Применение производной к исследованию функции

Разделы: Математика


Цели:

1. Сформировать навыки исследования функции с помощью производной.

2. Развивать алгоритмическое мышление, память.

3. Воспитывать графическую культуру, культуру устной и письменной речи.

План занятия:

  1. Организационный момент (2мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)
  3. Объяснение нового материала (15 мин.)
  4. Закрепление (45 мин.)
  5. Итог занятия (7 мин.)
  6. Домашнее задание (3 мин.)

Оборудование: мультимедиа презентация, раздаточный материал (карточки с заданием для групп); мультимедиа проектор.

Ход занятия

1. Орг. момент

Сегодня нам предстоит научиться проводить полное исследование функции и строить ее график.

2. Актуализация опорных знаний

Презентация.

Приложение 1.

(На мультимедиа проекторе представлен 1-й слайд презентации)

Задание:

Прочитать график функции изображенный на слайде №1.

На слайде №2 изображен график функции . По данному графику назовите промежутки, на которых функция возрастает, убывает. Перечислите точки экстремума.

Укажите промежутки, на которых

Преподаватель фронтально опрашивает студентов, опрашиваемые студенты отвечают на предложенные вопросы устно, остальные проверяют правильность предложенных ответов и дополняют их в случае необходимости.

Объяснение нового материала.

(На доске заранее перечислены все свойства функции, график которой изображен на слайде № 2.).

В том случае, если нам известен график функции, то перечислить все свойства этой функции не составляет труда.

Решим обратную задачу: по известному аналитическому заданию функции перечислим все ее свойства.

Пусть функция задана в виде

(Преподаватель пишет на доске рядом с записанными свойствами рассмотренной функции, студенты записывают в тетрадь)

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФИКА ФУНКЦИИ

Найти область определения функции. (Указать множество значений переменной х, при которых данная функция определена).

Исследовать функцию на четность. (Выяснить симметрична ли область определения функции относительно начала координат и найти . Если то функция четная, если то функция нечетная.)

Найти нули функции. (Точки пересечения с осями координат.)

Исследовать функцию на монотонность. (Если , то функция возрастает, если , то функция убывает.)

Записать точки экстремума и экстремумы функции. (Найти значение функции в точках экстремума.)

Дополнительные точки.

Построение графика.

Закрепление.

Преподаватель проводит исследование функции показывая образец оформления решения на доске. Студенты записывают в тетради и активно участвуют в процессе обсуждения.

Задание: Провести исследование функции и построить ее график.

1)

2) Четность:

функция общего вида.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

или

А(1;0); В; С.

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

на промежутках функция возрастает;

на промежутке функция убывает.

5) максимум функции Е(0;2)

минимум функции. F(2;-2)

Постоим график функции:

Студенты делятся на 5 групп, каждая из которых получает карточку с заданием. В каждой группе назначается консультант, в обязанности которого входит руководство процессом решения задания. После выполнения задания один представитель группы выходит к доске и защищает выполненное задание.

Задание:

Провести исследование функции и построить ее график.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

5 группа:

Решение:

1 группа:

1)

2) Четность:

функция четная.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

; ; .

А(0;0); В; С.

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

на промежутках функция убывает;

на промежутках функция возрастает.

5) минимум функции. Е(;-4)

максимум функции. F(0;0)

- минимум функции K(;-4).

Постоим график функции:

2 группа:

1)

2) Четность:

функция общего вида.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

; .

А(0;0); В.

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

img5.gif (907 bytes)

на промежутках функция убывает;

на промежутке функция возрастает.

5) -минимум функции. Е(0;0)

- максимум функции. F(2;4).

Постоим график функции:

3 группа:

1)

2) Четность:

функция четная.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

; ; .

А(0;0); В; С.

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

на промежутках функция убывает;

на промежутках функция возрастает.

5) -минимум функции. Е()

- максимум функции. F(0;0)

- минимум функции. K()

Постоим график функции:

4 группа:

1)

2) Четность:

функция нечетная.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

;.

А(0;0); В; С

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

на промежутках функция убывает;

на промежутке функция возрастает.

5) - минимум функции. Е

- максимум функции. F.

Постоим график функции:

5 группа:

1)

2) Четность:

функция четная.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

; ; .

А(0;0); В; С.

б) с осью ОУ

4) Монотонность функции:

на промежутках функция возрастает;

на промежутках функция убывает.

5) -минимум функции. Е(;0,25)

- максимум функции. F(0;0)

- минимум функции. K(;0,25)

Постоим график функции:

На мультимедиа проекторе представлены пронумерованные в произвольном порядке графики всех функций. Представитель группы выходит к доске и называет номер графика функции, соответствующий полученному группой результату. Перечисляет полученные свойства функции. Остальные группы, выслушивая ответ, задают вопросы.

Итог занятия.

Консультанты групп выставляют оценки всем представителям своих групп. Преподаватель оценивает деятельность консультантов и характеризует деятельность групп.

Домашнее задание.

Дома студентам предстоит выполнить задание №297б; №301а учебника.