В курсе широко применяются творческие, занимательные задания, как индивидуальные, так и групповые. Ученики начинают с простых, легко воспринимаемых правил или небольших объемов информации и затем изучают процесс более сложных образов. Переход от простого к сложному вполне отвечает процессу обучения детей в повседневной игровой среде. Лучше всего ребенок учится, когда он создает и изобретает то, во что верит и к чему неравнодушен. Большое внимание на занятиях уделяется терминологии, а разработанный и подобранный в “Рабочих тетрадях” материал, разнообразный по форме и содержанию, помогает освоить каждому ребенку учебный материал интегрированного курса.
Представляем занятие интегрированного курса для 3-го класса.
Тема: Развёртки
Цели и задачи:
Оборудование: модели геометрических тел, чертежные инструменты, рабочие тетради, аудиозапись, ножницы, клей, цветная бумага, наглядные пособия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход занятия:
Организационный момент.
Отсутствующие.
Готовность к уроку.
Повторение.
- Назовите геометрические фигуры, изображенные на доске.
Окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник.
- Назовите представленные геометрические тела.
Демонстрация: куб, параллелепипед, треугольная призма, пирамида.
Фрагмент из рабочей тетради
.Разгадать ребус
Новый материал (лекция – беседа).Рубрика “Это интересно!”
Развертки имеют большое применение на машиностроительных заводах, обувных фабриках, в швейных мастерских.
Каждый из нас ежедневно использует вещи, изготовленные по их разверткам, т.е. выкройкам. Это платья, блузы, брюки, обувь, сумки, портфели и многое другое.
По разверткам делают спортивные мячи (рисунок 1), воздушные змеи и шары, паруса яхт, упаковки для бытовой техники, подарочных наборов и т.д. От надежности и удобства упаковки зависит качество транспортировки изделия, а от красоты ее дизайна, т.е. формы, графики, цвета зависит выбор товара покупателем (рисунок 2).
Из разверток очень часто создают различные модели, например, бумажные игрушки (рисунок 3).
Если поверхность глобуса разрезать вдоль меридианов на маленькие дольки и выпрямить их, то мы получим развертку. Такие дольки нарезают по контуру и наклеивают одну возле другой на поверхность школьного глобуса (рисунок 4)
Все многогранные поверхности относятся к развертываемым.
Развёрткой называется фигура, полученная в результате совмещения с плоскостью поверхности, ограничивающей предмет.
Поверхность призмы состоит из оснований и боковых граней. Каждая грань призмы – прямоугольник, основания равные многоугольники. Следовательно, развертка поверхности призмы содержит прямоугольники и два равных многоугольника. Развертка поверхности пирамиды содержит треугольники и один многоугольник.
Демонстрация, показ.
Какими геометрическими фигурами будет представлена развертка куба?
Закрепление
Фрагмент из рабочей тетради
Задание №1 (форма работы групповая).
Вместе с котом Матроскиным определи и запиши, развёртки каких геометрических тел использованы для изготовленной подарочной упаковки.
Физкультурная пауза. Играет спокойная музыка.
Фрагмент из рабочей тетради
Задание №2 (форма работы индивидуальная).
На рисунках даны изображения развёрток призм и пирамид.
Определи и запиши названия призм и пирамид.
Задание 3. (форма работы индивидуальная).
Перед началом выполнения задания проводится инструктаж.
Для работы необходимо приготовить ножницы, клей, цветную бумагу, линейку, карандаш.
Начертить развертку куба. Сторона куба 40 мм..
Вырезать и собрать геометрическое тело.
Рубрика “ЗАПОМНИ”
РАЗВЁРТКА
Подведение итогов.
Отбор и демонстрация лучших работ.
Литература.
- Воротников И.А., Занимательное черчение. М., 1990
- Мезенова О.В., Черчение в начальной школе.
- Томас Халл Самоделки из бумаги. М., 1995.
- Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Геометрия для младших школьников. Томский университет. 1995.