Задачи урока:
- Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов;
- Познакомить с названиями частей речи русского языка;
- Развивать орфографическую зоркость, умение решать орфографические задачи;
- Формировать навык делового учебного общения; умение высказываться в монологической форме посредством использования элементов модульного обучения;
- Совершенствовать каллиграфический навык, культуру устной и письменной речи;
- Прививать интерес к предмету «Русский язык».
Оборудование:
- рисунки по сюжету урока;
- набор слов разных частей речи (развешаны слова на стенах класса, на окнах);
- мобильная опорная схема «Части речи»;
- карточки для самоконтроля;
- маршрутные листы;
- модули;
- учебник «Русский язык» 3 класс часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу!
Сяду ровно, не согнусь, за работу я примусь!
(Дети хором проговаривают вступление и выполняют действия).
- Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число.
- Витя Перестукин, о приключениях которого мы узнали на уроке чтения, просит нас о помощи. Снова он попал впросак в стране Грамматика. Вы постараетесь помочь Вите, а то он сидит в «скобках» и ждет приговора? (Дети согласны помочь Вите).
- Тогда самое время отправиться в путешествие в страну Грамматика! (Звучит музыка группы Роксэт).
- Во время путешествия вы откроете новые знания, закрепите уже имеющиеся, продолжите обучение решению орфографических задач. В помощь вам будут уже известные модули.
2. Чистописание.
- Прочитайте название первого этапа. Что нам даст работа по заданию этого блока? (Дети зачитывают цель данного учебного элемента).
Росчерк написан на доске.
- Прочтите методические указания. Работайте самостоятельно.
Дети читают задания, выбирают уровень, выполняют в рабочих тетрадях.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверь, с какими буквами должны быть слова. (письменные буквы В, Н, К, Ю, Б, у, д, з, написаны на контрольной карточке, которую я вывешиваю на доску). Оцените работу соседа. Выставить баллы в его маршрутный лист:
- 1 уровень – 3 балла;
- 2 уровень – 4 балла;
- 3 уровень – 5 баллов.
3. Входной контроль.
- Мы у входа в страну грамматика. Нам откроют эти ворота, если вы правильно ответите на вопросы входного контроля.
- Работа с модулем. Что даст нам прохождение данного блока? Прочтите методические указания из столбика «помощь». Первый вариант – это левый набор цифр-ответов, второй вариант – правый. (Дети самостоятельно работают с модулем, самостоятельно оценивают свои ответы по ключу, который я вывешиваю на доску 1 вариант – 2467315; 2 вариант - 6421573).
- На какие вопросы были даны неправильные ответы? (Идет работа над ошибками) А по какому признаку вы нашли лишнее слово при ответе на 7 вопрос? Открываем ворота в страну Грамматика - открываю створки классной доски.
4. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемы.
Зарядка для глаз (на стенах класса развешаны картинки с цифрами, геометрическими фигурами, словами по теме урока, около доски большое экологическое панно - пейзаж) Смотрите в то место, которое я буду называть: 3,1,4,2, дверь, над доской, пейзаж, поднимитесь на горку, попрыгайте по облакам и т.д.
- Мы попали в страну Грамматика. А вот и наш знакомый Виктор Перестукин (на доске нарисованный мальчик сидит в квадратных скобках). Попробуем узнать, что произошло.
- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Получится настоящая неразбериха. Именно это и произошло в одном городе в стране Грамматика. Из-за Витиных ошибок нарушился строгий порядок города. Что делать? Конечно, надо помочь вернуть все на свои места. А как? Слова надо как-то сгруппировать или классифицировать. Но можно ли на одну полку положить слова «спокойствие» и «нарядила», на другую «за» и «удивительно»? Вернется ли прежний порядок? Как же надо классифицировать слова?
- Разделить по группам, разрядам, классам (к выводу приходят дети).
- Значит надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить эти слова на группы.
- Работа с модулем. Выполните задание третьего блока. Как будете работать? (По стенам класса развешаны слова: зима, спокойствие, нарядила, горит, серебристый, под, перед, красота, опушила. Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения).
- Узнать, верны ли наши предположения, поможет задание 4 блока модуля. Прочтите цель этого учебного элемента, в чем он вам окажет помощь? Прочитайте указания помощника. Работайте дружно.
- После выполнения задания класс отвечает на вопросы модуля.
1 уровень. На доске заканчивает схему и записывает свое предложение. Почему у разных предложений одна и та же схема? (Слова предложения отвечают на одни и те же вопросы).
2 уровень. Какое слово пропущено в первом предложении? На какой вопрос отвечает это слово? А какие еще слова можно вставить вместо этих точек? (бегут, смеются, танцуют, играют…) Что общего у всех этих слов? (отвечают на один и тот же вопрос (Что делают?) На какой вопрос будут отвечать вторые пропущенные слова? (какие?) А третьи слова? (кто?)
Почему трех разных предложений одинаковая схема? (слова отвечают на одни и те же вопросы).
3 уровень. Какие схемы вы составили? А почему слова написаны одинаково, а схемы разные? (Эти слова имеют разные значения?) Если никто не выберет этот уровень, то рекомендуется его выполнить устно с классом.
- Давайте попробуем сделать вывод.
В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.
- Командиры оценивают участи каждого члена группы в обсуждении проблемы. Баллы выставляют в маршрутные листы.
5. Наблюдение над частями речи.
- Только что мы установили главную мысль нашего урока, причину проблем в грамматическом городе. Но до прежнего порядка в городе еще далеко.
