Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель урока: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Триединая дидактическая цель урока.
- Образовательная: создать условия для применения знаний о способах выражения чувств с помощью слова, цвета, звука.
- Развивающая: создать условия для развития речи, творческого мышления, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, групповую, парную формы организации познавательной деятельности.
- Воспитательная: создать условия для воспитания любви, сопереживания и уважения к матери; создать условия для формирования самостоятельности при выполнении творческой работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
О, мама, мама! Имя золотое!
О, сколько света в нём и теплоты!
О, женщина! О, чудо неземное!
О, мама, мама, как прекрасна ты!
- Какие прилагательные связаны у вас с этим словом?
Мама! Какое короткое и какое важное слово. Без него жизнь на земле невозможна. Звучит это слово на всех языках нежно: по-русски “мама”, по-английски “mother” , по-немецки “mutter”, по-французски “maman”.
3. Постановка учебной задачи.
- Тема сегодняшнего урока “Все народы воспевают материнство”.
- Что значит “воспевают”? (Восхваляют, восхищаются).
- Какие цели поставим?
(Выяснить, как, при помощи чего, разные народы выражают любовь к матери).
4. Применение знаний:
а) в знакомой ситуации
- Мы уже знаем, что свои чувства можно выразить по-разному. Как это можно сделать?
(С помощью слова, цвета, звука).
Работа в группах.
(Раздаются пословицы о маме, нужно объяснить их смысл).
- Материнская ласка конца не знает. (Русская)
- Солнышко да матушка именами разные, а делами равные: красно солнышко греет, матушка жалеет. (Латышская)
- Материнское сердце ближе к детям. (Мордовская)
- Материнский гнев, что весенний снег – и много выпадет, да скоро растает. (Русская)
- Матери все дети равны – одинаково сердцу больны. (Русская)
- В пословицах заключена мудрость народная.
- Издревле в русских семьях воспитание детей лежало на женских плечах. Церковные поучения требовали от детей и уважения к матери.
“Вечно матери своее не забудь, вспомяни яко тою родил еси”.
- Как понимаете смысл этих строк? (Никогда не забывай мать свою, помни ту, которая тебя родила).
Работа в парах
- На уроках литературного чтения мы учили стихи о маме на древнерусском языке, вспомните стихотворение Кариона Истомина “Прелюбезная моя мати…” и соберите его по строчкам.
Прелюбезная моя мати,
Что имам аз ти воздати.
За благи твои уветы
Кия нести тебе цветы.
Отнюдь недоумеваю,
Чем почтити тя – не знаю.
- Какие чувства выражены в этом стихотворении?
- С помощью чего писатели и поэты выражают чувства? (С помощью слова)
- А художники? (С помощью красок, цвета).
б) применение знаний в изменённой ситуации.
- Посмотрим компьютерную презентацию и послушаем выступления ваших товарищей
(слайды 1-10).
- Мы посмотрели несколько картин, написанных в разное историческое время и разными людьми. Но что объединяет их? (Восхищение красотой матери и любовь к ней).
Физкультурная минутка.
- Как композитор выражает свои чувства? (С помощью музыки).
- Послушайте отрывок из песни Ф. Шуберта “AVE MARIA” и представьте свою маму. Сядьте удобно, закройте глаза.
Вспомните мамины глаза. В них – вся наша жизнь, в них – мы сами. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой, а иногда они темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и тебе становится стыдно за свой поступок. Вспомните мамины руки, многозаботливые, не ведающие ни усталости, ни покоя, чудотворные, исцеляющие от боли, стоит лишь маме нас погладить.
в) применение знаний в новой ситуации: творческая работа.
(каждый ребёнок получает карточку)
- Прочитайте отрывок из повести Альберта Лиханова “Мой генерал”, в котором ваш сверстник Антон рассказывает о своей маме.
Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие.
Мама моя добрая, я её злой никогда не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая.
Волосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове. За это папа зовёт её солнышком. Имя у мамы, как и лицо её, - округлое, доброе: Ольга.
- Что вы почувствовали, читая эти строки?
- Составьте словесный портрет своей мамы.
Зачитывание вслух некоторых рассказов.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
(Слайд 11)
- Перед вами цитата Михалкова. Что такое цитата?
- Прочитайте цитату очень внимательно и объясните смысл сказанного.
- Наши мамы, любящие, нежные, заботливые, они всегда тревожатся и беспокоятся за своих детей, желают им добра и блага. В заключение урока мне бы хотелось прочитать отрывок из стихотворения Александра Яшина “Молитва матери” от имени мамы.
(Слайд 12).
- Выберите начало фразы и закончите её:
Сегодня на уроке я почувствовал …
Я понял, что чувства можно выразить с помощью …
Я открыл для себя …
Я сейчас слушаю и думаю …
Пояснения к презентации (Приложение 2)
Список использованной литературы
- Ионина Н. А. “Сто великих картин” Москва “ВЕЧЕ” 2003
- Пехтелева Н. К., Чешуина М. Н. “О вера наших матерей…” газета ПедСовет 2006 №7
- “Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи” (в издании использован текст книги П. Гнедича “История искусств”)Москва “Белый город” 2006.