I. Организационный момент.
Приветствие, проверка наличия учебников, тетрадей, дневников.
II. Изучение нового материала.
1. Сценическое действие.
Перед классом сидят 3-е выступающих: "хлор", "платина", "ртуть".
Хлор: - Вы слышали? В городе Кислород объявился; важный такой. Идет, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит!
Платина: - Как же, как же! Загордился! Было бы от чего. Он, оказывается, газ и, видите ли, от него и зависит жизнь на Земле!
Ртуть: - Я вообще не понимаю, как в его положении воображать можно. Ведь при нормальных условиях его не видно и не слышно. А как морозить начнет до -183°С, так сразу синеет и текучесть приобретает, как заурядная жидкость. Да и на магнит набрасывается.
Хлор: - Да, но друзей у него очень много. Тут на днях гуляю, а навстречу Водород. Не идет, а прямо-таки летит. Спрашиваю:- "Ты куда?" - "Кислород ищу" - "Зачем он тебе?". И что, вы думаете, он ответил? На гремучее дело хочет его подбить. Так и сказал: "Гремучую смесь сделаем".
Платина: - Да, популярная личность. То-то я смотрю его Железо с
Серой искали. Хотят себе жизнь усложнить. О! А, вот он и сам!
/Выходит Кислород/
Кислород: - Здравствуйте! Я Кислород. Я вездесущ. Я самый распространенный элемент на Земле. Я вхожу в состав воздуха, воды, почвы, животных и растений. Подавляющее большинство окружающих вас сложных веществ содержат кислород. Меня можно легко найти в любой научной литературе, уравнениях реакций, формулах веществ, т.к. знак мой "О". Вес мой небольшой: Ar =16, a валентность почти всегда II.
А вот если я сойдусь с моим братом-близнецом, то мы станем неразлучной парой и запишут нас "О2", да и вес мы увеличим вдвое: Мг = 32, что тяжелее воздуха (он ведь только 29). Да, и теперь мы уже простое вещество. Но не думайте, что я прост. Я могу быть газом, и вы меня не увидите, т.к. нет у меня ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Могу стать жидкостью голубого цвета, правда, только при -1830С, а при -2190С синим кристаллом стану.
Не очень люблю я воду, и растворяюсь в ней лишь немного, чтобы дышалось живым существам. Сейчас я очень популярен, а были времена, когда о моем существовании даже не догадывались. И на роль моего первооткрывателя претендует не один ученый.
Учащийся делает доклад на тему "Открытие кислорода".
(Материал доклада из книги для чтения по неорганической химии 1т.)
Кислород: - Я очень активный. Меня называют окислителем. И я могу окислить почти все химические элементы, т.е. почти все вещества горят во мне. Посмотрите, как это происходит.
2. Демонстрация опытов.
А) горение серы в кислороде.
Оборудование: штатив с лапкой, круглодонная колба, пробка резиновая с вставленной в нее ложечкой для сжигания веществ, спиртовка, спички, фарфоровый стаканчик, лучина.
Реактивы: сера, вода, индикатор, кислород. Учитель ведет беседу с классом, в которой выясняют признаки и условия химической реакции.
На доске записывается уравнение реакции.
IV II
S + O2 = S O
(S + O2 = S O2)
Ребята определяют по валентности индексы в формуле, расставляют коэффициенты. После обсуждения эксперимента уч-ся делают вывод, что в кислороде горят неметаллы.
Б) горение железа в кислороде.
Оборудование: предметный столик, склянка темного стекла, речной песок, держатель, спиртовка, лучина.
Реактивы: швейная игла, кислород.
Эксперимент так же обсуждается с уч-ся. На доске уравнение реакции.
II
II III II
FeO + O = Fe O • Fe O
(3FeO + 2O2 = Fe O • Fe2O3)
В ходе беседы делают уч-ся вывод, что в кислороде горят металлы.
3. Теоретическая часть.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно записать уравнения реакций горения в кислороде углерода, фосфора, натрия
(3-е у доски работают над данным заданием)
IV II
С + О2
= С О (С + О2 = С О2);
V II
Р
+ О2 = Р О (4Р + 5О2 = 2Р2 О5);
I II
Na
+ O2 = Na O (4Na + O2 = 2Na2 O)
Затем учитель на доске, учащиеся в тетради выписывают полученные вещества в столбик.
SO2 | оксид cepы(IV) |
FeO | оксид железа(II) |
Fe2O3 | оксид железа(III) |
СО2 | оксид yглерода(IV) |
Р2О5 | оксид фосфора(V) |
Уч-ся сравнивают формулы веществ и определяют сходства и самостоятельно дают определение оксидов.
(Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород).
Учитель объясняет, как даются названия этих веществ и уч-ся записывают в тетради.
Ill Закрепление.
1. Учитель с учащимися составляет опорный конспект.
- Какими физическими свойствами обладает кислород
- Какие вещества горят в кислороде
- Найдите в параграфе, из чего получают кислород
- Как вы думаете, где можно применять кислород
2. Учащиеся разгадывают кроссворд.
Вопросы
- Процесс взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом.
- Английский ученый открывший кислород.
- Вещество поддерживающее горение.
- Тип реакции 2H2O —> 2H2+O2.
- Вещества, получающиеся при горении.
- Процесс сопровождающийся выделением тепла.
- Тип реакции горения серы.
- Самое распространенное вещество содержащее кислород.
IV. Обобщение.
Учащиеся делают выводы:
- Килород – самый распространенный элемент на земле, т.к. входит в состав воды, минералов, органических веществ.
- Кислород – поддерживает горение, в нем горят и простые, и сложные вещества, образуя оксиды.
- Кислород имеет широкое применение и является жизненно важным веществом.
Домашнее задание: составить задачу на химические свойства кислорода, используя понятия “масса” и “количество вещества”