Цели:
- Образовательная: формирование целостного видения картины мира через составление целого из отдельных частей; совершенствование умений работать по алгоритму; формирование умений устанавливать экологические связи; формирование коммуникативных умений через групповые формы работы; формирование умения определять границы своего знания и незнания через рефлексивный анализ деятельности.
- Развивающая: развитие речи и мыслительной деятельности через работу с деформированным текстом, операции обобщения, анализа и синтеза; развитие творческого образного и вербального мышления, мелкой моторики, рефлексивности.
- Воспитательная: воспитание аккуратности, товарищества, бережного отношения к окружающему миру.
Ход урока
1 этап. Организационный. Мотивирование.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. От того, как каждый из вас будет работать на уроке, будет зависеть конечный результат труда каждой группы, потому что работать будем по группам. А от того, как постарается каждая группа, будет зависеть конечный результат труда всего нашего коллектива.
2 этап. План работы на уроке.
Дети знакомятся с картинным планом:
- Разминка.
- Практическая деятельность.
- Работа с текстом.
- Моделирование.
- Вывод.
- Рефлексия (поделиться настроением с одноклассниками и учителем).
3 этап. Разминка.
Учитель: Начнем с разминки. Четыре урока мы на занятиях трудового обучения выполняли разные виды работ с нитками для вязания. За одну минуту вы должны записать как можно больше идей о том, как можно ещё использовать нитки для вязания. Итак, объявляем “Мозговую атаку”.
Дети зачитывают свои идеи, остальные ребята внимательно слушают, чтобы не было повторений.
Учитель: Мне все ваши идеи очень понравились, они интересны. Я тоже, как часть нашего коллектива, хочу внести свою идею. Предлагаю выполнить мозаику. Кто может объяснить, что такое мозаика?
Дети: Складывание из отдельных частей целой картины.
Учитель: Где вы уже встречались с такими понятиями, как “целое” и “части”?
Дети: На уроках математики, русского языка, … . (Приводят другие примеры из жизни (части тела и т.д.)
4 этап. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы весь урок будем из частей создавать целое. Тема урока: “Целое и части вокруг нас”.
5 этап. Практическая часть. Создание мозаики из кусочков бумаги, обклеенных нитками для вязания.
Учитель: Для того, чтобы создать мозаику, необходимо познакомиться с алгоритмом выполнения работы. Прочтите алгоритм самостоятельно.
Алгоритм задан блок-схемой: (Приложение)
Учитель: Что вы можете сказать об этом алгоритме?
Дети: Алгоритм содержит ветвление, значит операция “Наклей подходящую часть” будет повторяться до тех пор, пока мы не получим целое.
Учитель: Подойдите к своим местам и выполните работу по алгоритму.
После завершения работы ученики помещают выполненные мозаики на доске.
Учитель: Посмотрите на свои работы и придумайте им название.
Дети дают название своим работам.
Учитель: А теперь из ваших работ необходимо собрать целое.
К доске выходят ребята (по одному представителю от каждой группы, собирают из частей целое).
Учитель: Дайте название получившейся работе.
Дети: Зелёный дятел (и др. варианты).
Учитель: Какие виды дятлов вам еще известны?
Дети даю ответ на поставленный вопрос.
Учитель помещает изображения дятлов и дает их краткую характеристику: большой пестрый дятел, черный дятел (желна); всего известно около 50 видов дятлов.
6 этап. Работа с деформированным текстом.
Учитель: Чтобы получить более полную информацию о дятле (целое представление), вам необходимо из отдельных предложений составить целый текст.
Дети по группам составляют тексты.
Учитель: Сейчас представитель каждой группы зачитает получившийся текст, по порядку следования номеров групп, и мы получим целую информацию о дятле.
Дятел.
1 группа. Дятлы приспособлены к жизни на деревьях. Гнездятся дятлы в дуплах с гнилой древесиной. Дятлы ведут оседлый образ жизни.
2 группа. Бывает, увидишь в лесу у дерева или пня целую кучу раздробленных шишек. Кто их сюда принес? Кто раздолбил? Это дятел. Здесь его столовая.
3 группа. Зимой дятел ест семена сосны, и ели, которые достает из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена.
4 группа. “Тук-тук-тук”, - стучит он весь день в своей столовой. Как кузнец в кузнице. Вот почему столовую дятла еще называют “дятловой кузницей”.
5 группа. Зимой дятел кузнец, а летом врач. Летом он питается насекомыми, которые портят деревья и достает личинки насекомых из-под коры.
6 группа. Ему помогает длинный и липкий язык. Дятел лечит деревья. Спасибо ему за это!
Учитель: Что вас удивило?
7 этап. Моделирование экологических цепей питания.
Учитель: Мы уже знаем, что все в природе, в мире взаимосвязано. А дятел смог бы жить, если бы не был связан с другими объектами природы?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Чтобы проверить наши предположения, необходимо составить цепи питания.
К доске выходят по одному представителю от группы, они делятся на две группы и работают с динамическими моделями.
Учитель: В конвертах находятся отдельные части цепи питания – звенья. Соедините звенья так, чтобы получилась целая цепь питания.
Проверка: (дети, следящие за работой на местах, поднимают сигнальные карточки).
Учитель: Может ли целое существовать без отдельных частей?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: Что произойдет, если хотя бы одно звено исчезнет?
Дети: Нарушится природное равновесие.
8 этап. Вывод.
Учитель: С какими школьными предметами были связаны отдельные части нашего урока?
Дети: С математикой, русским языком, чтением, трудовым обучением, информатикой, окружающим миром.
Учитель: Какой вывод можно сделать, если вспомнить наш урок?
Дети: Все в мире взаимосвязано. Целое не может существовать без отдельных частей.
9 этап. Рефлексия.
Учитель: Заполните таблицы по критериям.
Критерии оценки | Оценка группы |
1. Умеем работать по плану | |
2. Умеем работать аккуратно | |
3. Умеем составлять целое из частей | |
4. Знаем экологические связи | |
5. Умеем работать дружно |
Дети рассказывают, как оценили свою деятельность по критериям.
Учитель: Поделитесь со своим настроением.
Дети на доске помещают смайлики.