Интегрированный урок (трудовое обучение + экология) во 2-м классе по теме: "Целое и части вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная: формирование целостного видения картины мира через составление целого из отдельных частей; совершенствование умений работать по алгоритму; формирование умений устанавливать экологические связи; формирование коммуникативных умений через групповые формы работы; формирование умения определять границы своего знания и незнания через рефлексивный анализ деятельности.
  2. Развивающая: развитие речи и мыслительной деятельности через работу с деформированным текстом, операции обобщения, анализа и синтеза; развитие творческого образного и вербального мышления, мелкой моторики, рефлексивности.
  3. Воспитательная: воспитание аккуратности, товарищества, бережного отношения к окружающему миру.

Ход урока

1 этап. Организационный. Мотивирование.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. От того, как каждый из вас будет работать на уроке, будет зависеть конечный результат труда каждой группы, потому что работать будем по группам. А от того, как постарается каждая группа, будет зависеть конечный результат труда всего нашего коллектива.

2 этап. План работы на уроке.

Дети знакомятся с картинным планом:

  1. Разминка.
  2. Практическая деятельность.
  3. Работа с текстом.
  4. Моделирование.
  5. Вывод.
  6. Рефлексия (поделиться настроением с одноклассниками и учителем).

3 этап. Разминка.

Учитель: Начнем с разминки. Четыре урока мы на занятиях трудового обучения выполняли разные виды работ с нитками для вязания. За одну минуту вы должны записать как можно больше идей о том, как можно ещё использовать нитки для вязания. Итак, объявляем “Мозговую атаку”.

Дети зачитывают свои идеи, остальные ребята внимательно слушают, чтобы не было повторений.

Учитель: Мне все ваши идеи очень понравились, они интересны. Я тоже, как часть нашего коллектива, хочу внести свою идею. Предлагаю выполнить мозаику. Кто может объяснить, что такое мозаика?

Дети: Складывание из отдельных частей целой картины.

Учитель: Где вы уже встречались с такими понятиями, как “целое” и “части”?

Дети: На уроках математики, русского языка, … . (Приводят другие примеры из жизни (части тела и т.д.)

4 этап. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы весь урок будем из частей создавать целое. Тема урока: “Целое и части вокруг нас”.

5 этап. Практическая часть. Создание мозаики из кусочков бумаги, обклеенных нитками для вязания.

Учитель: Для того, чтобы создать мозаику, необходимо познакомиться с алгоритмом выполнения работы. Прочтите алгоритм самостоятельно.

Алгоритм задан блок-схемой: (Приложение)

Учитель: Что вы можете сказать об этом алгоритме?

Дети: Алгоритм содержит ветвление, значит операция “Наклей подходящую часть” будет повторяться до тех пор, пока мы не получим целое.

Учитель: Подойдите к своим местам и выполните работу по алгоритму.

После завершения работы ученики помещают выполненные мозаики на доске.

Учитель: Посмотрите на свои работы и придумайте им название.

Дети дают название своим работам.

Учитель: А теперь из ваших работ необходимо собрать целое.

К доске выходят ребята (по одному представителю от каждой группы, собирают из частей целое).

Учитель: Дайте название получившейся работе.

Дети: Зелёный дятел (и др. варианты).

Учитель: Какие виды дятлов вам еще известны?

Дети даю ответ на поставленный вопрос.

Учитель помещает изображения дятлов и дает их краткую характеристику: большой пестрый дятел, черный дятел (желна); всего известно около 50 видов дятлов.

6 этап. Работа с деформированным текстом.

Учитель: Чтобы получить более полную информацию о дятле (целое представление), вам необходимо из отдельных предложений составить целый текст.

Дети по группам составляют тексты.

Учитель: Сейчас представитель каждой группы зачитает получившийся текст, по порядку следования номеров групп, и мы получим целую информацию о дятле.

Дятел.

1 группа. Дятлы приспособлены к жизни на деревьях. Гнездятся дятлы в дуплах с гнилой древесиной. Дятлы ведут оседлый образ жизни.

2 группа. Бывает, увидишь в лесу у дерева или пня целую кучу раздробленных шишек. Кто их сюда принес? Кто раздолбил? Это дятел. Здесь его столовая.

3 группа. Зимой дятел ест семена сосны, и ели, которые достает из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена.

4 группа. “Тук-тук-тук”, - стучит он весь день в своей столовой. Как кузнец в кузнице. Вот почему столовую дятла еще называют “дятловой кузницей”.

5 группа. Зимой дятел кузнец, а летом врач. Летом он питается насекомыми, которые портят деревья и достает личинки насекомых из-под коры.

6 группа. Ему помогает длинный и липкий язык. Дятел лечит деревья. Спасибо ему за это!

Учитель: Что вас удивило?

7 этап. Моделирование экологических цепей питания.

Учитель: Мы уже знаем, что все в природе, в мире взаимосвязано. А дятел смог бы жить, если бы не был связан с другими объектами природы?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Чтобы проверить наши предположения, необходимо составить цепи питания.

К доске выходят по одному представителю от группы, они делятся на две группы и работают с динамическими моделями.

Учитель: В конвертах находятся отдельные части цепи питания – звенья. Соедините звенья так, чтобы получилась целая цепь питания.

Проверка: (дети, следящие за работой на местах, поднимают сигнальные карточки).

Учитель: Может ли целое существовать без отдельных частей?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: Что произойдет, если хотя бы одно звено исчезнет?

Дети: Нарушится природное равновесие.

8 этап. Вывод.

Учитель: С какими школьными предметами были связаны отдельные части нашего урока?

Дети: С математикой, русским языком, чтением, трудовым обучением, информатикой, окружающим миром.

Учитель: Какой вывод можно сделать, если вспомнить наш урок?

Дети: Все в мире взаимосвязано. Целое не может существовать без отдельных частей.

9 этап. Рефлексия.

Учитель: Заполните таблицы по критериям.

Критерии оценки Оценка группы
1. Умеем работать по плану  
2. Умеем работать аккуратно  
3. Умеем составлять целое из частей  
4. Знаем экологические связи  
5. Умеем работать дружно  

Дети рассказывают, как оценили свою деятельность по критериям.

Учитель: Поделитесь со своим настроением.

Дети на доске помещают смайлики.