Цели:
- Изучение понятий: таблица (линейная , прямоугольная), размерность таблицы, правила обработки табличных элементов, правил индексации элементов таблиц;
- Формирование представлений о табличном способе организации данных и субъективного опыта, навыков обработки табличных данных, шифровки и дешифровки сообщений;
- Закрепление навыков работы по готовому алгоритму, составления алгоритмов, составления плана ответа, самостоятельной работы и работы в группе.
Задачи:
- учебная – формирование практических навыков обработки табличных данных;
- развивающая – способствовать развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, формированию и развитию коммуникативной, информационной и когнитивной компетенций;
- воспитательная – способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Оборудование и программное обеспечение:
- технологическая карта урока,
- тестовая оболочка,
- тест “Входная дифференциация”,
- презентация PowerPoint. (Приложение 3),
- карточки с терминами: “Строка”, “Столбец”, “Ячейка”, “Координата”, “Дневник”, “Журнал”, “Таблица”, “Индекс элемента”, “Размерность”, “Прямоугольная таблица”, “Линейная таблица”, “Главная диагональ”,
- круги трех цветов (красный, зеленый, желтый) .
План урока:
- Организационный момент.
- Входная дифференциация.
- Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежат три цвета кружков, которые помогут Вам выразить настроение. Обратите внимание, что обозначают цвета, выберите свой.
На доске образец:
Хорошее | Среднее | Плохое |
2. Входная дифференциация.
Для дальнейшей нашей работы необходимо определить, кто и в какой роли будет сегодня выступать, для этого я прошу Вас ответить на вопросы теста.
5 вопросов.
1. Файл – это…
- поименованная совокупность бит информации
- обозначение на компьютере
- рисунок, текст, таблица
2. Ячейка – это…
- элемент таблицы, имеющий свой адрес
- объект на экране
- полка в шкафу
3. Строка – это…
- способ расположения данных в одну линию
- набор символов
- способ оформления текста
4. MS-Excel, MS-Access – это…
- программы хранения и обработки данных
- программы обработки графических объектов
- программы обработки текстовых файлов
5. Модель – это…
- построенная из заданного объекта четко организованная структура данных : исходных, результатов, связей
- схема действий исполнителя по конкретному условию задачи
- график или рисунок, которые излагают условие задачи
По итогам теста разделить на группы:
1 группа – 0- 1 балл;
2 группа – 2- 3 балла;
3 группа – 4- 5 баллов (если нет, то те, кто поднял красные кружки).
Рассадить детей по группам.
3. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
Обратите внимание, на доске написаны слова: строка, столбец, ячейка, координата, дневник, журнал.
Как вы думаете, по какому общему признаку я их объединила? (какой общий признак их объединяет?) |
Ответ: таблица.
Сегодня мы с вами расширим круг термина “таблица”, посмотрим, каким образом ПК воспринимает, хранит данные, как такие данные обрабатываются в Интернет.
Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по бескрайним просторам морей “Информации” и “Информатики”. Поэтому мы поплывем на корабле, и вы как члены настоящего корабля будете работать каждый в своей роли, но в единой команде.
1 группа – Корабельная команда;
2 группа – Штурманы;
3 группа- Капитаны.
Тема нашего сегодняшнего путешествия:
Тема: Табличный способ организации данных. |
Рефлексия/ Ну, что вы хотите отправиться в путь? Тогда поехали…
Однако прежде чем отправиться давайте попробуем определить вопросы нашего урока.
Если тема урока “Табличный способ организации данных”, то какие вопросы вы бы поставили перед собой на сегодня? |
Подсказка на стр.3 технологической карты.
Запишите свои вопросы. Эти вопросы и будут целью нашего сегодняшнего урока.
Знакомство с технологической картой. Стр.4- алгоритм работы на уроке.
Знакомство с командами- стр.6,7,8.
Итак, в добрый путь!
Что бы вы взяли с собой в путешествие? (книгу) |
Давайте зайдем в магазин…
Слайд – Книги, продавец |
Есть книги? нужен продавец.
Проблема: Продавец совсем недавно приехал в Россию, только что получил гражданство и ничего, кроме цифр по-русски не понимает.
