- Создать условия для уточнения представления детей о понятиях, выявления видов отношений между понятиями.
- Формировать навыки учебного сотрудничества.
Оборудование: задания на листах для групп, маркеры, таблички с названиями видов отношений между понятиями, демонстрационные таблицы с заданиями, веры цифр у учащихся.
Ход урока
1 этап. Актуализация знаний, настрой на работу.
- Учитель приветствует класс, предлагает сесть (на английском языке).
- Почему не выполнили задание?
-Что значит, не поняли? (Не понятен смысл)
- Если буду говорить на русском языке, то смысл будет понятен?
Игра «Понятно - непонятно»
- На доске записаны понятия. О каком из них идёт речь? (Дети показывают веером цифр номер выбранного понятия. Подсчитывают после проверки количество правильных ответов). На доске:
- Анестезия
- Понятия
- Геральдика
- Рифма
- Полемика
- Сфинкс
- Эсперанто
- Отношение
- Мнемозина
- Корюшка
Вопросы учителя:
- Наука о гербах (геральдика).
- В греческих и египетских мифах фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс).
- Обезболивание (анестезия).
- Небольшая морская рыба (корюшка).
- Созвучие концов стихотворных строк (рифма).
- Искусственный язык (эсперанто).
- Богиня памяти в греческой мифологии (Мнемозина).
- Взаимная связь разных величин, предметов, действий (отношения).
- Спор при обсуждении (полемика).
- Представление, сведение о чём-либо (понятие).
Подведение итогов.
- Почему не все понятия угадали, ведь говорили на русском языке? (Не имеем представления, не знаем смыслов).
- Что же такое понятие? (Это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Представление, сведение о чём-либо).
Учитель открывает на доске тему урока:
Виды отношений между понятиями.
- Как понимаете?
2 этап. Развитие психических механизмов.
- Для выполнения этого задания призовите на помощь Мнемозину. Как поняли? Почему?
- Запомните, нарисуйте. Найдите недостающий рисунок.
Дети проверяют в паре, проводят взаимооценку.
- Что было изображено на рисунке? (Геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круги).
- Какое понятие является общим для других? Какие отношения между данными понятиями? (Отношения ВИД – РОД)
3 этап. Решение частично-поисковых задач.
- Выбрать из списка пары понятий с такими же отношениями, указать номера (Дети используют веер цифр).
На доске:
- февраль – март
- щука – рыба
- боль – слёзы
- вторник – среда
- дом – крыша
- эскимо – мороженое
- радость – грусть
- стакан – пить
- нарушение - наказание
- кастрюля – варить
- птица – стая
- сладкий – кислый
- молния – пожар
- ручка – дверь
- быстрый – медленный
- первый – второй
- велосипед – кататься
- ноготь – палец
- день - ночь
Задание для групп:
- Сгруппировать оставшиеся пары понятий по типу отношений между ними. Ответ обосновать.
Дети работают в группах, представляют свои результаты, идёт обсуждение. Учитель обобщает, уточняет ответы представителей групп.
Правильные ответы:
1, 4, 16 – последовательность (два события идут одно за другим).
3, 9, 13 – причина-следствие
5, 11, 14, 18 – часть и целое
7, 12, 15, 19 – противоположность
8, 10, 17 – функциональность (одно понятие отражает назначение, функцию другого, т.е. отвечает на вопрос «зачем?», «для чего?»).
Вывод:
- Какие существуют виды отношений между понятиями?
- Как вы думаете, есть ли другие виды?
- Оцените работу групп.
4 этап. Решение творческих задач.
Игра «Составление предложений»
На доске:
Озеро, медведь, карандаш.
Мяч, ракета, книга.
Улица, очки, сумка.
Велосипед, цветок, небо.
Стол, фартук, ботинки.
- Существуют ли какие-либо отношения между данными понятиями?
- Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все три слова. Можно менять число и падеж слова, а также использовать другие слова.
- Выслушиваются варианты ответов.