"Методическая подходы к организации и проведению тестирования – формы контроля в процессе обучения математики в начальных классах"

Разделы: Начальная школа


Преимущества тестового контроля:

  • объективность оценки, т.к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомлённость экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующего, учёт его поведения на уроках и т.п.) исключено;
  • достоверность информации об объёме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
  • эффективность, можно одновременно тестировать большое число учащихся, причём проверка результатов при этом производится гораздо лёгче и быстрее, чем при традиционном контроле;
  • надёжность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
  • дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
  • реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка учащихся;
  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Методические подходы к организации и проведению тестирования – формы контроля в процессе обученияматематики в начальных классах

Важнейшим аспектом любой педагогической деятельности являются отметки, которые выставляют преподаватели и разного рода экзаменаторы своим ученикам. Последствия таких отметок могут быть самыми различными – от чисто морального эффекта, до определения судьбы человека. Тем не менее, все прекрасно понимают, что отметки эти субъективны и часто очень приближенны. Даже в рамках такой малочувствительной системы оценок, какой является традиционная пятибалльная система, не удаётся сформулировать конкретные “стандарты”, определяющие, за что следует ставить 3, а за что 4 или 5.

Принципиально можно изменить ситуацию лишь в том случае, если подходить к оцениванию знаний как к процессу объективного измерения, а результаты таких измерений обрабатывать стандартными математическими методами и сопровождать стандартными характеристиками точности.

Под обобщённым термином “уровень подготовленности” понимают уровень обученности испытуемых по указанным разделам, совокупность их умений и соответствующих навыков. Уровень подготовленности участников тестирования является, к сожалению, латентным параметром (т.е. недоступным для непосредственного измерения) и, чтобы “добраться” до него, необходимо привлекать серьезные научные методы составления тестов и совместной математической обработки результатов тестирования.

Использование тестирования в математике позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов.

Тест – это испытательный эксперимент, носящий характер определённого задания, которое стимулирует определённую форму активности и выполнение которого, поддаваясь количественной и качественной оценке, служит симптомом совершенствования определённых функций.

Основными достоинствами тестовой формы контроля являются: учёт индивидуальных особенностей учащихся; проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала; возможность детальной проверки каждой темы курса; осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником; экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности; оживление процесса обучения.

В данной работе рассмотрены вопросы использования контроля знаний учащихся с помощью тестов. Этот процесс актуален тем, что в настоящее время проводится эксперимент по внедрению ЕГЭ. Для того, чтобы выпускник школы успешно справился с заданиями ЕГЭ, ему необходимы умение работать с тестами, их классификации, виды и т.д. Применение на уроках математики тестовых заданий с 3-4 классы позволяет ученику умело использовать свои знания и в старших классах.

От других способов контроля и оценки результатов учебного процесса тесты отличаются большей точностью и доступностью для измерения разнообразными количественными методами.

Контрольные тесты позволяют получить учителю оперативную и прогнозную информацию – о качестве усвоения каждым учеником необходимого учебного материала; новые методические подходы к процессу обучения. Тест можно использовать как подготовительные к контрольным работам, для проверки знаний после прохождения какой-либо из основных тем программы, и в качестве тренировочных упражнений.

Тесты по математике могут выполняться индивидуально каждым учеником как дома, так и в классе. Тестовый контроль знаний существенно сэкономит учебное время.

Таким образом, педагогический тест, в отличие, например, от обычной контрольной работы, можно рассматривать как своеобразный измерительный инструмент определённой разрешающей способности и точности. Нельзя забывать, конечно, что объект измерения здесь чрезвычайно специфичен, и потому результаты существенно зависят от возможностей разумно формализовать этот объект.

У нас в тестах были использованы материалы с большим охватом, ученики работают со всеми понятиями выбранного раздела. Мы проверяли способности учеников, их умения логически рассуждать, мыслить и анализировать.

Тематические тестовые задания позволяют установить причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих знания и умения, традиционная же контрольная оценивает конечный результат.

Применение тестов позволили быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов были проанализированы, чтобы достичь сознания каждым обучаемым причины возникновения ошибок.

Овладение технологией тестирования позволяет в дальнейшем оперативно применить тесты для проверки знаний. Учащиеся усвоили специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности.

Мы считаем, что тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функцию. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний, тест целесообразно сочетать с традиционными методами.