Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Более 60% детей имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Во многом причиной этого является: гиподинамия, перегрузки, переутомление, то есть низкая двигательная активность, так как более 85% времени своего бодрствования учащиеся проводят за учебным столом. Очевидно, что физкультурные минутки на уроках во всех возрастных группах просто необходимы, они снимают мышечное напряжение и помогают успешно усваивать программный материал.

На уроке необходимо изменить подход к традиционной позе учащегося и ввести режим меняющихся поз.

Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов. Но, вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены и правил техники безопасности, здоровью детей может быть нанесен определенный вред.

Изучив литературу и опыт Л.Н. Курлыкиной (учитель средней школы № 11, посёлка Новотерский, Ставропольского края), доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и В.П. Щербининой (учитель МОУ СОШ № 24 г. Гродно), я разработала комплекс упражнений, которые использую на уроках:

1. Гимнастика для глаз (выполняется без напряжения, медленно, каждое упражнение повторяется по 5-7 раз).

- вертикальные движения глазами вверх (считаем до трёх), вниз (считаем до трёх)
- горизонтальные движения влево и право;
- круговые движения глазами по часовой стрелке, а затем против часовой;
- направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

2. Укрепление вестибулярного аппарата (упражнения выполняются сидя, медленно, по 5-7 повторений).

- наклоняем голову вниз, касаясь подбородком груди и назад до касания затылка со спиной;
- наклоны головы влево и вправо до касания с плечом;
- повороты головы влево и вправо до упора;
- вращение головы по часовой стрелке и против часовой.

Есть также комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения осанки.

Могу отметить, что в классах, где ведется эта работа, снизилась утомляемость детей, сократились пропуски уроков по состоянию здоровья.

Остановлюсь на моих занятиях. Цель их – вернуть многообразный, цветной, движущийся мир в классные комнаты. Вместо традиционной сидячей позы ввести на урок режим меняющихся поз, поиск необходимой информации не только в книге, но и на большом расстоянии, например на плакатах и др.

Вот некоторые примеры работы по предупреждению близорукости и нарушения осанки у детей.

Упражнения с сигнальными метками. Это могут быть картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты, например в четырех углах потолка.

Картинки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы они составили единый зрительно-игровой сюжет, например сюжет из известной сказки. С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувств координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. Учитель периодически дает соответствующие команды и под счет «раз-два-три-четыре» дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5-2 мин.

Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке (рис. 1).

На моих уроках дети, занимающиеся в режиме динамической позы, они отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью. Дети более спокойны и уравновешенны. Следовательно, использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.