Тип урока: Обобщающий урок по темам “Млекопитающие животные”, “Птицы” и “Насекомые”.
Цели урока:
- Образовательные: повторить, обобщить и закрепить полученные по темам знания, умения и навыки.
- Развивающие: развивать память, наблюдательность, логику, умение обобщать, доказывать свое мнение, повышать интерес к изучению окружающего мира, формировать стремление к самостоятельному приобретению дополнительных знаний.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- медиапроектор,
- экран,
- презентация,
- рисунки каруселей,
- карточки с изображениями животных,
- карточки с заданиями для различных видов работы,
- макет Красной книги,
- стихотворения,
- таблица,
- карточки для заполнения таблицы,
- карточки для рефлексии.
План урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
II. Работа по теме урока.
- Закрепление знаний о существенных признаках изученных групп животных.
- Закрепление знаний о группе насекомых.
- Закрепление знаний о группе птиц.
- Динамическая физическая минутка.
- Закрепление знаний о группе млекопитающих.
- Пассивная физическая минутка для глаз.
- Итоговое закрепление.
- Экологическая страничка.
III. Итог урока.
IV. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами совершим необычную экскурсию в Парк развлекательных аттракционов. Карусели в этом парке Волшебница Природа построила для своих друзей. Интересно, кто же эти друзья? За ответом на этот вопрос мы с вами и отправляемся в Парк развлечений. Нас ждут интересные задания. А выполнить их вам помогут знания, полученные на прошедших уроках.
- Итак, для каких же друзей построены эти замечательные карусели? (на доске рисунки 4 каруселей, с прикрытыми изображениями животных).
Актуализация знаний.
- Ответ вам подскажет стихотворение, которые вы сейчас услышите в исполнении ваших одноклассников (для животных)
Карусель, карусель,
Кто успел, тот и сел!
Коля прыгнул на коня,
Толя мигом – на слона,
Рафа – на жирафа,
Люда – на верблюда.Я скорее к бегемоту,
Но и там уселся кто-то.
Я бегом на крокодила –
Девочка опередила!
К носорогу я – но Юрка
На него взобрался юрко!
Стал я влазить на медведя,
Посмотрел – а там уж Федя!Эх, ну что я за тетеря!
Не осталось больше зверя!..
Закружились карусели,
Завертелись, полетели.Коля едет на коне,
Толя едет на слоне,
Рафа – на жирафе,
Федя – на медведе.
Едут все мои друзья.
Не поехал только я.
Я такой медлительный –
Просто возмутительно!
- Тема сегодняшнего урока: Разнообразие групп животных воздушно-наземной среды обитания (Приложение 6 Слайд 2).
II. Работа по теме урока.
1. Закрепление знаний о существенных признаках групп животных.
Работа в парах.
- Возьмите карточку №1 с текстом стихотворения (Приложение 1), перечитайте его, подчеркните названия всех животных, которые в нем упоминаются (ответы, Приложение 6 Слайд 2).
- Животные на каждой карусели разные и разделены они по группам. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже изучили (насекомые, птицы, млекопитающие)?
Фронтальная работа.
- Назовите существенные признаки каждой группы животных. Вы видите на доске таблицу, а рядом в произвольном порядке расположены карточки с признаками. Нужно переместить их в таблицу.
насекомые | птицы | млекопитающие | |
Количество ног | |||
Тело | |||
Другие признаки |
После заполнения таблица примет вид:
насекомые | птицы | млекопитающие | |
Количество ног | 6 | 2 | 4 |
Тело | Состоит из 2-3 частей | Покрыто перьями | Покрыто шерстью |
Другие признаки | Имеют чувствительные усики | Имеют клюв и крылья | Кормят детенышей молоком |
- В стихотворении упоминается крокодил. Является ли он млекопитающим животным? (нет; нет шерсти, откладывает яйца, не кормит молоком потомство)
2. Закрепление знаний о группе насекомых.
- На первой карусели расположены животные из самой многочисленной группы … (насекомые), (открываются насекомые на первой карусели).
Работа в парах.
