Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме "Унылая пора. Очей очарование…"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания детей, полученные при изучении раздела “Люблю природу русскую”
  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения
  • формировать умение сравнивать художественные произведения
  • развивать навык выразительного чтения
  • воспитывать любовь к поэтическому слову

Оборудование:

  • портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, П.И. Чайковского,
  • карточки в форме листьев с кроссвордом,
  • стихотворением А.С. Пушкина “Осень”,
  • аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Октябрь”,
  • учебник “Родная речь” для 2 класса. М.В. Головановой.

Ход урока

1. Оргмомент. Актуализация знаний учащихся.

У. – Какой раздел мы изучали в последнее время на уроках чтения?

Д. – Мы изучали раздел “Люблю природу русскую”.

У. – С произведениями каких авторов мы с вами познакомились?

Д. – Мы познакомились с произведениями Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева.

У. – Чему были посвящены произведения этих авторов?

Д. – Произведения были посвящены красоте русской природы.

У. – Чему мы учились, читая стихотворения поэтов?

Д. – Мы учились видеть прекрасное вокруг себя, чувствовать музыку стихотворений, наблюдать за словом, понимать, что поэзия – это чудо.

2. Объявление темы урока.

У.

А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Глядите! На елочках темных в подлеске
Кленовые звезды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
Как ветер листвою ее засыпает…

У. – Эти слова Валентина Берестова удивительно созвучны с темой нашего урока “Унылая пора! Очей очарованье…”. Эти замечательные строки принадлежат перу А.С. Пушкина. А поможет постичь красоту поэтического слова высказывание знаменитого философа Вольтера: “Поэзия – это музыка души”.

Поэзия – это один из удивительных видов искусства. Мы ходим по земле и не видим вокруг себя много любопытных и прекрасных вещей. А поэт способен увидеть, как чудесен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый пышный султан, или осенний лист, трогательно дрожащий на ветру. А какие стихотворения об осени мы читали?

Д. – Мы читали стихотворения Ф. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”, А.А. Фета “Ласточки пропали…”.

3. Сравнительный анализ изученных стихотворений.

У. – Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно знать, чем он жил и что чувствовал. Ребята нашего класса подготовили сообщения об авторах.

Д. – Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году, умер 1873 году. Сочинять стихи и печататься Тютчев стал очень рано, но признание читателей им было завоевано не сразу. Лишь 1854 году вышел первый сборник его стихотворений, где их было 111. Высокую оценку творчеству Тютчева дал Л.Н. Толстой. Он сказал проникновенно просто: “ Без него нельзя жить”.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820, а умер в1892 году. Первый сборник его стихотворений вышел в 1840 году. Замечательный русский поэт Некрасов о Фете сказал так: “Человек, понимающий поэзию, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не найдет столько поэтического наслаждения, сколько доставляет его Афанасий Фет”.

У. – Как вы думаете, почему стихотворениям была дана такая высокая оценка?

Д. – Они покоряют читателя своей искренностью и красотой.

У. – Давайте вспомним эти стихотворения.

Дети читают наизусть стихотворения А. Фета, Ф. Тютчева.

У. – Одинаковы ли стихотворения по своему настроению?

Д. – Нет. Стихотворение Тютчева вызывает светлое чувство, а Фета – тоскливое.

У. – Почему?

Д. – Потому что Ф. И. Тютчев рисует картины ранней осени, а А.А. Фет – поздней.

У. – Какие средства художественной выразительности используют поэты?

Д. – Эпитеты, сравнения, олицетворения, переносное значение слов.

У. – Что такое эпитет, олицетворение? Дети дают определения.

У. – Найдите эпитеты в стихотворении Тютчева.

Д. – Дивная, лучезарны, бодрый, праздная.

У. – Приведите примеры сравнений, олицетворений.

Д. – Сравнение – “день стоит как бы хрустальный”, олицетворение – “серп гулял”.

У. – Какие слова в стихотворении помогают почувствовать, что речь идет о ранней осени?

Д. – Поэт называет пору, о которой пишет “короткая, но дивная”, “осень первоначальная”, на поля льется “чистая лазурь”.

