Тип урока: урок изучение новой темы.
Вид: комбинированный.
Технология: игровая технология.
Оборудование: Персональные компьютеры, мультипроектор, экран.
Программное обеспечение: Операционная система WINDOWS, среда QBasic 4.5, Microsoft Office PowerPoint.
Продолжительность урока: 40 минут
Дата проведения: Урок № 44 в тематическом планировании
Класс: 6
Литература: Л.Л. Босова. Информатика 6 класс. Бином. Лаборатория знаний 2005.
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах записи операторов;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать разные чертежи, соблюдая масштаб изображения;
- Повторение и закрепление основного программного материала;
- Связать информатику с другими предметами;
- Воспитать уважение, находчивость, умение работать в команде.
Задачи урока:
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры.
2. Учебная – совершенствование навыков составления программ, выполнение графических изображений на ЭВМ.
3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
4. Познавательная – знакомство с языком программирования.
Ход урока
- Организационный этап – 3-4 минуты.
- Повторение пройденного материала – 10 минут.
- Новая тема – 10 минут.
- Закрепление материала урока – 5 минут.
- Домашнее задание – 2 минут.
- Набор и отладка программы – 7 минут.
- Итог урока – 1 минута.
1. Организационный этап.
Учитель здоровается с детьми, говорит слова приветствия. Учащиеся проявят больший интерес к изучению темы, если учитель позволит самим составить ее название. Для этого на слайд презентации помещаются пары картинок.
Учитель дает указание: из каждой пары картинок выбрать ту, которая соответствует ответу на вопрос. Затем из букв, которые расположены в уголках выбранных картинок, составляем ключевое слово из названия темы (получится слово “ОКРУЖНОСТЬ”). Далее учитель говорит, что сегодня они будут учится строить окружности и формулируют тему урока “Оператор построения окружности”, которую учащиеся и записывают в тетрадь.
Вопросы к картинкам:
- На каком из рисунков изображен человек, правильно записавший оператор задания масштаба экрана на языке программирования QBasic 4.5?
- Выберите правильную запись оператора для проведения отрезка на экране.
- Выберите картинку, на которой правильно записан оператор для построения прямоугольника.
- Каким оператором необходимо воспользоваться для того, чтобы построить ломаную линию?
- Правильно приведены направления для передвижения оператора DRAW?
- Какой рисунок появится на экране в результате выполнения данной команды? (на столах лежат листочки, где ребята могут построить рисунок и проверить, в зависимости какой рисунок – выбираем ссылку “Бабочка” или “Цветок”).
2. Повторение пройденного материала.
Процесс повторения пройденного материала – это разноуровневый опрос. Опрос знаний проводится с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для школьников, которым тяжело дается программирование самостоятельная работа проводится в форме игры “Олимпийские кольца”. Она способствует снятию психического напряжения у учащихся и повышению интереса к предмету.
На слайде презентации расположены кольца олимпийского значка разного цвета. За каждым кольцом закреплен вопрос. Учащиеся называют кольца, учитель щелкает левой кнопкой мыши по данному кольцу и зачитывает вопрос. За ответ ученик получает оценку, а учитель возвращается на слайд с изображением колец.
Вопросы для игры “Олимпийские кольца”:
- В каком из примеров допущены ошибки и какие именно? (ответ: ошибки допущены в А, В)
- Какой из данных блок – схем представляет линейный алгоритм? (ответ: а)
- Какая фигура будет построена при введении данного оператора? (ответ: точка)
- Приведите пример алгоритма, содержащего ветвление. (ответ: например – разговор по телефону)
- Каким оператором задаем команду на выполнение программы? (ответ: Shift + F5)
В это же время, учащиеся, не задействованные в игре, выполняют карточки с индивидуальным заданием.
Карточки для самостоятельной работы:
- Оператором DRAW нарисовать елку.
- Написать программу рисующую ДОМ.
- Написать программу рисующую ЗВЕЗДУ.
- Написать программу рисующую Пирамиду.
3. Новая тема:
Процесс объяснения новой темы начинается с того, что разбираем с ребятами, как строим окружность. Отвечаем на вопрос, что значит окружность, а что значит круг. Возьмите циркуль. Ножку с иголкой установите неподвижно в центр листа бумаги, а другой вращайте вокруг неё. Конец второй ножки опишет замкнутую линию, которая называется окружностью.
Закрасьте её внутреннюю область. Круг – это все, что закрашено.
