Цели и задачи:
- изучение учащимися истории символов Российского государства как атрибутов государственной власти и суверенитета, их сущности и значения;
- изучение символов своей области и района;
- воспитание патриотических и гражданских качеств у школьников.
Материалы к занятию:
- изображения государственных флагов России, Франции, Нидерландов; гербов России, Германии, США, герба города Волгограда, Камышинского района;
- запись музыки гимна РФ, СССР, “Интернационала”;
- рабочий лист “Гражданин – это…”;
- игровое табло для подсчета очков;
- цветные значки для команд (белый, синий, красный), значки “Знатоку геральдики”.
Подготовка:
- Создать три группы “архивариусов” (находят материал об истории государственных символов, приносят аудиозапись гимна РФ, готовят изображения флагов и гербов).
- Три команды участников (“белые”, “синие” и “красные”) изучают материал о государственной символике и изготавливают цветные значки для своей команды).
Ход занятия:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан… Н.А.Некрасов.
Ведущий: Как вы понимаете слова Некрасова, взятые в качестве эпиграфа к нашему занятию?
Какие значения слова “гражданин” вам известны?
Все ли жители страны являются её гражданами?
Заполните рабочие листы “Гражданин – это…”
Гражданин – человек, который любит Дата Подписи членов команды |
Ведущий: Зачитайте свои ответы.
Вывод: гражданин – это человек, который любит свою Родину, переживает её беды, как свои собственные, действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.
Кого из выдающихся людей страны можно назвать гражданином? Почему?
Игра “Символы государства Российского”
1 этап: “Геральдический”
Ведущий: Геральдика (от средневекового лат. heraldus – глашатай), - гербоведение. Со второй половины XIX века – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в XIII - первой половине XIX века, - составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.
Подойдите ко мне по одному участнику от каждой команды. Определите, какой из трех гербов, изображающих орла, является российским (можно использовать гербы США, Германии и др.) При выборе ответа можно посоветоваться с командой. За правильный ответ участник получает 5 очков. (Очки вносятся в игровое табло.)
Архивариус 1: Слово “герб” произошло от немецкого “эрбе”, что значит “наследство”. Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца.
В 1785 году составлен первый русский “Гербовник”. “Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи” стал выходить с 1797 года и включал только утвержденные императором гербы. С 1857 года при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне.
Полный герб состоит из щита и изображения вокруг него. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а изображения вокруг него может и не быть. Щит может иметь различную форму. На щите выполняются изображения с помощью металлов. Из металлов употребляются золото и серебро.
Предшественником герба с двуглавым орлом можно назвать изображение льва, пожирающего змею, на печати великого князя московского Василия II Темного, которую он передал – впервые в истории Руси! – сыну, Ивану III Васильевичу.
В 1472 году в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, в русской геральдике появился двуглавый орел, который лег в основу герба России. Первоначально его изображение известно нам по двусторонней красновосковой печати, привешенной к жалованной грамоте 1497 года, которая сохранилась до наших дней. На лицевой стороне печати изображался вооруженный всадник, пронзающий копьем змия – традиционный символ Москвы, объединительницы русских земель. Всадник, во-первых, символизировал рыцаря, который всегда должен сражаться на коне, во-вторых - ассоциировался с правителем Руси. На обороте был двуглавый орел с опущенными распластанными крыльями и с короной на каждой голове. Головы орла смотрят в разные стороны – в знак того, что огромная Россия обращена и к западу, и к востоку.
Впоследствии в герб Ивана III вносились изменения, так в 1625 году, при Михаиле Федоровиче Романове, у орла появляется третья корона, между двумя уже существовавшими. Три короны сохранились на гербе вплоть до распада Российской империи в 1917 году. С XVII века орел держал в когтях скипетр и державу – регалии царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где существует эта власть. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, орел высоко поднял крылья.
Последнее изменение государственный герб претерпел в 1883 году: “Российский государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья такая же, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена святого апостола Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотой скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червленом… с золотыми краями щите святый Великомученик и Победоносец Георгий… на… коне, поражающий… дракона золотым… копьем”.
В марте1917 года, после отречения Николая II , а затем и его брата Михаила от престола, началась работа по созданию нового герба. С орла снимаются царские регалии, он опускает крылья. Но вот пришла Великая Октябрьская социалистическая революция. Пришел и совсем новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара.
В декабре 2000 года был принят Федеральный закон “О государственном гербе Российской Федерации”. На нашем гербе снова появился двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над головами означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий копьем дракона, - эмблема не только и не столько столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа защищать свою свободу и независимость.
Вопросы группам:
1. Назовите первоначальное значение слова “герб”. (Наследство.)
2. Изображение какого животного было предшественником двуглавого орла? (Лев, пожирающий змею.)
