Возможности совершенствования качества обучения и воспитания в условиях вариативного обучения (УМК "Начальная школа ХХI века", руководитель Н.Ф. Виноградова)

Разделы: Начальная школа


На протяжении многих десятков лет задачи начальной школы оставались практически неизменными, когда в результате обучения ребенок должен был приобрести умения и навыки чтения, счета, письма и ориентировки в окружающем мире, а цели обучения как компонент методической системы менее всего подвергались изменениям и корректировкам.

В 2003 года я начала работу по проекту “Начальная школа ХХI века”.

Поставив перед собой цель, совершенствовать работу по повышению качества обучению моих учащихся, прошла авторские курсы повышения квалификации по данному проекту, познакомилась с учебно-методическим комплектом и сделала определенный вывод, что, построив процесс обучения по- другому, принципиально изменив в нем роль ученика, можно добиться более высоких результатов.

Приоритетными направлениями моей работы является:

  • овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку);
  • формирование общих способностей и эрудиции в соответствии и с особенностями каждого;
  • формирование готовности к самообразованию.

Всё это подразумевает целостное гармоничное развитие личности. Происходит качественное изменение в развитии:

  • умение добывать знания;
  • использовать свои знания в нестандартной ситуации, уметь самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
  • умение осознать своё незнание, найти ошибку, её причину, сравнить результат своей деятельности.

Чтобы получить такой уровень развития в качестве реальных результатов обучения, в своей работе я использовала предложенную специальную методику изучения учебных предметов, учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Если в традиционной программе установка делается в основном на репродуктивные методы обучения, где роль ученика- это зритель, слушатель, репродуктор, то в данной программе в основе учения лежит способность к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной степени участвует в каждом шаге обучения.

Этому способствует дифференциация обучения, но не по типу “сильным” детям больше заданий, чем “слабым”, при котором способные дети задерживаются в своём развитии, а отстающие не могут преодолеть возникшие трудности. В УМК “Начальная школа ХХI века” сущность подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. На каждом уроке я предлагаю разноуровневые творческие задания. Ученик получает право на инициативность, индивидуальный поиск. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Большую педагогическую поддержку в работе обеспечивают специальные рабочие и коррекционные тетради по родному языку, математике и окружающему миру, разработанные для каждого класса. Существенной особенностью их заданий является устранение причин возникших трудностей у “слабых” учащихся, а для “сильных” создают условия для совершенствования учебной деятельности. Это позволяет сохранить устойчивый интерес к учению, приносит удовлетворения от работы, чувство радости.

Педагогическая диагностика, предложенная авторами проекта, позволяет проследить динамику успешности обучения. Так, наблюдая за достижениями своих учащихся, мне удалось определить уровень достижений каждого ученика. Опираясь на объективные данные педагогической диагностики, появилась возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания, более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Результаты педагогических наблюдений за четыре года работы по этой программе позволяют сделать вывод, что по сравнению с прежним выпуском, который занимался по традиционной программе, % обучающихся на “4” и “5” повысился на 7% и составил 77%. За последние четыре года заметно улучшились показатели работы с одарёнными детьми. Мои ученики являются призёрами городского тура олимпиады по математике (2 место), русскому языку (3 место), окружающему миру (2 место).

Результаты работы по программе “Начальная школа ХХI века” показали, что использование этого УМК позволяет перестроить обучение в начальной школе с учётом психологических особенностей ученика, его индивидуальности и способностей, реализовывать основной принцип природосообразности. Позволяет совершенствовать учебный процесс, формирует готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Приложение

Рис. 1