Урок "Кислород и его свойства" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8


I. Организационный момент.

Приветствие, проверка наличия учебников, тетрадей, дневников.

II. Изучение нового материала.

1. Сценическое действие.

Перед классом сидят 3-е выступающих: "хлор", "платина", "ртуть".

Хлор: - Вы слышали? В городе Кислород объявился; важный такой. Идет, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит!

Платина: - Как же, как же! Загордился! Было бы от чего. Он, оказывается, газ и, видите ли, от него и зависит жизнь на Земле!

Ртуть: - Я вообще не понимаю, как в его положении воображать можно. Ведь при нормальных условиях его не видно и не слышно. А как морозить начнет до -183°С, так сразу синеет и текучесть приобретает, как заурядная жидкость. Да и на магнит набрасывается.

Хлор: - Да, но друзей у него очень много. Тут на днях гуляю, а навстречу Водород. Не идет, а прямо-таки летит. Спрашиваю:- "Ты куда?" - "Кислород ищу" - "Зачем он тебе?". И что, вы думаете, он ответил? На гремучее дело хочет его подбить. Так и сказал: "Гремучую смесь сделаем".

Платина: - Да, популярная личность. То-то я смотрю его Железо с

Серой искали. Хотят себе жизнь усложнить. О! А, вот он и сам!

/Выходит Кислород/

Кислород: - Здравствуйте! Я Кислород. Я вездесущ. Я самый распространенный элемент на Земле. Я вхожу в состав воздуха, воды, почвы, животных и растений. Подавляющее большинство окружающих вас сложных веществ содержат кислород. Меня можно легко найти в любой научной литературе, уравнениях реакций, формулах веществ, т.к. знак мой "О". Вес мой небольшой: Ar =16, a валентность почти всегда II.

А вот если я сойдусь с моим братом-близнецом, то мы станем неразлучной парой и запишут нас "О2", да и вес мы увеличим вдвое: Мг = 32, что тяжелее воздуха (он ведь только 29). Да, и теперь мы уже простое вещество. Но не думайте, что я прост. Я могу быть газом, и вы меня не увидите, т.к. нет у меня ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Могу стать жидкостью голубого цвета, правда, только при -1830С, а при -2190С синим кристаллом стану.

Не очень люблю я воду, и растворяюсь в ней лишь немного, чтобы дышалось живым существам. Сейчас я очень популярен, а были времена, когда о моем существовании даже не догадывались. И на роль моего первооткрывателя претендует не один ученый.

Учащийся делает доклад на тему "Открытие кислорода".

(Материал доклада из книги для чтения по неорганической химии 1т.)

Кислород: - Я очень активный. Меня называют окислителем. И я могу окислить почти все химические элементы, т.е. почти все вещества горят во мне. Посмотрите, как это происходит.

2. Демонстрация опытов.

А) горение серы в кислороде.

Оборудование: штатив с лапкой, круглодонная колба, пробка резиновая с вставленной в нее ложечкой для сжигания веществ, спиртовка, спички, фарфоровый стаканчик, лучина.

Реактивы: сера, вода, индикатор, кислород. Учитель ведет беседу с классом, в которой выясняют признаки и условия химической реакции.

На доске записывается уравнение реакции.

            IV II
S + O2 = S O
(S + O2 = S O2)

Ребята определяют по валентности индексы в формуле, расставляют коэффициенты. После обсуждения эксперимента уч-ся делают вывод, что в кислороде горят неметаллы.

Б) горение железа в кислороде.

Оборудование: предметный столик, склянка темного стекла, речной песок, держатель, спиртовка, лучина.

Реактивы: швейная игла, кислород.

Эксперимент так же обсуждается с уч-ся. На доске уравнение реакции.

                  II    II  III   II
FeO + O = Fe O • Fe O
(3FeO + 2O2 = Fe O • Fe2O3)

В ходе беседы делают уч-ся вывод, что в кислороде горят металлы.

3. Теоретическая часть.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно записать уравнения реакций горения в кислороде углерода, фосфора, натрия

(3-е у доски работают над данным заданием)

IV II
              С + О2 = С О (С + О2 = С О2);
V II
                         Р + О2 = Р О (4Р + 5О2 = 2Р2 О5);
I    II
                   Na + O2 = Na O (4Na + O2 = 2Na2 O)

Затем учитель на доске, учащиеся в тетради выписывают полученные вещества в столбик.

SO2 оксид cepы(IV)
FeO оксид железа(II)
Fe2O3 оксид железа(III)
СО2 оксид yглерода(IV)
Р2О5 оксид фосфора(V)

Уч-ся сравнивают формулы веществ и определяют сходства и самостоятельно дают определение оксидов.

(Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород).

Учитель объясняет, как даются названия этих веществ и уч-ся записывают в тетради.

Ill Закрепление.

1. Учитель с учащимися составляет опорный конспект.

  • Какими физическими свойствами обладает кислород
  • Какие вещества горят в кислороде
  • Найдите в параграфе, из чего получают кислород
  • Как вы думаете, где можно применять кислород

Рисунок 1

2. Учащиеся разгадывают кроссворд.

Вопросы

  1. Процесс взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом.
  2. Английский ученый открывший кислород.
  3. Вещество поддерживающее горение.
  4. Тип реакции 2H2O —> 2H2+O2.
  5. Вещества, получающиеся при горении.
  6. Процесс сопровождающийся выделением тепла.
  7. Тип реакции горения серы.
  8. Самое распространенное вещество содержащее кислород.

IV. Обобщение.

Учащиеся делают выводы:

  1. Килород – самый распространенный элемент на земле, т.к. входит в состав воды, минералов, органических веществ.
  2. Кислород – поддерживает горение, в нем горят и простые, и сложные вещества, образуя оксиды.
  3. Кислород имеет широкое применение и является жизненно важным веществом.

Домашнее задание: составить задачу на химические свойства кислорода, используя понятия “масса” и “количество вещества”