3. Когда двуглавый орел стал использоваться в государственной символике? (В 1497 г., печать Ивана III.)
4. Что держал в своих лапах двуглавый орел до 1917 года? (Скипетр и державу как символ государственной власти.)
5. В каком году на гербе Российской Федерации появился двуглавый орел?
(В 2000.)
6. Что держит двуглавый орел, изображенный на современных российских монетах? (Ничего.)
7. Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. А что означают в гербе:
- короны над его головами? (Суверенитет всех субъектов Федерации, символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.)
- скипетр и держава? (Сильную власть и защиту государства.)
- всадник, поражающий копьем дракона? (Победу добра над злом.)
За каждый правильный ответ команда получает 3 очка.
Ведущий: Вам, конечно, известно, что разработкой гербов занимаются специальные геральдические советы. Ими выработана целая система строгих правил. Каждое изображение, представленное на гербе, несет символическое значение. Перед вами гербы городов Волгограда, Камышина и герб Камышинского района. Попробуйте растолковать смысл этих гербов.
герб Камышинского района |
герб г. Камышина |
герб г. Волгограда |
Обоснование символики гербов: Камышинского муниципального района, г. Камышина, г. Волгограда.
Герб Камышинского района. Основная специализация Камышинского муниципального района – сельскохозяйственное производство, в том числе выращивание овощей, картофеля, зерна, но наибольшую известность району принесло выращивание бахчевых культур, среди которых главное место принадлежит арбузу. Вот почему в гербе района представлена эта бахчевая культура. В геральдике арбуз (как и гранат), из-за большого количества семян, находящихся внутри его – символ плодородия. Богатый урожай нужно не только вырастить, но и уберечь и сохранить. Орёл, сидящий на арбузе, символизирует бдительность и сохранность урожая. Символика орла многозначна:
-он является древним символом силы, могущества и победы;
- он олицетворяет духовное начало в человеке, которое в состоянии подняться к Небесам подобно тому, как орёл взмывает к Солнцу;
- в христианстве орёл является проводником между Богом и людьми.
Орёл символически представляет на гербе всю богатую фауну района.
Лазурная оконечность символизирует великую русскую реку Волгу, на правобережье которой расположен Камышинский район. Лазурь – символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Красный цвет – символ мужества, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника.
Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.
Из решения Камышинской районной Думы
От 28.02.2007г. №21/1788 "О гербе Камышинского
муниципального района".
Герб Камышина. В верхней части изображен герб Саратовский, т.к. раньше город входил в состав Саратовской губернии. В нижней – трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город и получил своё название.
Утвержден 23.08.1781 г.
Герб Волгограда (ранее Царицына). Щит разделён на две части: в верхней – герб Саратовский. В нижней, в червлёном поле, две серебряные, крестообразно расположенные стерляди, означающие производящийся в этом крае лов стерлядей. Щит украшен золотою городскою короною.
Утверждён 29.10.1857 г.
2 этап: “Все флаги в гости к нам”
Ведущий: Подойдите ко мне по одному участнику от каждой команды. Определите, какой из предложенных флагов российский. (Флаги Франции, России и Нидерландов имеют схожие цвета, но разное расположение.)
За правильный ответ участник получает 5 очков.
Архивариус 2: Слово “флаг” греческого происхождения, его предок - слово “флего”, имело значение “сжигать, озарять, гореть”. На Руси предшественником флага были княжеские стяги (древнерусское слово, обозначающее жердь, палку), которые имели вид шеста, с пучком травы или конской гривы вверху, со временем трава и грива заменились материей ярких цветов. Постепенно размеры полотнища увеличивались, а с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста и святых. Так, войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под “черным” (багряно-красным) стягом, на котором был изображен Спас Нерукотворный. В качестве государственных стягов, изготавливавшихся в единственном экземпляре, государи Руси использовали разные знамена, то есть единого знамени, которое правители передавали бы по наследству друг другу, не существовало. Так, известны “червчатое” (красное) знамя “Всемилостивого Спаса” и лазоревый стяг Ивана Грозного, красный и зеленый стяги Алексея Михайловича.
Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами, и корабли должны были ходить под флагом своего государства. Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. Почему? По русским обиходным понятиям XVII - XIX веков красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными.
Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес серьезное новшество – определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый); или (сверху - вниз) Вера, Надежда, Любовь.
В начале Северной войны (1700-1721) Петр I вводит флаг для флота - знаменитый Андреевский флаг.
Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Лишь в 1896 году, накануне коронации Николая II, официальным флагом Российской империи становится “бесик” (бело-сине-красный флаг).
В апреле 1918 года был учрежден красный флаг, который просуществовал как символ Советского Союза вплоть до1991 года. Под красным знаменем наш народ отстоял страну от фашизма.
