Предисловие: Данный урок проводился в краеведческом музее нашего города. В нашем городе находится достопримечательность, памятник природы – Кунгурская Ледяная пещера. Ежегодно на территории района происходят карстовые провалы – результат вымывания горных пород. Цель урока – на основе богатого музейного материала познакомить детей с происхождением горных пород и процессами, происходящими в нашем районе.
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
Вопросы для учащихся:
Почему в нашем городе не строят высотные дома?
Обратите внимание на фотографии. Что это такое?
Что можно увидеть в чайнике или в кувшине после отстаивания прокипяченной водопроводной воды?
Можете ли вы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы?
Объяснить причины этих явлений?
Мы вернемся к этим вопросам в конце урока.
3. Объявление темы урока.
Цель: Рассмотреть, каков состав горных пород на территории нашего города. Какое влияние оказывают они на экологическую обстановку города?
Задачи:
1. Образовательная:
- узнать, как образовались горные породы на территории нашего края;
- какие процессы происходят под землей;
- каков результат этих процессов;
2. Развивающая:
- развитие умения делать умозаключения, выводы;
- составление логических цепочек;
3. Воспитательная:
- воспитание бережного отношения к природе;
- любви к родному краю;
- интереса к явлениям, происходящим в районе.
Вопрос к ученикам: Какие соединения Са и Mg вам знакомы?
Какие химические формулы имеют данные соединения?
Мы остановимся на следующих соединениях: известняк, гипс, ангидрит.
Как образовались данные соединения, и какие следы древности они хранят. Об этом расскажет сотрудник музея Людмила Анатольевна.
Идет рассказ о нахождении на нашей территории Пермского моря, об окаменелостях животных, об отпечатках следов этих животных на горных породах. Рассказ сопровождается осмотром экспозиций в музее.
Итак, горные породы образовались. Миллионы лет они лежат под слоем земли. Могут ли они изменяться? Разрушаться?
Обратимся к таблице растворимости, (проверяем растворимость в воде соединений кальция и магния). Что может происходить с этими веществами под действием воды, воздуха, с течением времени?
Геологический разрез Ледяной горы:
1 - доломиты и известняки;
2 - гипсы и ангидриты;
3 - глинистые отложения;
4 - речные песчаные отложения;
5 - обвальные глыбово-глинистые отложения;
6 - уровень подземных вод;
7 -карстовые воронки; 5 -вертикальные трубы;
9 - подземные полости;
10 - подземное озеро.
Об этом расскажет ученица 9 класса Ирина. Используя схему, находящуюся в экспозиции музея, Ирина рассказывает о составе земной коры в нашем районе, вымывании соединений из земной коры и об образовании пустот.
Речь учителя:
1. Каков результат вымывания известняка и гипса из земной коры. (учащиеся делают вывод, что образуются провалы, пустоты, воронки.)
2. А куда исчезают, переходят известняк и ангидрит? (в воду)
3. Каков результат попадания этих соединений в воду? (плохая вода)
Учитель рассказывает о переходе нерастворимых соединений в растворимые, об образовании жесткой воды, о видах жесткости, способах устранения жесткости, сопровождая рассказ уравнениями реакций:
СаСО3 +Н 2О + СО2 = Са(НСО3)2 данное соединение обуславливает временную жесткость воды
Са(НСО3)2 —>СаСО3 +Н 2О +СО2^
CaSO4 +Na 2CO3 =vCaCO3 + Na 2SO4
СаSO4 - обуславливает постоянную жесткость воды
Временная + постоянная жесткости = общая жесткость воды.
Может ли стать мягкой вода в нашем районе? (ученики делают вывод, что не может). Мы должны заботиться о своем здоровье и не забывать об очищении воды. Вернемся к основной теме. Только ли неприятности приготовила нам природа, есть ли положительное в этом процессе?
Слово предоставляется ученице Юле.
Используя экспозицию музея, Юля рассказывает о возникновении Ледяной пещеры. Далее разговор о Ледяной пещере дополняется фрагментом видеофильма, рассказывающем об этом памятнике природы и, призывающим к бережному отношению к природе.
Мы достаточно подробно рассмотрели процессы, происходящие с соединениями кальция и магния. Вернемся к вопросам, заданным мною в начале урока. (учащиеся полно и конкретно отвечают на вопросы, заданные в начале урока).
Далее следует небольшой рассказ учителя о применении соединений кальция и магния: - о предприятии “Кнауф”, занимающимся производством строительных материалов на основе гипса; об изделиях народного творчества (гончарное дело). (представлено в экспозиции музея)
4. Рефлексивный этап.
Учащимся раздаются заранее приготовленные листочки с вопросами.
Соединения Са и Мg.
Это есть……………………………………………
Находятся…………………………………………
Являются причиной………………………………
Используются…………………………………….
Синквейн
Название темы……………………………………
1 существительное по теме………………………
2 прилагательных по теме………………………
3 глагола по теме…………………………………
Ключевая фраза…………………………………
Домашнее задание.
Итог урока.