Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
В.А. Сухомлинский
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. При этом замечу, что К.Д. Ушинский предпочитал название “основательное чтение”, а А.В. Луначарский – “учебное чтение” для определения значимости данного предмета [4].
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития” (Л.А. Музыка) [3].
Как важно, чтобы читательский “круг” не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. “Творческим чтением движет любознательность” (Л.А. Музыка) [3].
Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?
“Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным” (Л.А. Музыка) [3].
Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название “проба пера”.
Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.
После того, как дети самостоятельно попробовали свои силы в литературном творчестве, они сделали вывод, что нужно “осознавать за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней” (Л.А. Музыка) [3]. Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали подбирать биографическую информацию, сравнивать “условия творчества” разных авторов. Очень отрадно, что многие родители включились в эту деятельность, поддерживая интересы своих детей. Например, силами родителей собран и распечатан сборник детских сочинений-рассказов “Мой домашний любимец”, а нашими первыми читателями стали ученики нашей школы.
На сегодняшний день 95% моих учеников посещают школьную и городскую библиотеки, умело ведут поиск необходимой информации в международной сети Интернет, находят разнообразную дополнительную информацию к другим предметам: биографии художников, композиторов, развивающий и энциклопедический материал к предмету окружающий мир, “слово о словах” на уроки русского языка, информацию о народных промыслах к урокам технологии.
Мои ученики стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения, так как “основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь” (И.И. Гриценко) [1].
Очень любят ребята такой вид деятельности на уроке как “5 минут речевого этикета”, где обязательным составляющим компонентом является анализ и решение коммуникативных и ситуативных задач, обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета, обучение развертыванию сложившихся речевых формул, их правильному употреблению через ролевую игру [5].
Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках.
Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий (“Много снега – много хлеба”, “От грома и в воде не уйдешь”), другие – с целью объяснить их смысл (“При солнышке тепло, при матери – добро”), в третьих – надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность (“В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина”). По тематике пословиц и поговорок в своей рабочей тетради ребята с удовольствием делают зарисовки-иллюстрации [2].
Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи, к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные “средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением говорящего” (А.И. Шпунтов) [1]. Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что “позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, выразительность” (А.И. Шпунтов) [1].
Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи через форму “живого спектакля”, где актеры – дети.
Большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения мне оказывают тексты и упражнения из “Сборника текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения” Т.И. Кондраниной, главной целью этих упражнений является развитие техники чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к учебе, логического мышления, любознательности, наблюдательности.
На этапе первичного обучения чтению и при отработке пошагового навыка чтения я использую пособие О. Узоровой и Е. Нефедовой “Быстрое обучение чтению”, в данном пособии содержатся задания по фонетическому, лексическому и структурному анализу, что позволяет использовать задания не только в 1 классе, но и во 2, 3, 4 классах, так как они помогают доступно объяснить детям основные грамматические понятия, правописание слов.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии [5].
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.
Используемая литература
- А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 1989 г.
- Сборник В. Даля в двух томах Пословицы и поговорки русского народа. М., 2003 г.
- Л.А. Музыка. Журнал “Начальная школа” №6, 2007 г., “Интерес к чтению: как его пробудить?”.
- В.А. Артемов. Очерк психологии речи. М., 1975 г.
- О.М. Казарцева. Культура речевого общения. М., 1999 г.