У. – Ф.И. Тютчев обладал удивительной способностью пробудить воображение читателя. Неожиданные словосочетания помогают воссоздать картины природы, передать настроение автора. Поэт пишет о “праздной борозде”, что предстает перед нашими глазами?

Д. – Поля, с которых уже все убрали и они пустынны.

У. – Зачитаете последние строки стихотворения. Как вы их понимаете?

Д.- Воздух чист и прозрачен. Природа дышит покоем, она словно замерла в ожидании неотвратимого похолодания.

У. – А вот в стихотворении Фета перед нами совсем другая картина. Какую осень рисует поэт?

Д. – Поэт рисует позднюю осень.

У. – Какие поэтические зарисовки помогают нам это почувствовать?

Д. – “Ласточки пропали”, “грачи летали”, они прощались с нами. “На дворе темно” – значит, погода стоит ненастная, “журавли летят к югу”.

У. – Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Д. – Поэт использует сравнение “грачи как сеть” “словно как с испугу раскричавшись” “перекати – поле прыгает как мяч”, олицетворение “ветер злится”.

У. – Найдите в стихотворении строки, которые указывают на настроение поэта.

Д. – “Тяжело, хоть плачь”, “Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад”.

У. – Как вы думаете, присутствует ли в стихотворении рассказчик?

Д. – Да, он словно наблюдает за природой из окна дома.

У. – Что же общего, а что различного в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

Д. – Стихотворения объединены общей темой – осень в природе. Но Тютчев рисует картины ранней осени, а Фет – поздней. Настроение в стихотворении Тютчева задумчивое, светлое, а в стихотворении Фета – тоскливое.

Физкультминутка.

Мы войдем в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали –
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули –
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Руки сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

4. Изучение стихотворения А. С. Пушкина “Осень”.

У. – Пока мы гуляли по лесу, листопад принес к вам на парты листочки с заданием. Возьмите желтые листочки, решите кроссворд. (Приложение №1)

Что сравнивает Ф. И. Тютчев с тонким волосом? паутина.
Грустный – по – другому… унылый
Шелест – по – другому… шорох
Продолжите. “Есть в осени первоначальной…” короткая
В стихотворении Фета журавли раскричались с … испуг
В какое время года злится ветер в стихотворении А. Фета? ночь

Прочитайте слово, которое у вас поучилось в первом столбике по вертикали.

Д. – Пушкин

У. – Вы уже знакомы с творчеством А.С. Пушкина. Мы читали его сказки и стихотворения о зиме. А любимым временем года Пушкина была осень.

Он писал об осени так: “ И с каждой осенью я просыпаюсь вновь…”, или “И пробуждается поэзия во мне, душа стесняется лирическим волненьем…”. Ведь именно осенью 19 октября был открыт лицей, в котором Пушкин учился, и с которым у него были связаны самые теплые и светлые воспоминания.

Возьмите красные листочки и прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”,

Выразительное чтение стихотворения.

Выяснение значения слов багрец, мгла, сени.

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

У. – Какое настроение создает поэт?

Д. – Печальное и торжественное.

У. – Какой рисует поэт осень?

Д. – Унылой и прекрасной.

У. – Почему?

Д. – Прекрасной, потому что природа нарядилась в яркие наряды, а унылой, потому что она готовится к замиранию.

У. – Найдите эпитеты в стихотворении.

Д. – Прощальная, пышное, седая зима.

У. – Красота осенней природы волновала не только поэтов, но также художников. Обратите внимание на нашу маленькую картинную галерею. С удивительным мастерством живописцы запечатлели эту чудную пору.

А великий русский композитор П.И. Чайковский создал целый цикл музыкальных произведений, посвященных картинам родной природы. Сейчас мы послушаем одну из его пьес. Попробуйте определить, какую осень нарисовал композитор своими музыкальными красками – раннюю или позднюю. Во время слушания выберите и раскрасьте соответствующую картинку. (Приложение №2)

По окончании работы дети поднимают листочки с рисунками и показывают работы.

У. – Почему именно эту картинку раскрасили?

Д. – Потому что музыка была грустная. Это поздняя осень.

5. Итог урока.

У. – Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы волшебная страна – поэзия никогда не закрыла перед вами двери. Ведь поэзия – это музыка души.

Домашнее задание – выучить стихотворение А.С. Пушкина “Осень”.