Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия


Тема: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с химическими элементами периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, особенностями их обозначения и названия, произношением, историей открытия и получения.
  2. Закрепить интерес к данной теме и предмету через информационные технологии, придать знаниям учащихся научный характер.
  3. Воспитывать патриотизм.
  4. Совершенствовать умение учащихся работать с компьютером.

Методы урока: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, медиа- проектор, презентация по теме: “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, разные варианты классификаций.

Ход урока:

1. Постановка цели урока.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Периодическая система химических элементов была создана Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. Многие ученые всего мира пытались систематизировать накопившиеся сведения по данному вопросу. Одни делили химические элементы на металлы и неметаллы, другие располагали их в триады, третьи по спирали, но именно наш великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев смог найти верное решение и расположил их в ряды. За основу он взял величину, наиболее изученную в то время, относительную атомную массу.

Он настолько увлекся решением этой проблемы, что правильное расположение элементов ему … приснилось во сне.

Как это произошло - нам расскажут учащиеся (сообщения).

Случилось в Петербурге это.
Профессор университета писал учебник для студентов…
Задумался невольно он: “ Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье: “А можно ли закон найти? ”
Мир состоит из Элементов. ( В то время знали шестьдесят.)
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он: “Тут должен, должен быть закон”
Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье,
И вера в то, что он найдёт! Он так работал целый год.
Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 год.
Но вот дела отложены, расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю учёный собирается.
Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!”
А барин одевается и к двери направляется.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся … и вдруг!!!
Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу
И строчит карандашом. Наконец – то! Он нашел!
Он на чём попало пишет. Ничего вокруг не слышит.
Наконец – то понят он, в чём разгадка, в чём закон!
В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье.
И озарения момент порой – важнейший Элемент!
Из кабинета не выходит: “Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон…
То кружились, то мелькали, то водили хоровод, то взрывались,
То пылали, то шипели, то сверкали, то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства, недалёко до беды. Вдруг команда:
- Стройся, войско! Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье: все боятся окисленья.
- Поглядите! – злится Литий.- Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в это ряд! Пусть другие здесь горят!-
И Бериллий мрачно мыслит: - Кислород всех нас окислит!
И, простите за повтор: как несносен этот Фтор!- Бор
кивает головой, но не рвется сразу в бой!
И Азот не лезет в спор. Но зато взорвался Фтор:
- Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперёд!
- Стойте! – крикнул Углерод.- Я и уголь, и алмаз.
И за них я и за вас! Я сражаться не горю, я вас лучше помирю!
Встану я посередине! Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор!
По порядку, по закону элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонну все похожие стоят!
Кремний встал под Углеродом. Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор - замечательный подбор!
Ряд пристраивается к ряду. А – рядов – то десять кряду.
Металлы под металлами, едкие под едкими, ковкие под ковкими
Идут своими клетками. По порядку все стоит -
Вот Природы Алфавит!
Кому – то сон весёлый снится, кому-то страшный снится сон.

А Менделееву – Таблица приснилась. Он открыл Закон, а так же правило простое: “Ученый должен отдыхать, но и во сне не знать покоя, тогда открытие любое вовек не сможет он проспать”. [2]

(Использование компьютерной программы “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”)

- Теперь щелкните левой клавише мышки и откройте созданную Д.И. Менделеевым периодическую систему. Здесь мы видим её короткую форму. Посмотрите, отдельно выделены две группы элементов, названные лантаноиды и актиноиды.

А почему, как вы думаете?

- Свойства лантаноидов и актиноидов похожи на свойства элементов актиния и лантана, поэтому ставят в периодическую систему только эти два элемента, а остальные выделяют в отдельные ряды.

- А сейчас давайте познакомимся с наиболее важными и известными химическими элементами нашей универсальной классификации, которая до сих пор остается верной и правильной, не смотря на то, что прошло уже больше 100 лет. Поэтому мы вправе гордиться тем, что именно наш соотечественник создал такое гениальное творение, не стареющее веками.

- Теперь обратите внимание на вопрос, который сейчас будет задан.

1. Угадайте, о каком элементе идет речь?

В космическом пространстве я
Скитальцем вечным странствую,
Вселенная исследована мной.
Я знал вулканы грозные
И все скопленья звездные,
А недра Солнца мне дом родной.
Там превращаюсь в гелий я,
И нужен в этом деле я,
Чтоб Солнце всем дарило яркий свет
Моря и реки быстрые,
Туманы, росы чистые
Содержат все меня как элемент. [4]

- Да - это действительно водород.

Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается аш.

- Почему назван элемент водород?

- Действительно, его называют так потому, что рождает или образует воду. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме: знак химического элемента, его русское и латинское название, произношение, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 1]

2. Отгадайте, о каком элементе говорится в стихотворении?

Достоин газ этот удивленья
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных мощных печах
Берёт его лётчик в небесные дали
Подводник с собою берёт,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот – … кислород. [4]

- Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается о. Этот важный элемент входит в состав кислот.

- Скажите, пожалуйста, какие два важных процесса связаны с кислородом?

- Да, он поддерживает горение и дыхание. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме:

знак химического элемента, его русское и латинское название, кому принадлежит первенство открытия. [Схема 2]

3. Следующий элемент не поддерживает жизнь или важнейшую функцию живых существ – дыхание.

Этот элемент носит название – азот.

- Откройте, пожалуйста, данный элемент, щелкнув клавишей мышки по названию. Прочитайте внимательно русское и латинское название. Знак

химического элемента образован от первой буквы латинского названия и читается эн. Познакомьтесь с историей открытия элемента и особенностями его получения. В тетради оформите опорный конспект по схеме.