Как бы вы объяснили ему какую книгу вы хотите получить? (выстроить в линию-ряд и пронумеровать - индексировать) |
4. Объяснение нового материала.
Номер элемента таблицы называется- индексом этого элемента. На доску вывешивается новый термин – “Индекс элемента”.
Как бы вы объяснили ему какую книгу вы хотите получить если у вас имеется не один ряд книг? (Назвать каждую из таблиц- А,В..) |
Таблица, состоящая из одной строки называется линейной (вывесить новый термин- “Линейная таблица”) .Количество элементов в таблице называется размерностью данной таблицы(вывесить новый термин “Размерность”).
Итак, выбрали мы книгу.
Слайд – фрагмент “Пираты” (мотивация) 3 минуты |
Давайте взглянем на карту, которая пришла по Интернет.
Слайд – Карта |
Проблема: Конечную точку мы не знаем, лишь, когда выполним все задания, мы выполним и нашу миссию по спасению. Назовем корабль “Спасатель”
Джек смог оставить нам только одну подсказку: “Скала…”
Как вы думаете, что это значит?
(координата) Для того чтобы правильно плыть по карте от объекта к объекту, как вы думаете, что для этого необходимо знать? (правило) |
Слайд – Правило |
Для возврата- нажать “карта”.
Таблица, состоящая из нескольких строк одинаковой длины называется прямоугольной. (вывесить новый термин- “Прямоугольная таблица”)
Каковы координаты Скалы надписей? (3;1) |
Клик по Скале.
5. Закрепление.
Чтобы определить следующий пункт, точку на карте – куда нам необходимо следовать , необходимо выполнить задания. В технологической карте задание1. Выполняют по группам задание на соответствующих страницах.
Работа в группах.
1 группа – стр.9;
2 группа – стр. 10- 11;
3 группа- стр.12.
После выполнения группы 1 и 2 меняются для контроля выполнения заданий (ставят “+”, если выполнено верно)
Все анализируют задание группы 2 о главной диагонали.
Слайд – главная диагональ |
Элементы прямоугольной таблицы, имеющие одинаковые оба индекса, являются элементами главной диагонали.( вывесить новый термин- “Главная диагональ”)
Для возврата- нажать “карта”.
Результат группы 1- следующая координата (4;4). Клик по острову Барбадос.
Слайд – Остров Барбадос |
Результат группы 3- следующая координата “Остров Сокровищ”
Штурманы (группа 2) называют его координату- (2;5).
Чтобы проверить, что находится на этом острове, в шлюпку садятся 1 и 2 группа. На корабле остаются – группа 3.
Внимание! (читать задание №2 для групп 1 и 2- стр. 13,14).
Группе капитанов пришла SMS-ка. Читают и выполняют задание 2- стр. 15. Выполняют.
Клик по последней координате (1;4).
Слайд – пункт назначения |
Ура! Вся команда в сборе. Вы спасли Джека и его друзей.
6. Итог урока.
Мы ответили на вопросы сегодняшнего
урока? Что узнали? ( по терминам провести опрос) |
Важность темы.
- Вы имеете представление о том, как на программном уровне обрабатываются данные и самый удобный массив данных – таблица.
- Новый способ представления информации- дискретный (цифровой) в форме таблиц.
- Информационная картина мира – огромная база данных информации – таблица. Поиск и обработка по изученным сегодня правилам.
- В дальнейшем потребуется для изучения в теории матриц.
Рефлексия. Вы согласны со мной все новые термины можно включить в первую схему?
Слайд – благодарность |
Обратите внимание. Ведь Джек Воробей- пират. А вы, несмотря на это, оказали ему помощь. Это говорит о вашем милосердии, широте души. И согласитесь, это порой намного важнее в жизни всего остального. Я рада узнать вас с другой стороны, как о людях заботливых, стремящихся прийти на помощь…
Анализ эмоционального состояния – оценить еще раз по поднятым кружкам.
7. Дополнительно. (5 мин)
Задание №3 по группам. Получают ключи, и сами оценивают свою работу.
Внимание! Аудио-видео сопровождение урока, можно получить у автора.