Соединения кальция Са и магния Мg

Разделы: Химия


Предисловие: Данный урок проводился в краеведческом музее нашего города. В нашем городе находится достопримечательность, памятник природы – Кунгурская Ледяная пещера. Ежегодно на территории района происходят карстовые провалы – результат вымывания горных пород. Цель урока – на основе богатого музейного материала познакомить детей с происхождением горных пород и процессами, происходящими в нашем районе.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

Вопросы для учащихся:

Почему в нашем городе не строят высотные дома?

Обратите внимание на фотографии. Что это такое?

Что можно увидеть в чайнике или в кувшине после отстаивания прокипяченной водопроводной воды?

Можете ли вы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы?

Объяснить причины этих явлений?

Мы вернемся к этим вопросам в конце урока.

3. Объявление темы урока.

Цель: Рассмотреть, каков состав горных пород на территории нашего города. Какое влияние оказывают они на экологическую обстановку города?

Задачи:

1. Образовательная:

  • узнать, как образовались горные породы на территории нашего края;
  • какие процессы происходят под землей;
  • каков результат этих процессов;

2. Развивающая:

  • развитие умения делать умозаключения, выводы;
  • составление логических цепочек;

3. Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • любви к родному краю;
  • интереса к явлениям, происходящим в районе.

Вопрос к ученикам: Какие соединения Са и Mg вам знакомы?

Какие химические формулы имеют данные соединения?

Мы остановимся на следующих соединениях: известняк, гипс, ангидрит.

Как образовались данные соединения, и какие следы древности они хранят. Об этом расскажет сотрудник музея Людмила Анатольевна.

Идет рассказ о нахождении на нашей территории Пермского моря, об окаменелостях животных, об отпечатках следов этих животных на горных породах. Рассказ сопровождается осмотром экспозиций в музее.

Итак, горные породы образовались. Миллионы лет они лежат под слоем земли. Могут ли они изменяться? Разрушаться?

Обратимся к таблице растворимости, (проверяем растворимость в воде соединений кальция и магния). Что может происходить с этими веществами под действием воды, воздуха, с течением времени?

Геологический разрез Ледяной горы:

1 - доломиты и известняки;

2 - гипсы и ангидриты;

3 - глинистые отложения;

4 - речные песчаные отложения;

5 - обвальные глыбово-глинистые отложения;

6 - уровень подземных вод;

7 -карстовые воронки; 5 -вертикальные трубы;

9 - подземные полости;

10 - подземное озеро.

Об этом расскажет ученица 9 класса Ирина. Используя схему, находящуюся в экспозиции музея, Ирина рассказывает о составе земной коры в нашем районе, вымывании соединений из земной коры и об образовании пустот.

Речь учителя:

1. Каков результат вымывания известняка и гипса из земной коры. (учащиеся делают вывод, что образуются провалы, пустоты, воронки.)

2. А куда исчезают, переходят известняк и ангидрит? (в воду)

3. Каков результат попадания этих соединений в воду? (плохая вода)

Учитель рассказывает о переходе нерастворимых соединений в растворимые, об образовании жесткой воды, о видах жесткости, способах устранения жесткости, сопровождая рассказ уравнениями реакций:

СаСО32О + СО2 = Са(НСО3)2 данное соединение обуславливает временную жесткость воды

Са(НСО3)2 —>СаСО32О +СО2^

CaSO4 +Na 2CO3 =vCaCO3 + Na 2SO4

СаSO4 - обуславливает постоянную жесткость воды

Временная + постоянная жесткости = общая жесткость воды.

Может ли стать мягкой вода в нашем районе? (ученики делают вывод, что не может). Мы должны заботиться о своем здоровье и не забывать об очищении воды. Вернемся к основной теме. Только ли неприятности приготовила нам природа, есть ли положительное в этом процессе?

Слово предоставляется ученице Юле.

Используя экспозицию музея, Юля рассказывает о возникновении Ледяной пещеры. Далее разговор о Ледяной пещере дополняется фрагментом видеофильма, рассказывающем об этом памятнике природы и, призывающим к бережному отношению к природе.

Мы достаточно подробно рассмотрели процессы, происходящие с соединениями кальция и магния. Вернемся к вопросам, заданным мною в начале урока. (учащиеся полно и конкретно отвечают на вопросы, заданные в начале урока).

Далее следует небольшой рассказ учителя о применении соединений кальция и магния: - о предприятии “Кнауф”, занимающимся производством строительных материалов на основе гипса; об изделиях народного творчества (гончарное дело). (представлено в экспозиции музея)

4. Рефлексивный этап.

Учащимся раздаются заранее приготовленные листочки с вопросами.

Соединения Са и Мg.

Это есть……………………………………………

Находятся…………………………………………

Являются причиной………………………………

Используются…………………………………….

Синквейн

Название темы……………………………………

1 существительное по теме………………………

2 прилагательных по теме………………………

3 глагола по теме…………………………………

Ключевая фраза…………………………………

Домашнее задание.

Итог урока.