4. Теперь мы будем рассматривать сразу вместе несколько элементов, и первая группа – это химические элементы названные за их окраску.

- Найдите, пожалуйста, в 7 вертикальной группе элемент – хлор.
Его название произошло от греческого “хлорос” - желто – зелёный.
Активный очень газ, вы встречались с ним не раз.
Натрий, калий, водород – реагируют с ним умело
Галогеном он зовётся, растворяется в воде,
Обесцвечивает ткани, первый газ из всех ОВ.
- Здесь же в этой вертикальной группе находится элемент – иод.
Его название произошло от греческого “иоэйдес” - фиолетовый.
Найдите этот элемент, пожалуйста.
- В 6 группе под номером 16 находится элемент названный серой, известный с глубокой древности.
Его название в переводе с латинского “сира” - светло – жёлтый.
Нашли все этот элемент?

- В 1 группе находится элемент известный с давних времен, используемый для изготовления украшений, в радиоэлектронике и других областях. Этот элемент серебро. Его название произошло от греческого слова “аргирос” - светлый, белый.

Найдите этот элемент.

- Во 2 группе расположен химический элемент цинк, в переводе с латинского обозначает “цинкум” - белый налёт. Найдите его. [3]

- Сейчас откройте 2 или 3 элемента, наиболее заинтересовавших Вас и более подробно познакомьтесь с ними. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи.

5. Давайте вместе с вами в периодической системе найдем и назовём элементы, которые получили своё имя в честь ученых.

- Это резерфордий, энштейний, менделевий, фермий, нобелий, кюрий,

берклий, курчатовий и другие.

Откройте 2 или 3 элемента, наиболее интересных Вам и более подробно познакомьтесь с ними. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи.

6. Давайте найдём в периодической системе элементы, которые названы в честь страны, части света, материка, города.

- Это такие элементы как германий (назван в честь Германии), рутений (назван в честь России), франций (назван в честь Франции), полоний (назван в честь страны Польши), калифорний (назван в честь Калифорнии), индий (назван в честь страны Индии), галлий (название происходит от древнего названия Франции), скандий (от названия Скандинавии), европий (назван в честь части света Европы), америций (назван в честь материка Америка), дубний (назван в честьроссийского города Дубны, где открыт один из радиоактивных элементов), рений (провинция в Германии), гольмий (от латинского названия города Стокгольма). [1]

- Откройте 2 или 3 элемента, заинтересовавшие Вас и более подробно познакомьтесь с ними. Сделайте в тетради необходимые записи.

7. А теперь найдите элементы, получившие своё название от планет.

- Молодцы! Действительно это теллур (от латинского названия Земли), селен (от гречес-

кого названия Луны) уран, нептуний, плутоний.

- Откройте два из них для более подробного ознакомления. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи.

8. Сейчас мы поговорим о металлах века.

- Скажите, что это за элементы?

- Да есть названия золотой век, серебряный век, железный век и металл будущего - это алюминий.

Великий русский поэт Сергей Есенин написал:

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальную
Видеть бедную, нищую Русь.

- Найдите в периодической системе элементы железо, золото, серебро.

- Сейчас нас окружают изделия из более лёгкого с антикоррозионными свойствами металла – алюминия.

Я в своей квартире живу, известный в мире
Как проводник прекрасный пластичен, серебрист.
Ещё по части сплавов завоевал я славу
И в этом деле я специалист.
Вот мчусь я, словно ветер, в космической ракете.
Спускаюсь в бездну моря, там знают все меня.
По внешности я видный, хоть пленкою оксидной
Покрыт, она мне – прочная броня.
Я мягкий, легкий, ковкий, сверкаю в упаковке.
Обёрнуты конфеты блестящею фольгой
Для плиток шоколада меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой. [4]

- Откройте один из названных металлов для более подробного ознакомления. Не забудьте сделать в тетради необходимые записи.

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну химических элементов, созданную нашим великим ученым химиком Д.И. Менделеевым. А закончить мне хотелось бы стихотворением поэта С. Щипачёва

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой
Вокруг тебя творится мир живой
Входя в него, вдыхай, руками трогай
Есть просто газ – мельчайший водород
Есть просто - кислород, а вместе это
Июльский дождь от всех своих щедрот
Сентябрьские туманы на рассвете
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно – бурые растворы брома.
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной
Тут оптикой едва ль поможешь глазу
Тут мысль пытливая всего верней
Пылинку и увидишь то не сразу
Глубины мирозданья скрыты в ней.

2. Контроль усвоения знаний

- В заключение ответьте на несколько вопросов, которые вы найдете в папке “Мои документы ” документ называется “Контрольный тест ”

“Контрольный тест ”

1. Почему мы гордимся Д.И. Менделеевым? (Он создал универсальную классификацию химических элементов в 1869г)

  1. Назовите элементы, образующие наиболее распространённое вещество на Земле. (водород, кислород)
  1. Какие элементы названы в честь наших ученых. (Менделевий, Курчатовий)
  2. Какой элемент названы в честь нашей страны. (Рутений)
  3. Какой элемент названы в честь нашей планеты. ( Теллур)

3. Домашнее задание.

Сообщение о химическом элементе, его значении в жизни человека.

4 . Итог урока.

Что нового вы сегодня на уроке узнали? С чем познакомились?

Понравилось ли изучение нового материала с помощью компьютера?

Литература

  1. П.И. Воскресенский “Справочник по химии”, Москва, Просвещение, 1978г.
  2. Е. Ефимовский “Ракета и травинка”, Москва, Детская литература, 1989г.
  3. Популярная библиотека химических элементов, Москва, Наука, 1983г.
  4. Химия в школе № 3 1991г с.36, др.

Презентация