Разработка по информатике "Табличный способ организации данных"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели:

  1. Изучение понятий: таблица (линейная , прямоугольная), размерность таблицы, правила обработки табличных элементов, правил индексации элементов таблиц;
  2. Формирование представлений о табличном способе организации данных и субъективного опыта, навыков обработки табличных данных, шифровки и дешифровки сообщений;
  3. Закрепление навыков работы по готовому алгоритму, составления алгоритмов, составления плана ответа, самостоятельной работы и работы в группе.

Задачи:

  • учебная – формирование практических навыков обработки табличных данных;
  • развивающая – способствовать развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, формированию и развитию коммуникативной, информационной и когнитивной компетенций;
  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение:

  • технологическая карта урока,
  • тестовая оболочка,
  • тест “Входная дифференциация”,
  • презентация PowerPoint. (Приложение 3),
  • карточки с терминами: “Строка”, “Столбец”, “Ячейка”, “Координата”, “Дневник”, “Журнал”, “Таблица”, “Индекс элемента”, “Размерность”, “Прямоугольная таблица”, “Линейная таблица”, “Главная диагональ”,
  • круги трех цветов (красный, зеленый, желтый) .

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Входная дифференциация.
  3. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежат три цвета кружков, которые помогут Вам выразить настроение. Обратите внимание, что обозначают цвета, выберите свой.

На доске образец:

Хорошее Среднее Плохое

2. Входная дифференциация.

Для дальнейшей нашей работы необходимо определить, кто и в какой роли будет сегодня выступать, для этого я прошу Вас ответить на вопросы теста.

5 вопросов.

1. Файл – это…

  1. поименованная совокупность бит информации
  2. обозначение на компьютере
  3. рисунок, текст, таблица

2. Ячейка – это…

  1. элемент таблицы, имеющий свой адрес
  2. объект на экране
  3. полка в шкафу

3. Строка – это…

  1. способ расположения данных в одну линию
  2. набор символов
  3. способ оформления текста

4. MS-Excel, MS-Access – это…

  1. программы хранения и обработки данных
  2. программы обработки графических объектов
  3. программы обработки текстовых файлов

5. Модель – это…

  1. построенная из заданного объекта четко организованная структура данных : исходных, результатов, связей
  2. схема действий исполнителя по конкретному условию задачи
  3. график или рисунок, которые излагают условие задачи

По итогам теста разделить на группы:

1 группа – 0- 1 балл;

2 группа – 2- 3 балла;

3 группа – 4- 5 баллов (если нет, то те, кто поднял красные кружки).

Рассадить детей по группам.

3. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Обратите внимание, на доске написаны слова: строка, столбец, ячейка, координата, дневник, журнал.

Как вы думаете, по какому общему признаку я их объединила? (какой общий признак их объединяет?)

Ответ: таблица.

Сегодня мы с вами расширим круг термина “таблица”, посмотрим, каким образом ПК воспринимает, хранит данные, как такие данные обрабатываются в Интернет.

Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по бескрайним просторам морей “Информации” и “Информатики”. Поэтому мы поплывем на корабле, и вы как члены настоящего корабля будете работать каждый в своей роли, но в единой команде.

1 группа – Корабельная команда;

2 группа – Штурманы;

3 группа- Капитаны.

Тема нашего сегодняшнего путешествия:

Тема: Табличный способ организации данных.

Рефлексия/ Ну, что вы хотите отправиться в путь? Тогда поехали…

Однако прежде чем отправиться давайте попробуем определить вопросы нашего урока.

Если тема урока “Табличный способ организации данных”, то какие вопросы вы бы поставили перед собой на сегодня?

Подсказка на стр.3 технологической карты.

Запишите свои вопросы. Эти вопросы и будут целью нашего сегодняшнего урока.

Знакомство с технологической картой. Стр.4- алгоритм работы на уроке.

Знакомство с командами- стр.6,7,8.

Итак, в добрый путь!

Что бы вы взяли с собой в путешествие? (книгу)

Давайте зайдем в магазин…

Слайд – Книги, продавец

Есть книги? нужен продавец.

Проблема: Продавец совсем недавно приехал в Россию, только что получил гражданство и ничего, кроме цифр по-русски не понимает.

