Цель:
- Иметь представление об алгоритмизации; о дискретности, детерминированности, конечности, массовости и результативности алгоритма; уметь приводить примеры из повседневной жизни.
- Развить умение составлять алгоритм и использовать его в повседневной жизни; развитие коммуникативных навыков, культуры общения, умения работать в парах.
Оборудование: 10 компьютеров, электронный учебник, магнитные палочки, спички, карточки для алгоритма, видеофрагмент из мультфильма “Простоквашино”, толковые словари, инструкционные карты, слайдовая презентация, демонстрационный экран, проектор, карта самоанализа.
Метод: частично-поисковый.
Приемы: беседа, работа с карточками, работа в парах, работа со словарем, работа с электронным учебником.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день, прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Я предлагаю вам сегодня поиграть.
II. Объяснение нового материала.
- Представьте такую ситуацию: я пришла с работы к вам в гости, очень голодная. Ребята, вы накормите меня? У вас в холодильнике только колбаса, масло, хлеб и сыр. Приготовьте мне бутерброд. Перед вами карточки, запишите, как вы будете его готовить. Через минутку сдайте.
Напишите, как приготовить бутерброд:
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5. _______________________________
6._______________________________
7._______________________________
8._______________________________
9._______________________________
10.______________________________
Давайте посмотрим что получилось (выбираю неправильный):
- Взять в одну руку колбасу.
- В другую руку сыр.
- Есть.
(На экране появляется видеофрагмент). Приложение 1
- Ой, ребята, а что не правильно? (“не по порядку”, “не по плану” – все ответы детей записывать на доску), т.е., если я вас правильно поняла, должно быть все по порядку?
- А почему бутерброд вкусный получился (писали по рецепту, по плану, по инструкции, по порядку).
- Я хочу еще с вами поиграть. Перед вами спички, их 15 штук. За один раз можно взять 1,2 или 3. Кто возьмет последнюю - проиграл. (Играют в паре)
- А я всегда в эту игру выигрываю. Вы мне верите? Давайте попробуем? (Играем со мной у доски при помощи магнитных палочек)
- Ребята, а почему я всегда выигрываю? (Знаю секрет, знаю решение задачи)
Посмотрите на доску: мы решили две задачи, а как мы их решали? (Обратить внимание учащихся на доску)
- по плану |
- А я знаю слово, которым можно заменить все эти слова! |
- по рецепту |
|
- по инструкции |
|
- по порядку |
- Хотите знать, что это за слово? (На доске появляется надпись АЛГОРИТМ).
- Ребята, перед вами словарики, давайте уточним, что такое АЛГОРИТМ? (работа со словарем) Запишите в тетрадь понятие алгоритма.
- Мы были с вами правы? (вернуться к надписи на доске).
- Если я вас правильно поняла, значит, алгоритм должен быть таким (например алгоритм приготовление яичницы):
1. Посолить;
2. Разбить 2 яйца;
3. Налить масло;
4. Кушать.
- Правильно?
- А что не так? (Нарушена последовательность)
- Т.е. должны быть правила составления алгоритма? Давайте посмотрим, эти правила в электронном учебнике. Приложение 2.
III. Закрепление нового материала.
- У вас есть алгоритм выполнения работы. (Работа по алгоритму, у каждой пары задания №6 разные).
Алгоритм работы:
- Запустите программу: папка “алгоритм” -
- В левом вертикальном меню выберите “Главная”.
- Изучите написанное. 10 минут
- В левом вертикальном меню выберите
“Алгоритм и его свойства” - Изучите.
- Составьте 1 слайд в презентации, где будет перечислены свойства алгоритма - 5 минут
папку “project” - запустите файл “index”.
(Ниже представлены задания № 6 из алгоритма работы)
(Расскажите назначение первого свойства, приведите пример; раскройте суть второго свойства, приведите пример; раскройте суть третьего свойства, приведите пример; раскройте суть четвертого свойства, приведите пример; расскажите историю понятия “алгоритм”; составьте пример алгоритма из повседневной жизни; составьте алгоритм приготовления к новому году).
- У каждого будет свое индивидуальное задание (выполняют)
IV. Гимнастика для глаз.
- Запустите файл физкультминутка. Приложение 3
- А теперь поморгали, посмотрели за окно, закрыли глазки, продолжаем работу.
- Сейчас каждый расскажет, чем он занимался (обсуждаем последние задания из алгоритма работы).
V. Итог урока.
- Так что же такое алгоритм?
- Какими свойствами он должен обладать?
Теперь возьмите карту самоанализа и заполните ее.
Тема урока. |
Чего я достиг на уроке. |
Я не понял |
Настроение |
Я научился сегодня: ________________ ________________ |
|||
Я знаю:__________ _________________ |
(2-3 человека зачитывают свои карты)
- А теперь посмотрите на меня. Закройте глазки те ученики, которые всё сегодня на уроке поняли и во всем разобрались (пронаблюдать, сделать выводы).
- Спасибо всем, вы молодцы, очень хорошо поработали. Урок окончен.