8 апреля 1991 года, ровно 73 года спустя, день в день, Правительственная комиссия Совета министров Российской Федерации одобрила возвращение трехцветного флага. И в дни августовского путча 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве вновь было поднято бело-сине-красное полотнище русского национального флага.
Вопросы группам:
1. Что такое флаг? (Прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.)
2. Под каким стягом сражался Дмитрий донской в Куликовской битве? (“Черный” (багряно-красный) стяг с ликом Спаса.)
3. Под каким стягом Иван Грозный завоевал Казанское ханство? (Малиновый стяг.)
4.Когда появилось первое упоминание о российском трехцветном флаге? (В 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра 1.)
5.В каком году был учрежден красный флаг? (В апреле 1918 года.)
6. Какой флаг был водружен над поверженным рейхстагом в 1945 году? (Красное знамя Победы.)
7. Самыми предпочтительными цветами русского народа были белый, синий и красный. Расскажите, что символизировали эти цвета на флаге.
8. Как трактуют триколор российского флага сегодня? (Белый – мир и чистота совести, синий – небо, верность и правда, красный – огонь и отвага.)
За каждый правильный ответ команда получает 3 очка.
3 этап: “Музыкальный”
Ведущий: (Вызываются три участника.) Прослушайте фрагменты мелодий “Интернационала”, “Гимна СССР” и “Гимна Российской Федерации” и определите, какая из трех мелодий является современным гимном нашей страны.
За правильный ответ участник получает 5 очков.
Архивариус 3: Высшим символом государства, наряду с гербом и флагом, является гимн (в переводе с греческого “гимн” - “торжественная песня”) – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Государственный гимн – единственный символ, который доступен почти любому человеку: его легко воспроизвести в любой момент. Кроме того, музыка остается самым эмоциональным и глубоко проникающим в душу человека видом искусства. Как ни удивительно, но государственного гимна Россия не имела в течение долгого времени: первый официальный гимн появился в России только в начале века! Некоторое время неофициальным гимном России служил марш побед (“Гром победы, раздавайся…”). Первый официальный Государственный гимн России под названием “Молитва русских” (“Боже, Царя храни!..”) появился в 1816 году при Александре I. Автором стихов был знаменитый русский поэт В.А. Жуковский, автор музыки неизвестен. С 1833 года официальным гимном Российской империи стал новый вариант “Боже, Царя храни!..”: слова были заново положены на музыку А.Ф.Львовым. С распадом Российской империи в марте 1917 года встал вопрос о национальной символике, в частности о гимне. В качестве временного гимна стали исполнять “Марсельезу”. “Интернационал” стал партийным гимном и официальным гимном страны. В новогоднюю ночь 1944года – после полуночного боя курантов Московского Кремля впервые по Всесоюзному радио прозвучал новый гимн СССР. Поэт С.В. Михалков написал слова, а А.В.Александров сложил для них музыку. После распада Советского Союза 25 декабря 1991 года в России в качестве Государственного гимна была утверждена “Патриотическая песня” М.И.Глинки. Поскольку слова к этому музыкальному произведению подобрать оказалось затруднительно, с 22 марта 2001 года в качестве Государственного гимна Российской Федерации была утверждена музыка А.В.Александрова (с некоторыми изменениями). Новые стихи сочинил С.В.Михалков.
Вопросы группам:
- Каково первоначальное значение слова “гимн”? (Торжественная песня.)
- когда появился первый официальный гимн России? (В XIX веке.)
- Назовите первый Государственный гимн Советского государства. (“Интернационал”.)
- Прочитайте первое четверостишие современного гимна России.
За каждый правильный ответ команда получает 3 очка.
Ведущий обращает внимание на то, что гимн принято слушать стоя, и спрашивает, почему установлен такой обычай. Выслушиваются ответы детей, и делается главный вывод – уважение к государственной символике есть уважение к своему государству и своей стране.
Подводятся итоги игры. Команда, набравшая большее количество очков, награждается значками “Знатоку геральдики”.
Тренинг
Ведущий: А сейчас внимательно посмотрите на своего соседа. Подумайте, какие гражданские качества у него более всего развиты. Обращаясь друг к другу по очереди, произнесите фразу: “Больше всего мне нравится в тебе…”. Закончите фразу, называя его основные гражданские качества. Не забудьте поблагодарить друг друга. (Время работы – 3 минуты.)
Рефлексия
- Как вы чувствовали себя на этом занятии? Каковы ваши впечатления?
- Что вы сегодня открыли для себя?
- Нужно ли было, по вашему мнению, сегодняшнее занятие?
Ведущий: Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах.
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.
Литература:
- “Читаем, учимся, играем”. Журнал-сборник сценариев для библиотек, 2004г., 2007г.
- “Города России”. Энциклопедия. Главный редактор Г.М.Лаппо. Изд. “Терра” – Книжный 1998 г.