- Прочитайте название 5 блока. С какой целью мы будем над ним работать? Чему научит нас этот блок? Как вы будете работать? Прочитайте указания помощника. Чем отличается задание, где надо выделить орфограммы от задания, в котором орфограммы надо обозначить?
Контрольные карточки:
1 уровень. Дети зачитывают свои слова.
2 уровень.
- Кто? Что? Объявленье, улитка, квартира, калитка, покой, тишина, огород.
- Что сделала? Что делает? Дала, сдается.
- Какая? Отдельная.
- Когда? Однажды.
3 уровень.
- Что? День, ночь, волна (волны), солнце (солнышко), мир, луна.
- Какой? Какая? Усталый, шумная.
- Что сделал? (- ла? - ло?) Что делает? Склонился (клонится), затихла (тихо), погасло, плывет.
- Как? Задумчиво.
Группа, которая выполнила задание быстрее всех, отвечает у доски (командир записывает результат работы). Если кто-то не согласен, то высказывает свое мнение, дополняет ответ.
Проверка происходит по контрольным карточкам, которые вывешиваются на доску.
- Какая группа слов самая большая? Самая большая группа та, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что?
- Что обозначают эти слова? (предметы). Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Что делала? Что делает? И т.д. (действие предмета). Что обозначают слова, к которым можно поставить вопрос Какая? Какой? (признаки предметов). А к каким словам нельзя задать вопрос?
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? (самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам) Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.
- Командиры групп оценивает работу, и выставляют баллы в маршрутный лист каждого ученика.
- Обратите внимание, что все слова разделены на группы. Эти группы называются «Части речи». Прочитайте название раздела в учебнике.
- Как вы понимаете это выражение «Части речи»? Что такое все слова? Чем же отличаются друг от друга слова каждой части речи?
(Все слова – это речь. Речь делится на части, слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают).
Физминутка.
6. Работа со схемой.
Подготовленные дети читают стихи.
1 ученик.
Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным веселый новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, бьет числительно – семь.
За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.
2 ученик.
Мы наречием отлично на уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно дисциплину и режим.
Нам их надо повторять, И при этом не лениться,
И ни часу не терять.
3 ученик.
После школы, как известно, мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны междометья ОХ и АХ!
А потом у теплой печи повторяем части речи.
- Запомнить название частей речи нам поможет блок №6. Чему вы научитесь, работая над этим модулем?
- Как будете работать? Прочитайте указания помощника.
На доске появляется схема «Части речи».
- Оцени работу соседа в маршрутном листе.
7. Первичное закрепление.
- Порядок в городе Части речи мы навели. Осталось освободить Виктора Перестукина.
Для этого надо выполнить трудное задание 7 блока модуля.
- Прочтите методические указания. Как вы будете работать? (Сначала работаем с классом и составляем предложения).
Работа с классом. Упражнение 208.
- Прочитайте столбики слов (дети читают по цепочке). На какой вопрос отвечают слова каждого столбика? Что они обозначают? Какие это части речи? Какие орфограммы встречаются в этих словах? К каким словам можно подобрать проверочные? Составьте из данных слов предложения, а из предложений – текст.
Самостоятельная работа по методическим указаниям модуля.
Выборочная проверка тетрадей. Класс проверяет свою работу по контрольной карточке. Каждый оценивает свою работу самостоятельно.
Контрольная карточка.
1 и 2 уровень.
Медленно наступает рассвет. Не шелестят (шелест) листья на деревьях (дерево). Еще не поют птицы. Прозрачные капли росы (росы) сверкают на траве (травы). Скоро из-за леса покажется алое солнце (солнышко).
3 уровень.
Вся местность (место) покрыта снегом. В воздухе кружилась сетка (сеточка) из мягких (мягок) пушистых снежинок (снег). Легкие (легок) пушинки легли (лег) на деревья (дерево). Все заиграло (игры), заискрилось (искры) под лучами зимнего солнца (солнышко).
8. Резюме.
- Ответьте на вопросы 8 блока модуля.
- Чему вы научились сегодня на уроке? Нужны ли вам эти знания? Для чего? (примерные ответы: научились ставить вопросы к словам, разбивать слова на группы, узнали названия частей речи, эти знания нужны для того, чтобы наша речь была грамотной, красивой и т.п.)
Мы прошли почти все блоки нашего модуля, и Витя ждет, когда откроются скобки.
- Кто испытывал затруднения в работе? В чем заключаются эти трудности? А кому было легко работать? Почему, как вы думаете? (было интересно, внимательно слушали, вспомнили то, что знали, работали дружно и т. п.).
- Прочитайте задание, которое вы будете выполнять дома.
Думаю, пришло время освободить Виктора Перестукина. Будем надеяться, что больше такой путаницы по его вине не произойдет в городе Части Речи.
9. Рефлексия.
- Настало время подвести итог нашей работе. В чем нам окажет помощь 9 блок модуля?
- Подсчитайте количество набранных вами баллов.
- Если вы набрали 24 и более баллов, то можно сказать, что сегодня вы поработали хорошо. Молодцы те, кто набрал от 35 до 40 баллов. Оцените свою работу. Покажите, какая отметка стоит в вашем маршрутном листе.
- Оцените работу класса. Почему вы поставили именно такую оценку нашему уроку? (Дети высказывают свое мнение).
- Сегодня вам пригодились знания, полученные раньше, сообразительность, внимание, навык красивого и грамотного письма.
- А жители страны Грамматика дают вам добрый совет, который вы прочитаете на обратной стороне ваших маршрутных листов:
Грамматика, Грамматика – наука очень строгая!
Тебя, моя Грамматика, осилю понемногу я!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!