- Назовите насекомых, которых вы знаете. Для этого вам нужно взять на парте карточку с изображением животного, и тем, у кого есть насекомые, показать их нам и назвать (жук-олень, майский жук, муравей, муха, комар, божья коровка, кузнечик, Приложение 6 Слайд 3).
Индивидуальная работа.
-А теперь возьмите карточки №2 (Приложение 2). Обведите в кружок животное, которое является насекомым, назовите его (стрекоза), (Приложение 6 Слайд 4)
- Докажите, что это насекомое (6 ног, 3 части тела, чувствительные усики)
- Каких насекомых называют общественными, почему (пчелы, муравьи; они живут большими семьями и выполняют различную работу), (Приложение 6 Слайд 5)
Дополнительная информация:
- Самое красивое насекомое – бабочка (Приложение 6 Слайд 6). Среди них есть настоящие рекордсмены:
- самая большая - атлас: размах крыльев около 30 см;
- самая маленькая – стигмелла: размах крыльев всего около 2 см;
- самый острый нюх – у самцов бабочки павлиний глаз: могут учуять самку на расстоянии до 11 км;
- самая быстрая – совка-ипсилон: может лететь со скоростью до 110 км/ч;
- самый длинный перелет совершила бабочка данаида. Специально помеченную бабочку поймали на расстоянии около 3,5 тысяч км от места, где ее выпустили.
3. Закрепление знаний о группе птиц.
- Теперь рассмотрим, кто расположился на второй карусели – в этой группе одни из самых знаменитых певцов среди животных…(птицы) (открываются птицы на второй карусели).
Работа в парах.
- Назовите птиц, которых вы знаете. Для этого вам нужно взять на парте карточку с изображением животного, и тем, у кого есть птицы, показать их нам и назвать (трясогузка, кукушка, сорока, сизый голубь, синица, соловей, снегирь, стриж, ушастая сова, Приложение 6 Слайд 7)
Дополнительная информация:
- Послушайте рассказы о пернатых, которые приготовили нам ребята.
Я расскажу вам об аисте. Эти теплолюбивые птицы стали редкими. В России их можно увидеть в Псковской, Смоленской, Калужской и Орловской областях. Там они гнездятся. В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился. Но стоит аисту отлететь на любимое озеро, как он превращается в настоящего хищника. Хватает разных червяков, личинок, улиток, лягушек. Недавно учённые сделали удивительное открытие: аисты могут спать на ходу, то есть на лету (при дальних перелётах в стае). (Приложение 6 Слайд 8)
Мой рассказ о дятле. В строении дятла много необычного. Голова с шеей – как на шарнирах. Твёрдый клюв похож на долото. Лапки короткие: два пальца вперёд, два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Свой хвост, с твёрдыми и упругими перьями, дятел использует, как опору. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с зубчиками-крючками на конце. Таким языком их любой щели достанешь без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами из шишек. (Приложение 6 Слайд 8)
Я хочу рассказать о скворцах. У них нет своей песни. Зато они умеют прекрасно подражать другим: скворец то зябликом запоёт, то кошкой замяукает. А живущие в клетках скворцы легко привыкают к хозяевам и заучивают человеческие слова и фразы, как попугаи. (Приложение 6 Слайд 8)
Я расскажу вам о неприметном воробышке. У него много особенностей. Приглядитесь, как взлетает стая воробьёв при появлении опасности. Это похоже на взрыв, после которого птицы рассыпаются в разные стороны, как осколки. А характер! Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. Посадишь воробья в клетку, будет биться о прутья, пока его не выпустят. Воробьи – смелые бойцы. Небольшой стайкой могут отогнать ворону или голубя от лакомого кусочка. (Приложение 6 Слайд 9)
Я хочу рассказать о ласточках – береговушках. Они выкапывают в жёстком глиняном берегу нору длинной до шестидесяти сантиметров и пьют и едят быстрые ласточки на лету. Мелкие мушки, как будто сами залетают в их широко раскрытый клюв. На землю ласточки садятся только за строительным материалом для гнёзд: илом, глиной. (Приложение 6 Слайд 9)
Мой рассказ о журавлях. Осенью журавли собираются в большие стаи. В них может быть несколько сотен птиц. Улетая на юг, эти птицы выстраиваются клином. Так легче разрезать воздух, преодолевать его сопротивление. Первой птице приходится тяжелее всех, она быстро устаёт, а значит, чаще меняется. Последней птице лететь легче, поэтому в хвосте летят слабые. В России самый известный и многочисленный – серый журавль. Живёт около болот, озёр. Здесь отыскивает всякую водную живность, шагая по берегу или заходя в воду. (Приложение 6 Слайд 9)
Индивидуальная работа.
