Концепция модернизации российского образования принятая в 2001году, основными целями развития образования в России определила повышение качества, доступности и эффективности.
Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии.
Современному педагогу недостаточно однажды приобрести знания и умения, необходимые для обучения и воспитания детей. Ему необходимо постоянно их приобретать, обновлять, корректировать и совершенствовать. Это требует немало времени больших как физических, так и умственных сил.
Поэтому сократить путь от теоретического вопроса «что делать?» к практическому «как делать?» помогает учителю методическая служба школы.
Методическая работа в школе – это комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Определены задачи методической службы:
- организация системной адресной методической поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников;
- создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов и роста их профессиональной компетентности;
- повышение роли победителей приоритетного национального проекта «Образование» в работе по распространению инновационного педагогического опыта, утверждение их лидерской позиции.
Методическая служба школы имеет следующую структуру:
Педагогический коллектив работает над единой методической темой: «Активизация творческого потенциала учителя и ученика через совместную деятельность».
Исходя из данной темы, определены основные цели и задачи по развитию участников образовательного процесса.
Данная модель взаимодействия способствует мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива в решении важнейших задач обучения, воспитания и развития школьников.
Методический совет осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива.
Он активизирует методическую работу в школе, способствует процессу демократизации управленческой деятельности. В ведении совета находятся вопросы:
- планирование внутришкольного контроля;
- утверждение форм и сроков аттестации учащихся;
- анализ авторских, модифицированных программ;
- планирование подготовки к педсоветам и семинарам;
- анализ деятельности методических объединений.
Методическая работа осуществляется в следующих формах:
- педагогические советы;
- методические семинары, совещания;
- методические объединения;
- индивидуальная работа с учителем;
- аттестация учителей.
Администрация школы уделяет особое внимание проведению педагогических советов. Тематика педагогических советов соответствует задачам школы, направлена на отслеживание результатов деятельности педагогического коллектива по основным направлениям, обозначенным в плане деятельности работы школы. В соответствии с анализом полученной информации в ходе подготовки и проведения педагогического совета принимаются решения по совершенствованию форм и методов работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности, по внедрению современных технологий обучения и воспитания, определяются приоритетные направления поисково-исследовательской деятельности.
В рамках подготовки к педагогическим советам проводятся методические совещания:
- изучение методики развивающего обучения;
- определение уровня обученности учащихся с целью характеристики стартовой позиции в планировании учебной деятельности;
- конструирование урока на основе эффективных форм, методов и средств обучения на различных этапах усвоения знаний;
- метод контроля остаточных знаний;
- создание авторских модифицированных программ.
Основной групповой формой методической работы в школе являются методические объединения. Работа методических объединений школы направлена на решение следующих задач:
- изучение и внедрение образовательных стандартов в школьную практику;
- освоение эффективных приемов, способствующих повышению уровня обученности учащихся;
- организация внеурочной познавательной деятельности;
- проведение школьных олимпиад и подготовка к городским олимпиадам и конкурсам;
- организация научно-исследовательской работы.
Определяя формы научно-методической деятельности с учителями, учитывается уровень профессионального мастерства учителя и индивидуальных запросов.
Практика показала, что кроме теоретических форм работы: (курсовая переподготовка, лекции) наиболее востребованы практико-ориентированные формы работы МО:
- взаимопосещение уроков;
- мозговые штурмы;
- круглый стол;
- панорама творческих идей;
- экскурсия в творческую лабораторию учителя;
- деловые игры;
- презентация педагогического портфолио;
- защита педагогического проекта.
Приобщение учителей к исследовательской работе, аналитическому осмыслению своей деятельности строится через их участие:
- в школьных и городских семинарах;
- в творческих группах;
- в городском конкурсе «Педагог, исследователь, новатор, разработчик»;
- в школьном и городском конкурсе «Учитель года»;
- в конкурсе-фестивале «Открытый урок»;
- во Всероссийских конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Школа является базовой площадкой по проведению городского конкурса педагогического мастерства «Учитель года». Это еще одна возможность знакомства с опытом работы лучших учителей города. Традиционно учителя школы активные участники городского конкурса педагогического мастерства. Среди них есть победители и лауреаты.
Наши педагоги не только сами вливаются в конкурсное движение, но и вовлекают в него своих учеников. Более 50% школьников участвуют в олимпиадах разного уровня.
Индивидуализация обучения и развития в большей степени находит отражение в организации внеурочной деятельности с учащимися по предмету, что помогает обеспечить широкие возможности для реализации интересов детей, создает поле творческой познавательной деятельности для выявления и развития разнообразных способностей школьников. Одной из форм такой работы является работа научного общества учащихся «Исследователь». Итогом работы являются научно-практические конференции, творческие отчеты и презентации. Лучшие исследовательские работы представляются на городской конкурс юношеских исследовательских работ.
Развитие творческих способностей учащихся и индивидуализация обучения осуществляется через работу факультативов, предметных школ (по физике, математике, химии).
В школе накоплен положительный опыт работы с одаренными детьми:
- «Субботняя академия» - начальная школа;
- предметные школы – средняя, старшая школа;
- профильные классы – старшая школа.
Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями: Московским открытым социальным университетом (МОСУ), Санкт-Петербургской Межрегиональной ассоциацией дополнительного образования, Ямальским нефтегазовым институтом (ЯНГИ).
Взаимодействие вузов со школой осуществляется через:
- лекции профессорско-преподавательского состава для учителей и учащихся школы;
- консультации по психологии и педагогике по запросам учащихся, учителей и родителей.
Тесное сотрудничество с вузами способствует развитию творческого потенциала, как учащихся, так и учителей.
Ключевой составляющей осуществляемого подхода к профессиональному развитию педагогов является возможность сделать выбор участия в различных моделях методической работы:
- по образовательным областям;
- на индивидуальной, дифференцированной, диагностической, соревновательной, инициативной основе.
Методическая работа в школе способствует формированию у педагогов устойчивой мотивации к самообразованию, саморазвитию, самореализации в профессиональной деятельности. Каждый учитель имеет индивидуальную папку (портфолио) в которой фиксируется участие в различных формах повышения квалификации: семинарах, научно-практических конференциях, мастер - классах, фестивалях, конкурсах. Мониторинг эффективности методической работы проводится на уровне учителя, методического объединения, школы.
Деятельность методической службы даёт положительные результаты, из 73 педагогов школы:
- 85% педагогов имеют квалификационную категорию;
- 31% - отраслевые награды;
- 2 учителя – звание «Заслуженный учитель».
- 1 – учитель удостоен гранта Президента РФ в номинации на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений ЯНАО.
В школе, как и в обществе, сегодня происходят огромные перемены. Посторонние видят лишь внешнее: появились лицеи, гимназии, колледжи... А педагоги переживают изменения: идёт пересмотр целей деятельности школы, реконструируется содержание образования, осваиваются новые педагогические технологии.
Школа обретает новое зрение, иной взгляд на ребёнка; школа меняет вечную свою фразу «ты должен» на другую – «ты имеешь право» и пытается увидеть в школьнике сначала ребёнка, человека, личность, а потом ученика.
Сегодня каждое учебное учреждение борется за ученика. Родителям и ученикам предоставлены широкие права образовательного выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без физических и психических перегрузок. А это в первую очередь зависит от уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности учителя.
Школа стремится стать местом радости для ребенка и учителя, местом спокойствия, терпимости и сотрудничества.