Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Социализация детей с проблемами слуха особенно актуальна, поскольку их адаптация в обществе позволит им приспособиться к явлениям окружающей действительности. Для таких детей это особенно нужно, чтобы полноценно функционировать в обществе.
Процесс социализации неслышащих детей может осуществляться различными путями:
- включение в трудовые, игровые,
бытовые, спортивные виды деятельности;
- взаимодействие со слышащими людьми;
- при проведении экскурсий, прогулок, бесед,
сюжетно-ролевых игр;
- развитие устной речи и т.д.
Также процесс социализации детей с недостатками слуха может осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения.
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.
Говоря об определении диалога, все исследователи (Л.П.Якубинский, Н.Ю.Шведова, В.В.Виноградов, Л.В.Щерба) затрагивают следующие характеристики:
- наличие минимум двух собеседников,
между которыми происходит непосредственный
обмен высказываниями;
- непринужденный характер речевой обстановки;
- попеременная адресация речи, обязательная
смена говорящих;
- одновременность восприятия речи на слух,
подготовки и реализации собственных
высказываний;
- постоянное изменение языковой ситуации;
- большое значение играют неязыковые
коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).
Обучение диалогу детей с проблемами слуха – сложный, многоступенчатый процесс и составляет одну из центральных задач развития устной речи ( и речи в целом ). Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель, и как средство практического овладения языком.
Исходя из особенностей диалогической речи, определяются основные умения, которыми должны овладеть неслышащие учащиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу строить реплики структурно и содержательно.
В младших классах школьники с проблемами слуха должны усвоить основные выражения речевого этикета, научиться здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой и т.п., так как речевой этикет – важная часть общественных отношений. В разговорах с такими детьми учителя должны постоянно обращать внимание на использование “вежливых” слов и выражений, правильное их произношение, способы обращения к взрослым. Школьники с недостатком слуха должны научиться не перебивать взрослых во время разговора, уметь вовремя обратиться с просьбой, вопросом, вступить в разговор, поддержать его и уметь закончить.
Значительное место в развитии самостоятельной диалогической речи неслышащих детей занимают краткие беседы (речевые зарядки), которые используются на занятиях по развитию слухового восприятия.
В диалогах на актуальные для возраста детей темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умении вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие (несогласие) с мнением товарища, ставить дополнительные уточняющие вопросы, предлагать продолжить или завершить беседу, перейти на другую тему, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение. Значительную часть подобных диалогов приходится связывать с предстоящей или с выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроке, однако тематика диалогов этим не ограничивается.
Содержанием диалогов может быть любая, спонтанно возникшая тема: прибытие в школу гостей, родителей, в связи с получением писем, новостей и т.д. В этих случаях ситуация создается самой жизнью, надо только ее использовать. Педагог направляет внимание на развитие инициативной речи учащихся, поощряет их самостоятельные высказывания.
Содержание диалога может быть разноплановым. На ход разговора воздействуют предметное окружение и те изменения, которые происходят в нем.
Однако в организации устного общения
на уроке в специальной школе имеются
значительные трудности, связанные с тем, что
необходим постоянный визуальный контакт между
общающимися, нарушение которого ведет к потере
взаимопонимания. Поэтому нужен строгий контроль
учителя за позами говорящих и воспринимающих
речь. Вести беседу так же свободно, как в школе
слышащих, сурдопедагог не может не только в силу
особенностей восприятия устной речи учащимися,
но и в силу того, что он должен оказывать
постоянную помощь ученикам в построении реплик,
корригировать их ошибки, специально обращать
внимание класса на недочеты речи того или иного
ученика, преднамеренно замедлять темп общения,
повторять самому отдельные фразы, слова или
предлагать это делать детям, обращаться к
дактилированию, записям частей разговора,
побуждать учащегося выразить мысль в другой
форме, употребить новое слово и т. п. Вынужденная
при этом потеря естественности общения
окупается успехами в формировании навыков,
тщательной отработкой материала, его
закреплением. Важно не общение на уроке само по
себе, а те результаты, которые помогут учащимся с
проблемами слуха успешно адаптироваться в
обществе.
Рекомендуются следующие направления в работе
над диалогической речью:
-постоянное обогащение диалогической
речи учащихся разговорно-обиходной лексикой;
-показ использования разнообразных
синтаксических конструкций (словосочетаний,
предложений) в диалоге в разных условиях общения;
-отход от употребления полносоставного
предложения и заучивания образцов.
Все эти моменты, влияющие на структуру диалогической речи, заставляют по-иному подойти к методике преподавания и в условиях специального обучения искать особых путей и приемов формирования диалогов.
Прежде всего, для овладения детьми с проблемами слуха диалогической речью нужны специально организованные занятия, специальные приемы и методы развития диалогической речи.
Опыт собственной работы позволили определить некоторые методы и приемы для развития диалогической речи неслышащих учащихся:
1.Игры.
Например, можно провести игру на тему: “Магазин”, “В аптеке”, “В библиотеке” и др.
В том случае, если ученики затрудняются в ходе диалога, воспитатель предлагает таблички, на которых вопросы записаны в разных вариантах.
2.Демонстрация по ходу диалога.
Демонстрация может найти применение при изучении таких тем, как “В школьной библиотеке”, “У медсестры” и др.
В этом случае диалог лучше всего проводить на месте – в библиотеке, медпункте.
Например, диалог на тему “В школьной библиотеке” можно провести в библиотеке, предварительно подготовив к такому разговору библиотекаря и учащихся.
3. Диалог с использованием картинок, серии картинок.
4. Ведение диалога после экскурсии, прошедшего выходного дня, каникул, просмотренного кинофильма, спектакля и др.
Такого вида диалоги можно проводить по темам: “В музее”, “В картинной галерее”, “О каникулах”, “О просмотренном кинофильме, спектакле”.
. Составление диалога после прочтения текста.
6. Составление диалога по ситуации.
7. Продолжение диалога по началу.
8. Дополнение диалога.
9. Составление диалога-интервью.
Можно пригласить на беседу с ребятами ветерана ВОВ, человека какой-либо профессии (водолаза, альпиниста и др.)
10. Игра “Угадай, что это”.
11. Разыгрывание диалога по ролям.
12. Нахождение диалога в художественном произведении и разыгрывание его по ролям.
13. Составление диалога из рассыпного текста.
14. Исключение из диалога лишних слов (фраз).
Данные виды работы позволяют сурдопедагогам развивать у детей с проблемами слуха диалогическую речь. А это, в свою очередь, поможет детям адаптироваться в обществе слышащих, полноценно сосуществовать с ними, не испытывая при этом сложностей в общении. Овладение словесной, в том числе диалогической, речью – необходимое условие социализации неслышащего ребенка.
Лев Семенович Выготский утверждал, что нужно так организовать жизнь неслышащего ребенка в школе, чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна. “Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, - будет и сама речь”.