Как бы вы объяснили ему какую книгу вы хотите получить? (выстроить в линию-ряд и пронумеровать - индексировать)

4. Объяснение нового материала.

Номер элемента таблицы называется- индексом этого элемента. На доску вывешивается новый термин – “Индекс элемента”.

Как бы вы объяснили ему какую книгу вы хотите получить если у вас имеется не один ряд книг? (Назвать каждую из таблиц- А,В..)

Таблица, состоящая из одной строки называется линейной (вывесить новый термин- “Линейная таблица”) .Количество элементов в таблице называется размерностью данной таблицы(вывесить новый термин “Размерность”).

Итак, выбрали мы книгу.

Слайд – фрагмент “Пираты” (мотивация) 3 минуты

Давайте взглянем на карту, которая пришла по Интернет.

Слайд – Карта

Проблема: Конечную точку мы не знаем, лишь, когда выполним все задания, мы выполним и нашу миссию по спасению. Назовем корабль “Спасатель”

Джек смог оставить нам только одну подсказку: “Скала…”

Как вы думаете, что это значит? (координата)

Для того чтобы правильно плыть по карте от объекта к объекту, как вы думаете, что для этого необходимо знать? (правило)

Слайд – Правило

Для возврата- нажать “карта”.

Таблица, состоящая из нескольких строк одинаковой длины называется прямоугольной. (вывесить новый термин- “Прямоугольная таблица”)

Каковы координаты Скалы надписей? (3;1)

Клик по Скале.

5. Закрепление.

Чтобы определить следующий пункт, точку на карте – куда нам необходимо следовать , необходимо выполнить задания. В технологической карте задание1. Выполняют по группам задание на соответствующих страницах.

Работа в группах.

1 группа – стр.9;

2 группа – стр. 10- 11;

3 группа- стр.12.

После выполнения группы 1 и 2 меняются для контроля выполнения заданий (ставят “+”, если выполнено верно)

Все анализируют задание группы 2 о главной диагонали.

Слайд – главная диагональ

Элементы прямоугольной таблицы, имеющие одинаковые оба индекса, являются элементами главной диагонали.( вывесить новый термин- “Главная диагональ”)

Для возврата- нажать “карта”.

Результат группы 1- следующая координата (4;4). Клик по острову Барбадос.

Слайд – Остров Барбадос

Результат группы 3- следующая координата “Остров Сокровищ”

Штурманы (группа 2) называют его координату- (2;5).

Чтобы проверить, что находится на этом острове, в шлюпку садятся 1 и 2 группа. На корабле остаются – группа 3.

Внимание! (читать задание №2 для групп 1 и 2- стр. 13,14).

Группе капитанов пришла SMS-ка. Читают и выполняют задание 2- стр. 15. Выполняют.

Клик по последней координате (1;4).

Слайд – пункт назначения

Ура! Вся команда в сборе. Вы спасли Джека и его друзей.

6. Итог урока.

Мы ответили на вопросы сегодняшнего урока?

Что узнали? ( по терминам провести опрос)

Важность темы.

  1. Вы имеете представление о том, как на программном уровне обрабатываются данные и самый удобный массив данных – таблица.
  2. Новый способ представления информации- дискретный (цифровой) в форме таблиц.
  3. Информационная картина мира – огромная база данных информации – таблица. Поиск и обработка по изученным сегодня правилам.
  4. В дальнейшем потребуется для изучения в теории матриц.

Рефлексия. Вы согласны со мной все новые термины можно включить в первую схему?

Слайд – благодарность

Обратите внимание. Ведь Джек Воробей- пират. А вы, несмотря на это, оказали ему помощь. Это говорит о вашем милосердии, широте души. И согласитесь, это порой намного важнее в жизни всего остального. Я рада узнать вас с другой стороны, как о людях заботливых, стремящихся прийти на помощь…

Анализ эмоционального состояния – оценить еще раз по поднятым кружкам.

7. Дополнительно. (5 мин)

Задание №3 по группам. Получают ключи, и сами оценивают свою работу.

Презентация

Приложение (архив)

Внимание! Аудио-видео сопровождение урока, можно получить у автора.