Цель:
- вводить в мир художественного произведения, продвигать в понимании художественного слова;
- развивать общую культуру чтения (быстрое, правильное, соблюдение пауз и логических ударений);
- работать над развитием речи учащихся, расширять кругозор, пополнять словарный запас;
- воспитывать интерес к чтению как духовную потребность личности, любовь к природе, к Родине.
Оборудование:
- картинки птиц,
- картинки о весне,
- рисунки,
- грамзапись “Утро в лесу”,
- кассета “Голоса птиц”,
- д/ф “Весна”.
I. Орг. момент.
- Урок литературного чтения.
II. Подготовка к первичному восприятию.
1. Вводная беседа.
- Какое время года идет?
- Назовите приметы весны.
2. Просмотр отрывка д/ф “Весна”.
3. Стихи о весне.
1 ученик:
Весенний воздух свеж и чист …
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня,
2 ученик:
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов
Весна готовит свой парад –
Весь мир весне веселой рад.
4. Игра “Кто лишний?”
- К нам прилетела сорока, она что-то хочет нам сообщить. (Кукла.)
Сорока: Новости! Новости! Прилетели птицы! Прилетели птицы!
- Назовите птиц. Ничего не напутала сорока?
(Картинки: грач, воробей, скворец.)
- Кто лишний? Почему?
(“Лишний” - воробей.)
- Как ему жилось зимой?
5. Чтение дополнительно стихотворения детьми.
1 ученик:
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
2 ученик:
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
- Какой воробей?
3 ученик: А я знаю загадку про воробья. Послушайте.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
4 ученик: Трудно жилось воробью зимой. Холодно, голодно было ему. Но вот наступила долгожданная весна, весело зачирикал воробей.
- О чем чирикал воробей?
(Ответы детей.)
5 ученик:
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Ученик (в роли воробья): Жилось мне трудно зимой. Мерзли мои крылышки, не хватало еды. Наступила весна! Много мошек, червячков! Солнышко светит ярко. Весело мне, оттого и чирикаю.
- Где живут воробьи?
6. Дополнительное чтение 2- х учеников рассказа В.Бианки “Воробьиный переполох”.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М.Горького. А как оно называется, вы скажите, прослушав его.
I. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с текстом.
(Чтение по ролям подготовленными учениками 1 части рассказа.)
- О ком этот рассказ?
- Что вам подсказало?
IV. Физкультминутка под музыку “Утро в лесу”.
V. Продолжение работы над текстом.
1. Чтение учителем 2 части.
- Почему рассказ называется “Воробьишко”, а не “Воробей”?
2. Словарная работа.
баня (Специальное помещение, где моются и парятся.)
чин (Служебный разряд, класс.)
чушь (Ерунда, нелепость.)
чепуха (Вздор, пустяки, нелепость.)
чванятся (Хвастаться.)
чебурахнешься (Упадешь.)
VI. Повторное чтение. Работа над содержанием.
1. Чтение “цепочкой” 1 части.
- Чему удивлялся Пудик?
- Зачем он высовывался из гнезда?
(Он хотел познать мир, который его окружает.)
2. Самостоятельное чтение 2 части.
3. Выборочное чтение.
- Что говорил Пудик о людях?
- Как ему объясняла мама-воробьиха?
- Почему он не поверил маме?
- Какая мечта была у воробьишки?
- Какая мечта у вас?
VII. Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
VIII. Физкультминутка для глаз.
(Дети закрывают глаза. Прослушивание кассеты “Голоса птиц”.)
- Послушайте, как ведут себя птицы после дождя.
- Что услышали?
IX. Чтение по ролям.
1. Инсценирование произведения. Театр.
Ученица: - А что было дальше, вы сейчас узнаете.
(Показ детьми куклами отрывка.)
2. Ответы на вопросы.
- Чему учит это произведение нас?
- Что сочинял Пудик?
- Кем он был?
X. Творческая работа.
(Дети сами сочинили стихи.)
- Вы сейчас будете поэтами.
1. Чтение детьми стихов.
Воробей слетел с окошка
И увидел злую кошку.
Испугался он вначале,
Полетел скорее к маме.По дорожке воробьи
Весело скакали.
Как увидели кота
Сразу замолкали.Воробей сидел в гнезде
Громко возмущался.
Как увидел он кота,
Сразу испугался.
XI. Итог урока.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Что понравилось, запомнилось?
XII. Домашнее задание.
- Поучиться дома читать по ролям.