1. Организационный момент.
Мне очень приятно вас видеть. Поприветствуйте гостей.
У. – Ребята, вам понравилось быть экологами?
(Ответы детей)
У. – Тогда сегодня вы тоже будете экологами.
Какими профессиональными качествами должен обладать эколог?
Д. (Знать естественные науки :биологию, физику, химию, охрана окружающей среды, исследовательская деятельность, разработка путей выхода из возникшей экологической проблемы, связи между живыми существами и окружающей средой, любознательность, наблюдательность, аккуратность, проявление интереса к живым организмам)
У. – Я надеюсь, что многие эти качества вы примените на уроке.
2. Всупительное слово.
Природа нам постоянно дарит радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день изучает что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно! В ней множество загадок только отгадывай.
– Ребята, прочитайте слова на доске:
- единство, живая природа, сообщество, живые организмы, разные профессии, способно, совместные усилия, поддержка, круговорот веществ
У. – Для какого определения они являются опорными.
(Ответы детей).
У. – Вспомните, что такое экосистема, по опорным словам дайте определение.
( Ответы детей).
У. – Назовите основные части экосистемы.
– С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке?
(Ответы детей).
У. – Какие бывают озёра?
(Ответы детей).
У. – Какое озеро может превратиться в болото?
(Ответы детей).
У. – Как вы считаете, какова сегодня тема нашего урока?
(Ответы детей).
У. – Проверим ваши предположения, откройте учебник на стр. 48.и прочитайте тему нашего урока.
У. – Может кто-то из вас попытается объяснить, как бессточное озеро превращается в болото?
(Ответы детей).
У. – Посмотрите на рисунки. На них показан процесс образования болота. Смотрим на первый рисунок, что мы видим над водой озера?
– А под водой?
(Ответы детей).
Сравните второй рисунок с первым, какие вы заметили различия?
(Ответы детей).
У. – Теперь сравниваем третий рисунок со вторым, что вы можете сказать?
(Ответы детей).
У. – Ручьи и реки впадающие в озёра несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дне и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с илом и остаются на дне.
Разрастаются и растения: они покрывают не только дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковёр – сплавнину. Сплавнина постепенно смыкается захватывая всё озеро. Дно заполняется илом, и остатками растений, становится всё выше. (Приложение1)
А сейчас наши юные экологи поделятся с вами сообщениями о обитателях болот. (Чтение сообщений, попутно показываются слайды)
У. – Представителей каких профессий вы сейчас увидели?
(Ответы детей)
У. – Вы внимательно слушали сообщения, молодцы!
3. Работа с карточкой. <Рисунок 1>
У. – Найдите и подпишите представителей болотного сообщества. Любознательность и внимательность эколога обязательно примените в своей работе.
Проверка
– Кто здесь лишний и почему?
(Ответы детей).
У. – Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть.
4. Физминутка. На болоте две лягушки ,две весёлые подружки- утром рано умывались полотенцем вытирались, .ручками хлопали, ножками топали.
У. – А к какой “профессии” относятся лягушки?
(Ответы детей).
У. – Как вы думаете, болота приносят пользу человеку?
(Ответы детей).
5. Самостоятельная работа с учебником.
У. – Какую ещё пользу, приносят болота, вы узнаете прочитав текст учебника на стр. 50. начиная с третьего абзаца.
– Кто готов ответить?
Что такое торф и как он образуется?
(Ответы детей).
У. – Для чего нужен торф?
(Ответы детей).
У. – Кто был на болоте, что вы там видели?
(Ответы детей).
У. – Как вы думаете, круговорот веществ в болоте замкнут полностью?
(Ответы детей).
(Приложение 1, слайд № 8)
6. Заполнение таблицы. <Рисунок 2>
У. – Итак, с какой экосистемой мы познакомились сегодня на уроке?
(Ответы детей).
У. – Назовите основных производителей болота.
(Ответы детей).
У. – Назовите основных потребителей болота.
(Ответы детей).
У. – Кого впишите в колонку разрушителей болота?
(Ответы детей).
7. Итог урока.
У. – Скажите, что интересного вы узнали о круговороте веществ в экосистеме болота?
(Ответы детей).
У. – Экологи часто прогнозируют экологическое состояние разных мест на планете. Предположите и вы, что произойдёт если исчезнет какая-то часть экосистемы, н-р производители?
(Ответы детей).
У. – Какой напрашивается вывод?
(Ответы детей).
У. – Какова роль человека?
(Ответы детей).
Заключительное слово учителя.
Экологией сейчас занимаются многие учёные во всём мире. Часто звучат по радио и телевидению эти слова: экология, экосистема. Это свидетельствует о том, что наш дом оказался в опасности. Что бы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда всё общество будет жить в согласии с природой.
В заключении нашего урока, хочу сказать такие слова, М. Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”
Оцените себя. (Дети ставят себе отметки)
8. Домашнее задание.
(Стр.50 ответить на вопросы).