор при обсуждении (полемика).
  • Представление, сведение о чём-либо (понятие).

Подведение итогов.

- Почему не все понятия угадали, ведь говорили на русском языке? (Не имеем представления, не знаем смыслов).

- Что же такое понятие? (Это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Представление, сведение о чём-либо).

Учитель открывает на доске тему урока:

Виды отношений между понятиями.

- Как понимаете?

2 этап. Развитие психических механизмов.

- Для выполнения этого задания призовите на помощь Мнемозину. Как поняли? Почему?

- Запомните, нарисуйте. Найдите недостающий рисунок.

Дети проверяют в паре, проводят взаимооценку.

- Что было изображено на рисунке? (Геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круги).

- Какое понятие является общим для других? Какие отношения между данными понятиями? (Отношения ВИД – РОД)

3 этап. Решение частично-поисковых задач.

- Выбрать из списка пары понятий с такими же отношениями, указать номера (Дети используют веер цифр).

На доске:

  1. февраль – март
  2. щука – рыба
  3. боль – слёзы
  4. вторник – среда
  5. дом – крыша
  6. эскимо – мороженое
  7. радость – грусть
  8. стакан – пить
  9. нарушение - наказание
  10. кастрюля – варить
  11. птица – стая
  12. сладкий – кислый
  13. молния – пожар
  14. ручка – дверь
  15. быстрый – медленный
  16. первый – второй
  17. велосипед – кататься
  18. ноготь – палец
  19. день - ночь

Задание для групп:

- Сгруппировать оставшиеся пары понятий по типу отношений между ними. Ответ обосновать.

Дети работают в группах, представляют свои результаты, идёт обсуждение. Учитель обобщает, уточняет ответы представителей групп.

Правильные ответы:

1, 4, 16 – последовательность (два события идут одно за другим).
3, 9, 13 – причина-следствие
5, 11, 14, 18 – часть и целое
7, 12, 15, 19 – противоположность
8, 10, 17 – функциональность (одно понятие отражает назначение, функцию другого, т.е. отвечает на вопрос «зачем?», «для чего?»).

Вывод:

- Какие существуют виды отношений между понятиями?
- Как вы думаете, есть ли другие виды?
- Оцените работу групп.

4 этап. Решение творческих задач.

Игра «Составление предложений»

На доске:

Озеро, медведь, карандаш.
Мяч, ракета, книга.
Улица, очки, сумка.
Велосипед, цветок, небо.
Стол, фартук, ботинки.

- Существуют ли какие-либо отношения между данными понятиями?

- Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все три слова. Можно менять число и падеж слова, а также использовать другие слова.

- Выслушиваются варианты ответов.

5 этап. Подведение итогов работы. Оценка работы.