- На карточке № 3 (Приложение 3) цветным карандашом закрасьте кружки около тех птиц, которых вы видели (ответы), (Приложение 6 Слайд 10)
- Кого вы видите на экране? (Приложение 6 Слайд 11) (страус, пингвин) Относятся ли к птицам страус и пингвин? Какие особенности этих птиц вам известны? (относятся; не летают; страус - самая большая птица, быстро бегает; пингвин прекрасно плавает и не боится холода)
4. Динамическая физминутка.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары,
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше дружно мы идем –
Перед нами водоем.
Плавать мы уже умеем,
Плавать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
5. Закрепление знаний о группе млекопитающих.
- Ну и наконец, кто же может прокатиться на третьей карусели? Вы догадались? (млекопитающие) (открываются млекопитающие на третьей карусели).
- Каких животных вы узнали? (собака, панда, лев, белый медведь, волк, енот, кошка, лиса, лошадь, бурый медведь) (Приложение 6 Слайд 12)
Индивидуальная работа.
- Возьмите карточки № 4 (Приложение 4). Найдите и раскрасьте цветными карандашами 4-х животных, спрятанных здесь, назовите их (лось, белка, заяц, медведь) (Приложение 6 Слайд 13)
Дополнительная информация:
- А сейчас мы познакомимся с жизнью удивительного медведя, который занесен в Красную книгу – панды (Приложение 6 Слайд 14). (Демонстрируется любой документальный фильм о жизни панды). Смотрите внимательно, потом ответьте на вопросы (Приложение 6 Слайд 14):
- где живет медведь?
- почему так окрашен?
- чем питается?
(Китай, бамбуковые леса, защитная - для устрашения врагов (сам безобидный, весит около 50 кг), одревесневшие и лиственные части бамбука)
- что еще вам запомнилось?
6. Пассивная физминутка для глаз.
7. Итоговое закрепление.
Индивидуальная дифференцированная работа.
- А теперь проверим, что вы еще знаете об изученных группах животных. Выполним тест на карточках № 5 (Приложение 5). (Тест содержит 2 части: 1 – требующая знания программного материала, 2 – требующая знания дополнительного материала; выполняются по желанию; после проводится проверка)
- Посчитайте количество ошибок. Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе под тестом солнышко, если 2-3 – облачко, 4 и более – тучка с дождиком.
- Дома почитайте про тех животных, в сведениях о которых вы допустили ошибки. В это вам помогут различные энциклопедии и журналы о природе для детей.
8. Экологическая страничка.
Фронтальная работа.
- А для кого же на доске еще одна карусель? (открываются насекомые на четвертой карусели).
- Что вы видите? (вопросительный знак и Красную Книгу)
- Вопросительный знак обозначает, что мы еще не все группы животных изучили и на следующих уроках с ними познакомимся.
- А почему Волшебница Природа поместила здесь Красную Книгу? (К сожалению, многие животные занесены в Красную Книгу, как исчезающие виды, и находятся под охраной человека)
Выступление детей.
Все-все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд!Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная!Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Что означает цвет книги (красный – сигнал опасности: человек, остановись, защити животное от вымирания) (Приложение 6 Слайды 15, 16)
- Что человек предпринимает для охраны животных? (запрещает охоту, разводит в заказниках и выпускает на волю, организует заповедники)
Итог урока
Что повторили?
Что узнали нового?
Рефлексия
- Если вам понравилась ваша активность на уроке, и вы хорошо разобрались в теме урока, то карточку с изображением животного (небольшие фигурки насекомых, птиц и млекопитающих находятся у каждого ученика на парте) поместите на соответствующую карусель, а если не очень, то рядом с ними. На этом наша экскурсия в необычный Парк аттракционов закончена. Я и Волшебница Природа благодарим вас за работу.