Каждая окружность имеет свой центр и радиус. Центр окружности – это точка, в которой располагалась ножка с иголкой. Радиус – отрезок соединяющий центр окружности и любую её точку.
Симметрична ли окружность? Покажите ее ось симметрии.
Сколько осей симметрии имеет окружность?
Сегодня мы будем строить окружность на экране компьютера. Обычным циркулем это сделать не возможно.
Вычерчивать окружности на экране нам поможет исполнитель по имени CIRCLE.
Этот исполнитель умеет рисовать окружности любых размеров и в любом месте экрана. Надо только правильно сообщить ему все необходимые данные – координаты центра и радиус.
Вот общий вид приглашения к работе этого исполнителя:
CIRCLE (X, Y), R,C где
CIRCLE – имя исполнителя;
(X, Y) –координаты центра окружности;
R – радиус;
С – номер цвета окружности.
Если вы не укажите номер цвета рисования, то по умолчанию окружность будет нарисована белым цветом.
5. Закрепление нового материала:
Закрепление нового материала лучше провести в два этапа. Первый этап будет состоять в том, что вместе с учащиеся разбираем задачу в которой рисуем олимпийскую символику – пять переплетенных колец. Для этого выводим из презентации рисунок колец и разбираем координаты каждого кольца. И после этого вместе с ребятами составляем программу.
Для второго этапа нам потребуются карточки с отрывками фраз. Учащийся зачитывает свою фразу, а остальные должны найти её продолжение.
Фразы для карточек:
Для изображения окружности используют оператор - …..
Для изображения отрезка можно использовать оператор - ….
Различие круга от окружности в том, что - …
6. Домашнее задание.
Выяснить, что символизирует каждое кольцо и какого оно цвета.
Задача: Составить программу для построения на экране снеговика.
7. Набор и отладка программы
Садимся проверять данную программу на компьютере, кто все сделает может составить программу по следующим карточкам:
Карточка № 1
№ | Координата Х | Координата Y | Радиус R | Цвет окружности | Цвет круга |
1 | 100 | 100 | 50 | 8 | 7 |
2 | 200 | 100 | 50 | 8 | 7 |
3 | 300 | 100 | 50 | 8 | 7 |
4 | 200 | 90 | 30 | 1 | 1 |
5 | 200 | 88 | 30 | 7 | 7 |
6 | 180 | 80 | 3 | 1 | 1 |
7 | 220 | 80 | 3 | 1 | 1 |
8 | 200 | 220 | 70 | 8 | 7 |
9 | 125 | 170 | 20 | 8 | 7 |
10 | 275 | 170 | 20 | 8 | 7 |
11 | 200 | 100 | 2 | 1 | 1 |
Карточка № 2
№ | Координата Х | Координата Y | Радиус R | Цвет окружности | Цвет круга |
1 | 200 | 180 | 100 | 8 | 1 |
2 | 200 | 130 | 50 | 8 | 1 |
3 | 200 | 150 | 10 | 8 | 1 |
4 | 220 | 120 | 3 | 8 | 8 |
5 | 180 | 120 | 3 | 8 | 8 |
6 | 205 | 150 | 2 | 8 | 8 |
7 | 195 | 150 | 2 | 8 | 8 |
8 | 220 | 70 | 10 | 8 | 1 |
9 | 180 | 70 | 10 | 8 | 1 |
10 | 140 | 270 | 10 | 8 | 1 |
11 | 260 | 270 | 10 | 8 | 1 |
7. Итог урока.
Карточка для самостоятельной работы Вариант - 1 Оператором DRAW нарисовать елку |
Карточка для самостоятельной работы Вариант - 2 Написать программу рисующую ДОМ |
Карточка для самостоятельной работы Вариант - 2 Написать программу рисующую ЗВЕЗДУ |
Карточка для самостоятельной работы Вариант - 2 Написать программу рисующую ПИРАМИДУ. |
Фразы для карточек:
Для изображения окружности используют оператор - …..
Для изображения отрезка можно использовать оператор - ….
Различие круга от окружности в том, что - …
Литература:
- Босова Л.Л. “Информатика”, учебник для 6 класса. - Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.
- Босова Л.Л. Методические рекомендации по курсу информатики. – М.: Владос, 2003 г.
- Первин Ю.А.. Машинная графика на уроках информатики. – Москва “Просвещение”, 1992 г.
- Житкова О.А., Кудрявцева У.К. Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах: рабочая тетрадь 1. – М.: Интеллект-Центр,2004.-77 с.